Взаимодействие, координация и конкуренция на транспорте
Единство транспортной системы дает возможность устанавливать рациональные сферы деятельности каждого вида транспорта, внедрять совершенную технологию и формы взаимодействия, осуществлять со стороны государства координацию работы взаимодействующих видов транспорта для ускорения перевозочного процесса и снижения затрат (транспортных издержек обслуживаемых предприятий).
Взаимодействие на разных видах транспорта заключается в слаженности и согласованности операций (технологий) при их участии в общем перевозочном процессе.
Преимущественная сфера использования каждого вида транспорта основана на его техникоэкономических особенностях, размещении транспортной инфраструктуры на территории страны или города, стоимости и времени перевозок. Поэтому в отдельных случаях имеет место однозначное применение конкретного вида транспорта для перевозок грузов определенной группы или на определенные расстояния. Например, для трансконтинентальных перевозок массовых грузов используется морской транспорт как основной при подвозящем железнодорожном, речном или автомобильном транспорте; перекачка газа осуществляется с помощью трубопроводов; воздушный транспорт чаще применяется при перевозке пассажиров на дальние расстояния, а для перевозки пассажиров в крупных городах отдается предпочтение метрополитену.
Немаловажное значение имеет стоимость или значимость груза, а также технология его перевозки. Так, при доставке грузов в контейнерах увеличивается эффективное расстояние перевозки на автомобильном транспорте до 400 — 500 км, скоропортящихся грузов — до 600 — 900 км (обычно это эффективная сфера работы железной дороги).
К необходимости выбора вариантов взаимодействия различных видов транспорта приводят:
- своеобразие транспортной системы;
- желание уменьшит стоимость перевозки;
- желание повысить скорость доставки.
В вопросах взаимодействия различных видов транспорта автомобильный транспорт играет особую роль, так как только он способен осуществлять доставку «от двери до двери», что позволяет ему работать с любым другим видом транспорта. Кроме того, время доставки благодаря его технологии бывает наименьшим. Но из-за высокой себестоимости и экологичности участие автомобильного транспорта в смешанном сообщении необходимо обосновать с помощью сравнительных расчетов.
Установлено, что на расстояния до 200 км автотранспорт может доставить груз в 12 раз быстрее, чем в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении, и в 5 раз быстрее, чем в прямом железнодорожном сообщении; на расстояния до 500 км -быстрее соответственно в 7 и 3 раза, однако конкретные условия требуют дополнительных расчетов.
Для международной торговли используются обычно несколько видов транспорта, т.е. смешанное (мультимодальное) сообщение. Так, 35% всех грузов приходится на смешанное автомобильножелезнодорожное сообщение, 90 % перевозок на морском транспорте осуществляется при участии железнодорожного и речного сообщений.
Недостатки, возникающие из-за различной технологии работы видов транспорта при взаимодействии, следующие:
- разные мощности перевалочных пунктов, отсутствие их специализации;
- диспропорции в развитии смежных видов транспорта;
- слабая специализация перевалочных пунктов по родам грузов;
- несогласованность расписаний;
- незаинтересованность работы в смешанном сообщении;
- просчеты в планировании и управлении перевозочным процессом;
- несовершенство транспортно-экспедиционной работы с освобождением грузовладельцев от ряда операций, связанных с транспортным процессом;
- незначительное использование прямой перегрузки;
- неразработанность бесперегрузочного сообщения и др.
Имеются также и недостатки, связанные с несовершенством единой технической и правовой основы взаимодействия:
- отсутствие норм и ГОСТов по унификации типоразмеров транспортных и перегрузочных средств;
- несогласованность перевозочных документов;
- невозможность обеспечения единой ответственности за доставку груза на всем пути следования.
Взаимодействие различных видов транспорта осуществляется в транспортных узлах, где перерабатывают грузопотоки и обслуживают пассажиров, перемещают грузы с одного вида транспорта на другой. Затраты на перевалочные работы составляют значительную часть стоимости перевозки, а место перевалки является местом повышенного риска. Доля непроизводительных простоев доходит до 70 % общего времени нахождения железнодорожного вагона в узле. При пассажирских перевозках места пересадки на другой вид транспорта причиняют пассажирам повышенные неудобства. Одним из направлений ликвидации указанного недостатка смешанного сообщения можно считать развитие интермодальных технологий.
Транспортные узлы могут быть федерального и регионального уровней (для местных грузопотоков). С 60—70-х гг. XX в. понятие «узел» как пункт соединения нескольких видов транспорта преобразовалось в понятие «терминал» — место стыка двух или более транспортных путей со сложным комплексом инженерно-технических сооружени.
Комплекс сооружений включает в себя:
- развитое складское хозяйство;
- услуги экспедиционного сервиса и коммерческого и административного оформления груза (в том числе таможенную очистку1).
Терминал может предоставить услуги по:
- упаковке;
- сортировке;
- маркировке;
- хранению скоропортящихся грузов при соответствующих температурах;
- складированию на таможенных складах и др.
Сейчас наметился новый подход к размещению перевалочных пунктов -создание не просто терминалов, а логистических транспортно-распределительных систем, или центров дистрибуции (распределения грузов). Большие преимущества имеют терминалы или центры дистрибуции, расположенные на трассах международных коридоров.
1) Смешанное железнодорожно-речное сообщение имеет наиболее давнюю историю. К речным портам (пристаням) прокладывали железнодорожные пути и образовывали перевалочные пункты. В 1916—1917 гг. был создан проект организации перевозок грузов с Дальнего Востока и из Сибири в европейскую часть страны по железной дороге, затем водным транспортом до Тюмени, далее железной дорогой до Пермского узла, а оттуда по Каме и Волге до мест назначения. Уже в плане ГОЭЛРО была отмечена необходимость строительства речных портов для передачи грузов с водного транспорта на железнодорожный. В настоящее время этот вид сообщения обслуживается примерно 20 судоходными акционерными компаниями. Перевалочные операции производятся в 60 пунктах нашей страны, 70 % которых находятся в ее европейской части.
Развитие смешанного железнодорожно-речного сообщения связано с ограничениями прямой доставки из-за географического расположения рек, освобождением производственных мощностей железнодорожного транспорта в сезон работы речного транспорта, использованием железнодорожным транспортом в межнавигационный период складов речного транспорта, сокращением транспортных расходов в случае прямых перевозок одним видом транспорта.
До 90 % всех перевозок в смешанном железнодорожно-водном сообщении составляет уголь; с перевалкой идет по рекам 30% соли и 25 % хлебных грузов. Наибольшее распространение этот вид сообщения получил при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющие прямых связей с общей железнодорожной сетью; а также при значительной загрузке отдельных участков железной дороги (высоком показателе грузонапряженности). Подобные перевозки могут быть дешевле (если это подтверждено сравнительными расчетами), несмотря на дополнительные перевалки груза.
2) Смешанное железнодорожно-автомобильноесообщение стало интенсивно развиваться благодаря централизованной системе вывоза-завоза грузов с железнодорожных станций крупными автотранспортными организациями, особенно при контейнерных перевозках. Этому развитию способствовало и создание терминалов, выполняющих распределительные функции (центров дистрибуции), а также развитие логистического подхода к системам доставки по принципу «точно в срок». Разнообразие технологий работы и автономность автомобильного транспорта позволяют ему, особенно в смешанном сообщении с железнодорожным транспортом, использовать различные транспортные схемы, прежде всего прямую перегрузку из вагонов. Создание центров дистрибуции при ликвидации мелких предприятий железнодорожного транспорта и при правильной координации работы с автомобильным транспортом позволяют последнему перевозить грузы по близлежащим регионам. Расстояния перевозки и места расположения центрв дистрибуции должны быть обоснованы соответствующими расчетами.
3) Автомобильно-водное сообщение связано с вывозом грузов автомобильным транспортом из портов и с пристаней (с судов или складов), нерудных строительных материалов непосредственно с причалов их добычи, овощей в контейнерах, загружаемых на полях и затем перевозимых водным транспортом.
4) Морской транспорт взаимодействует с речным, железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Взаимодействие с речным транспортом осуществляется двумя способами: перегрузкой на речные суда непосредственно или через склады и с помощью судов «река—море», т.е. более прогрессивной интермодальной технологии. Взаимодействие с железнодорожным транспортом осуществляется при прокладке непосредственно на территории порта железнодорожных путей для ускорения процессов прямой перегрузки или через склад. Автомобильный транспорт осуществляет подвоз или вывоз грузов, в основном с территории складов, а также пассажиров — непосредственно с территории порта, особенно при круизном обслуживании.
5) Воздушный транспорт взаимодействует главным образом с автомобильным, так как объемы перевозимых грузов незначительны. Железнодорожные ветки и автобусные маршруты пассажирского транспорта могут подходить близко к зданиям аэровокзалов.
В связи с тем, что 80 % грузовых потоков смешанного сообщения начинаются и заканчиваются на промышленных предприятиях, встает вопрос о взаимодействии (интеграции) магистрального транспорта с промышленным.
В городах метрополитен взаимодействует с железнодорожным транспортом (строятся общие станции пересадки), а автомобильный транспорт — с железнодорожным, авиационным, морским и речным, подвозя пассажиров непосредственно к зданиям вокзалов (терминалов), часто по специальным маршрутам. В городе автомобильный транспорт кроме самостоятельной работы может выполнять роль подвозящего, т. е. взаимодействующего с другими видами городского транспорта.
Для международных перевозок по расчетам, проведенным международной торговой организацией ЮНКТАД, установлено, что в мире должно быть примерно 80 мультимодальных терминальных комплексов или центров дистрибуции с полным набором услуг. В настоящее время идет глобализация (укрупнение) транспортных компаний, а также производственных фирм. В Европе действует 20 крупных экспедиционных и логистических центров дистрибуции с оборотом каждого более 1,5 млрд немецких марок при общем обороте 100 млрд немецких марок. Объединяются также системы путей сообщения, например железные дороги Германии и Голландии и их грузовые службы для более быстрого решения проблем взаимодействия при прохождении товаропотока. Установлено также, что в Европе необходимо создание четырех железнодорожных крупных контейнерных терминалов (в США уже создано четыре).
Глобализация идет и в системах связи: например, на линии Роттердам —Гонконг—Нью-Йорк — самом активном направлении международного сообщения, прежде всего по перевозке контейнеров.
Координация (от лат. со (сит) — вместе совместный и ordinates-упорядоченный, определенный) — это согласование объемов перевозки, технологий, расписаний движения разных видов транспорта при их взаимодействии. Железнодорожные вагоны находятся в движении 18 — 20% всего их рабочего времени; локомотивы— 50 — 60%; суда речные и морские — 60 — 65%, остальное время уходит на простои из-за различий в технологиях, несогласованности действий при прямых перевалках, недостаточной емкости и неэффективного режима работы складов и др.
Для решения вопросов координации необходимо разрабатывать специальные планы-графики, в частности непрерывный план-график работы в транспортном узле (НПГРТУ), основными задачами которых являются:
- согласование деятельности всех видов транспорта в оперативном режиме из-за стохастичности транспортного процесса;
- подготовка фронта работ и перегрузочной техники к моменту прибытия транспортных средств;
- совершенствование складской технологии перегрузки грузов;
- создание устойчивого ритма транспортного конвейера;
- повышение общей производительности при сокращении времени обработки транспортных средств;
- ускорение доставки грузов.
Такой план-график должен иметь оперативную информацию по номенклатуре, направлению и виду перевозки, структуре парка подвижного состава, нормативам обработки транспортных средств, возможностям и объемам перегрузки грузов по прямому варианту и др.
Конкуренция на транспорте
В рыночных условиях, когда даются одинаковые права всем субъектам рыночных отношений, встает вопрос о конкурентной борьбе, соперничестве между различными видами транспорта или внутри каждого из них за право получения заказов. Конкуренция основана на различиях в возможностях разных видов транспорта, их предприятий, технологий, затрат, предоставляемых заказчику услуг и качества этих услуг, организации работ и пр. Важный фактор в конкурентной борьбе — это соблюдение сроков доставки. Например, срывы доставки по железной дороге связаны с нарушениями плана формирования поездов, опозданием из-за несвоевременного оформления грузов в связи с занятостью вагонов под разгрузкой, длительной сортировкой вагонов по направлениям и др.
Конкуренция имеет и положительные стороны — в этой борьбе победит тот, кто максимально качественно удовлетворит требования заказчика и предоставит максимум удобств пассажирам при низких ценах. Одну из главных ролей в конкурентной борьбе играет стоимость проезда (рис. 2.8) и срок доставки, поэтому конкурирующие предприятия не будут завышать цены даже при уменьшении сроков доставки, что положительно скажется на экономике страны и благополучии населения.
Обычно конкуренция является неотъемлемой частью полноценного рынка, но монополизация какого-либо вида деятельности может привести к ущемлению прав потребителей, нерациональному расходованию ресурсов и социально неблагоприятным последствиям. Поэтому во многих странах мира создаются антимонопольные законы, так как монополизм устраняет конкуренцию. Например, в США антимонопольная политика в настоящее время базируется на Законе Шермана от 1890 г., согласно которому все монополии объявлялись противоправными. Европейские антимонопольные системы не считают монополии противоправными, но закон борется против их злоупотреблений, особенно в части установления завышенной цены или недопуска на рынок других предприятий.
Конкуренция внутри каждого вида транспорта носит, как правило, демпинговый характер при наличии (избыточности) предложений. Такая ситуация характерна прежде всего для автомобильного транспорта в связи со спецификой его рынка. На морском транспорте на Дальневосточном направлении активную конкуренцию составляют китайские так называемые «боевые суда», предлагающие дешевые транспортные услуги параллельно с судами линейных конференций, забирая тем самым значительный грузопоток. Такую же политику проводят транспортные работники Китая и в отношении железнодорожных перевозок, активно развивая Трансазиатскую магистраль от порта Ляньюньгань.
При применении принципов логистики и развитии экспедиционного обслуживания конкуренция между разными видами транспорта переходит в область взаимодополняемости, что расширяет возможности заказчика по выбору наиболее подходящего вида транспортного обслуживания.
Железная дорога при перевозке грузов на относительно небольшие расстояния конкурирует с автомобильным транспортом; при перевозке грузов и пассажиров на средние расстояния в летний сезон — с автомобильным и речным транспортом (в основном, в районах прилегания к рекам); при перевозке пассажиров на средние расстояния — с воздушным транспортом. В последнее время в конкурентной борьбе за перевозки между железнодорожным и автомобильным транспортом, особенно при перевозках грузов в контейнерах, явное преимущество имел последний. Однако экологическая ситуация в мире способствует распространению электрифицированного железнодорожного транспорта как экологически более чистого, дешевого и высокоскоростного. Кроме того, железнодорожный транспорт предпринимает попытки внедрения новых технологий (положительный аспект конкурентной борьбы), в частности специализированных прямых скоростных поездов с минимальным сроком доставки для перевозки контейнеров с грузом из России в Германию и другие европейские страны, грузов из Японии и стран восточного региона в Европу через территорию России. Это представляет большую конкуренцию морскому транспорту и смешанному сообщению, осуществляющим в настоящее время перевозки данных грузов. При дешевой перевозке грузов в контейнерах морским транспортом от портов стран Азиатско-Тихоокеанского региона до европейских портов (Роттердам, Гамбург и др.) сроки доставки составляют 35 сут (без учета времени погрузки-разгрузки), а Транссибирская железнодорожная ма- Iистраль, даже с учетом морской составляющей, может доставить контейнеры по территории России за 18—20 сут по новой логистической технологии (в апреле 1998 г. контейнерный поезд преодолел путь 10538 км от Находки до Бреста за восемь с небольшим суток со среднесуточной скоростью 1150 км, что в два с половиной раза выше, чем на морском транспорте).
В настоящее время конкурентная способность различных видов транспорта или технологий должна обосновываться не только экономикой, но и экологией, и общей безопасностью, т.е. с учетом принципов логистики.
Совершенно естественно, что взаимодействие видов транспорта, координация их деятельности, а главное, конкуренция должны регулироваться государством.