Основы транспортно-экспедиционной работы на транспорте
Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) предполагает единую ответственность за своевременную доставку и сохранность грузов от отправителя до получателя с комплексом специфических услуг, освобождающих грузовладельцев от несвойственных им сбытовых и распределительных функций, связанных с реализацией продукции, при использовании прогрессивных логистических технологий.
Транспортная экспедиция выделяется из сферы производства, торговли и транспорта и функционирует в качестве самостоятельного юридического лица. Транспортно-экспедиционные предприятия (фирмы) берут на себя функции, которые предшествуют непосредственно транспортировке или следуют за ней, ускоряя весь процесс доставки и минимизируя затраты по всей цепочке перевозки грузов.
Впервые такое обслуживание появилось в начале XIII в. — в период образования внутренних и внешних рынков Европы. Торговлю стали вести через посредников — фрахтеров, которые оплачивали сборы на границах, осуществляли смену лошадей, охраняли грузы в пути. В XVIII в. фрахтеры стали независимыми специалистами по торговым путям, что позволило им организовывать доставку грузов к основным торговым центрам за комиссионное вознаграждение. Конторы таких посредников появились в крупных морских портах Европы — Антверпене, Лондоне, Неаполе и др. Посредник получил название «экспедитор». Появление железных дорог упрочило положение экспедиторов.
Первые организации транспортно-экспедиционного обслуживания появились в России в 80-е гг. XIX в. на железнодорожном транспорте (в Америке — в 1815 г.). В XIX в. произошло разделение функций перевозчика и экспедитора и выделение транспортно-экспедиционного обслуживания в самостоятельную юридически закрепленную область деятельности с созданием Союзов экспедиторов.
В настоящее время существуют следующие объединения:
-Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА);
-Балтийский и международный морской совет (БИМКО);
-Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов и др.
Кроме предприятия ТЭО непосредственно на железнодорожных станциях, привлекавших грузы и пассажиров на железную дорогу и совершенствовавших перевозочный процесс, стали появляться самостоятельные крупные Транспортно-экспедиционные предприятия, выполнявшие все вспомогательные операции, связанные с выбором вида сообщения и организацией перевозочного процесса. Эти предприятия были полномочными посредниками между грузовладельцами и транспортными предприятиями. В Уставе железных дорог от 1922 г. предприятия ТЭО на железнодорожном транспорте были узаконены, а в 60-х гг. XX в. они начали развиваться и на автомобильном транспорте и явились связующим звеном в единой транспортной системе. В настоящее время на железных дорогах создают Центры фирменного транспортного обслуживания, основанные на принципиально новых взаимоотношениях с грузовладельцами с целью привлечения больших объемов грузов и повышения конкурентоспособности.
Значение транспортной экспедиционной деятельности особенно возросло с развитием контейнерных перевозок, что, в свою очередь, вызвало более широкое развитие смешанного сообщения. В смешанном сообщении обычно функции организатора всего транспортного процесса берет на себя крупная организация ТЭО. За рубежом экспедиторские фирмы имеют разветвленную сеть своих представительств во многих городах и странах мира.
В 1999 г. вышло Постановление Министерства труда России № 3 от 22.02.99 г. «Об утверждении квалификационной характеристики должности "транспортный экспедитор"», в котором оговорены обязанности работников по экспедированию грузов.
Экспедитор должен:
- выполнять доставку грузов с гарантией сохранности на условиях и в сроки, оговоренные договором с грузовладельцем;
- координировать взаимодействие всех участников процесса доставки;
- составлять технологические и экономические обоснования схем и маршрутов доставки с учетом требований грузовладельцев;
- предоставлять услуги по приему, перевозке и выдаче грузов;
- следить за маркировкой и обозначением грузов и пломбировкой транспортных средств;
- отслеживать ход, сроки и условия выполнения перегрузочных, складских и упаковочных работ; нанимать (фрахтовать) транспортные средства (автомобили, вагоны, суда, самолеты).
Экспедитор оформляет:
- товарно-транспортные документы на всех этапах реализации процесса перемещения груза по маршруту, а также таможенные декларации и другие документы, необходимые для таможенной очистки грузов;
- страховые документы;
- коммерческие и другие акты при повреждении, недостаче грузов или транспортных средств, нарушении пломб.
В обязанности экспедитора входит:
- расчет провозных платежей и сборов;
- учет документации и составление статистической отчетности и транспортно экспедиционной деятельности.
- информировать грузовладельцев о движении и прибытии грузов;
- осуществляеть при необходимости сопровождение грузов, переадресовку или реализацию невостребованных грузов, их розыск;
- вести дела по претензиям.
Экспедитор организует контейнерные перевозки, начиная с подбора и доставки оптимального типа контейнера, проводит контроль движения контейнеров, вывоз их по графику с учетом возврата порожних и завоза груженых и т.д. В обязанности экспедитора могут входить также операции по маркетинговым исследованиям рынка, укрупнению и разукрупнению партий отправки, подбору ассортимента; упаковке, маркировке и хранению грузов; отслеживание уровня материальных запасов; консультации по рациональной таре и упаковке, правовым и финансовым вопросам.
Экспедиторские фирмы также занимаются перевозкой бытовых грузов и пассажиров на магистральных видах транспорта (перевозка домашних вещей, доставка на дом получателю багажа, мебели из магазинов и складов или топлива, предоставление грузовых автомобилей-такси, упаковка и отправка домашних вещей, транспортировка сельскохозяйственной продукции на рынки и т.д.).
Транспортно-экспедиционные предприятия могут располагать складами, базами, сортировочными и накопительными центрами и терминалами, цехами по выпуску тары и упаковки, автомобилями, контейнерами, перегрузочной техникой и др.
Указанные обязанности экспедитора требуют знания законов и других нормативноправовых документов, международных соглашений и конвенций по транспорту; оптимизационных методов для выбора транспортных средств и маршрутов перевозки; принципов построения тарифов, льгот, скидок на разных видах транспорта; основ товаро- и грузоведения; норм экологии и безопасности движения; основ законодательства о труде и его охране.
Транспортно-экспедиционные фирмы отвечают за все звенья процесса перевозки, а предприятия транспорта в этом случае выступают в роли субподрядчиков. Крупные организации ТЭО имеют договора со множеством транспортных предприятий, например японская фирма «Ниппон-Экспресс» сотрудничает с 15 тысячами автохозяйств. Среди отечественных фирм можно отметить концерн «Союзвнештранс», ОАО «Союзтранзит», ОАО «Сов-фрахт», ЗАО «Совтрансавто», концерн ЭСТО и др. С Россией активно сотрудничают иностранные фирмы «Весотра» (Германия), «Асотра» (Австрия), «Италсотра» и «Долфин» (Италия), «Сайма Лайнз» (Финляндия) и др. Некоторые компании ТЭО закрепились на определенных линиях, осуществляя перевозку контейнеров «от двери до двери» по собственному перевозочному документу, в частности японские, работающие в Скандинавии, Африке, Латинской Америке, которые ввели в обиход название «оператор мультимодальной перевозки».
Большинство организаций ТЭО являются акционерными обществами. За рубежом их деятельность регулируется специальными акционерными законами, например, во Франции законом о торговых товариществах от 1966 г., в Англии — Законом о компаниях от 1985 г., в США положение таких предприятий определяется законами отдельных штатов. В США доступ в отрасль грузовых экспедиторов достаточно затруднен — они должны отвечать повышенным требованиям пригодности к выполнению своей деятельности. В Европе законодательство защищает интересы экспедитора. Например, в Германии заявление для регистрации экспедиторского общества рассматривается в суде в присутствии учредителей, членов правления и наблюдательного совета, и если фирма обслуживает город, то она регистрируется в муниципалитете; мелкие специализированные экспедиции могут пройти регистрацию в порту или на железнодорожной станции.
Экспедитор при участии в создании логистической системы, особенно если он имеет свой склад или контейнерный терминал, получает постоянных заказчиков и преимущественное право доставки груза. Роль экспедитора в последнее время возросла в связи с внедрением метода логистики по принципу «точно в срок». Так, сейчас образовались фирмы по доставке почтовых корреспонденции (информации) и посылок (мелких партий грузов) по всему миру в кратчайшие сроки (в пределах одних суток), например Атепсап Ехргеss, Federal Ехрress FedEx, автомобили которых можно увидеть и на дорогах России. В Германии, например, доставка почты осуществляется по разным графикам при различной оплате: до утра следующего дня, в течение дня, в ограниченный срок. Контейнеры в Германии доставляются по принципу «за ночь».
Основными направлениями развития и совершенствования ТЭО можно
1) считать расширение услуг и ответственности за их выполнение;
2) подготовку кадров;
3) более тесное взаимодействие видов транспорта и клиентуры и др.
4) создание единых информационных систем и центров для отдельных регионов, всей страны или ряда стран. Что дает возможность в оперативном режиме осуществлять сбор и обработку информации обо всех грузопотоках, перераспределять их по направлениям, обеспечивать обратную загрузку транспортных средств, перебрасывать подвижной состав под конкретные грузопотоки в любой стране, применять безбумажную технологию при документообороте, централизацию расчетов и т.д.