Влияние рыночных условий экономики на работу транспорта. Логистика на транспорте
Рынок — система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров и денежных средств, для которых характерна свобода субъектов в выборе покупателей и продавцов (контрагентов), определении цен, формировании и использовании ресурсных источников.
В более узком смысле слова под рынком понимается сфера свободного обращения товаров и капиталов, а также движения рабочей силы и др. В связи с этим различают рынки товаров, услуг, капиталов (инвестиций), рабочей силы, идей и информации и т.п. Роль государства при этом ограничивается установлением и осуществлением косвенных регулирующих мер.
Рынок предполагает разнообразие форм собственности и путей превращения сбережений в инвестиции (вложения); личную и коллективную ответственность и материальную заинтересованность субъектов рынка в результате их труда. Рынок имеет свои территориальные границы, например, существуют локальный, региональный, мировой рынки.
Локальный, или местный, рынок — совокупность отношений продавцов и покупателей какого-либо товара или товарной группы, сфера конкретной деятельности (например, рынок сельскохозяйственной продукции или продукции автомобильной промышленности). Региональный рынок охватывает большую территорию, а мировой рынок связан с внешнеторговой деятельностью государства.
Рыночная экономика построена по принципу «товар — деньги — товар», т. е. только реализованный в период спроса товар позволяет получить вложенные в его производство средства с достаточной прибылью, что позволяет развивать дальнейшее производство (воспроизводство) и при необходимости повышать качество товаров и услуг.
Развитие рыночных отношений требует разработки нового подхода к формированию и реализации материального потока (потока товаров). Такой подход поможет точно определять количество производимого товара, его качество и сроки изготовления согласно существующему спросу на него; снижать запасы товара на складах, что ускорит движение денежных средств; обеспечивать своевременность доставки при снижении стоимости по всей цепочке «производство — транспорт—потребление».
Транспорту отводится во многом главенствующая роль в развитии рыночных отношений, так как он участвует и в производственном процессе создания продукции (товара), и в ее реализации при своевременной доставке в сферу потребления. Трудности возникают из-за того, что транспорт -это большая сложная система со множеством взаимодействующих элементов, а также из-за особенностей производимой этой системой продукции.
Спрос на рынке — это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени.
Предложение — это количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.
Определение периода времени производства и доставки товара очень важно, так как спрос и предложение ограничены сроком действия. Например, спрос на летнюю одежду будет высоким с весны до конца лета, максимум — до начала осени при хорошей погоде, затем спрос упадет и возобновится весной будущего года, но на другой товар, так как мода, скорее всего, изменится. Товарные остатки или не будут реализованы, или будут проданы по очень низкой цене, которая не вернет вложенные в товар средства с учетом затрат на хранение в течение всего зимнего периода (производители стараются снизить цену до минимально возможной в конце сезона, чтобы не оставлять товар на хранение, устраивая так называемые распродажи).
Спрос, например, на внутренний речной транспорт — сезонный, длится в южных районах примерно 240 дней, а в северных — 120 дней, за которые транспортные предприятия должны осуществить все заявленные перевозки, иначе возможны случаи замерзания судов с грузом на речных путях (суда стоят до начала весеннего схода льда или терпят бедствие при сжимании льдом).
Рыночные отношения заставляют всех участников системы производства, транспортировки и потребления объединить свои усилия таким образом, чтобы производить ровно столько товара, сколько требуется на рынке, и доставлять этот товар к моменту, определенному спросом в сфере потребления. Применявшиеся методы организации производства, транспортировки и потребления не гарантировали сроки доставки и не всегда способствовали уменьшению стоимости товара. При рыночных отношениях это делает товар неконкурентным, в результате чего производители становятся банкротами и уходят с рынка.
Работу рынка можно проследить по следующей схеме.
В сферах потребления Y возникает спрос Si, на изготавливаемый в сферах производства I определенный вид товара i конкретного качества Кi количества Qi. Причем спрос Si, имеет, как говорилось выше, определенную длительность ti = t1,…,tn а также направленность Li-y и является функцией от указанных величин: где Li-y — расстояние между сферами производства и потребления. Образуется цепочка: Si = f (Qi, Ki, ti, Li-y )
Сигналом к работе цепочки будет информация о возникновении спроса Si.
Транспорт должен быстро передать груз из сферы Iв сферу У, чтобы успеть к началу действия спроса Si с минимальными затратами на перевозку и с полной гарантией сохранности груза, его качества и окружающей среды. Надо помнить, что стоимость транспортной продукции войдет в стоимость груза как товара на рынке.
Ни до времени ti, ни после него товар фактически не может быть реализован, так как до времени ti производитель не будет выпускать товар (нет спроса), а после спада спроса на товар производить его не будет смысла, так как затраты не окупятся.
Появилось новое понятие -- риск — опасность, следствием которой являются убытки из-за возможного изменения стоимости продукта на рынке в связи с несвоевременными сроками доставки товара или потерей его количества и (или) качества при транспортировке.
Особую сложность составляет определение мест риска. Характерным примером последних являются перегрузочные процессы из-за возможной несогласованности работы подвижного состава и перегрузочной техники, порчи тары и упаковки, несоответствия грузоподъемности транспортного средства и мощности механизмов и т.п., что может привести к разрыву или удлинению по времени цепочки (2.1) и в конечном итоге к увеличению стоимости товара и несвоевременной его доставке.
В соответствии с ГОСТ 51005—96 «Услуги транспортные. Номенклатура показателей качества перевозок» качественной можно считать перевозку, отвечающую требованиям сохранности груза (доставка без потерь, повреждений, загрязнений), своевременности доставки согласно договоренности с заказчиком или расписания движения транспортных средств, надежности, скорости, выполнения определенных условий заказчика и т.д.
В самой сущности стандарта заложена необходимость проектирования и реализации транспортного процесса таким образом, чтобы полностью удовлетворить потребности заказчика.
Акцент на требования заказчика (клиента) означает обязательную необходимость выполнения оговоренных условий по качеству, срокам и другим особенностям поставки товара. Учет требований клиента в рыночных условиях гарантирует нормальные отношения между участниками цепочки (2.1) на возможно долгий период, т. е. постоянство клиентов и транспортных работников.
Рыночные отношения потребовали создания такого метода или подхода к анализу, планированию и реализации работы участников цепочки (2.1), который сократил бы время и стоимость как производства, так и доставки необходимого товара. Только на основе детального расчета по каждому элементу в отдельности и по всей системе в целом можно гарантировать нормальный баланс запасов, оптимальные материальные и временные затраты и высокое качество обслуживания.
Таким методом на сегодня является логистика — искусство управления материальными потоками от первичного источника до потребителя.
Можно определить логистику иначе — это алгоритм, управляющий материальным и соответствующим ему информационным потоком, которые требуют на каждом этапе соблюдения определенных принципов, подкрепленных научными теориями, для получения оптимального решения.
Однозначного толкования понятия «логистика» нет, но во всех определениях можно выделить главное — логистика позволяет разрабатывать, направлять и контролировать материальные потоки и связывающую их информацию от производителя до потребителя во времени и пространстве с наименьшими затратами при максимальной приспособленности к изменяющейся обстановке на рынке и в пути следования груза или пассажира, гарантируя высокое качество поставки в соответствии с требованиями клиентуры. Именно логистика позволяет определять оптимальное соотношение между затратами на производство и доставку, размеры запасов и качество обслуживания, что является основным требованием клиентуры и экономики в целом.
Логистика позволяет сокращать уровень складских запасов сырья и готовой продукции на 30 —50 %; ускорять транспортировку в 1,5 —2 раза; улучшать использование производственных мощностей фирм производителей продукции на 20 —50%.
Применение логистических подходов к созданию системы удовлетворения спроса потребителя позволяет в отдельных случаях практически обходиться без складов или иметь минимальные запасы продукции, что значительно удешевляет стоимость товара, так как расчет на основе логистики позволяет определить ритмы производства и вывоза готовой продукции (поставки в сферу потребления). Естественно, это усложняет работу транспорта, каждый вид которого, работая по своей технологии (см. гл. 4), в таких условиях должен приспосабливаться к ритму обслуживаемого предприятия.
Развитие логистики стимулирует необходимость быстрой реакции производителей на конъюнктуру рынка, легкой адаптации (приспособления) к изменяющимся ситуациям, связанным с сезонностью, сменой политики и другими факторами, влияющими на спрос и предложение.
Основная задача логистики состоит в создании такой системы, которая с наименьшими затратами будет максимально приспособлена к изменяющейся рыночной обстановке для повышения доли данного клиента на рынке и получения им преимущества перед другими клиентами благодаря срокам, стоимости и качеству обслуживания объектов рыночного спроса.
Найдя закономерности в системе на основе анализа ее состояния и поведения и выразив их численно, можно построить адаптивную (приспособленную) систему с обратной связью, что позволит управлять ею в более жестких изменяющихся рыночных условиях.
Связь с внешней средой позволяет получать информацию в оперативном режиме как о протекании процесса взаимоотношений между участниками, так и о сбойных ситуациях, например о ДТП по маршруту следования, закрытии на ремонт участка дороги, гололедице.
Логистика дает возможность заранее рассчитать варианты изменений процесса при сбойных ситуациях, что позволяет быстро реагировать на них во избежание потерь времени.
Приспособляемость системы к условиям эксплуатации должна проявляться в учете множества требований или ограничений практики, прежде всего при решении задачи маршрутизации. Например, существуют особые требования при формировании и реализации маршрутов перевозки опасных и сверхнормативных грузов, неучет которых может привести к таким серьезным последствиям, как потеря груза, экологическое загрязнение, разрушение дорог и искусственных сооружений.
Решение транспортных задач в связи со сложностью и стохастичностью процесса транспортировки требует при составлении проекта перевозки анализа возможных (возникающих) ситуаций на каждом этапе, т.е. применения ситуативных методов, или логистических процедур. Такой подход позволяет предусмотреть заранее все варианты сложного процесса и наметить пути его оптимального или рационального протекания с учетом внешнего воздействия.
Отметим основные принципы, закладываемые в логистическую систему транспортировки, и задачи, разрабатываемые с учетом этих принципов.
Принцип общей ответственности {ответственности фирмы} определяет поведение каждого участника общего транспортного потока, который должен быть допущен к выполнению работ в соответствии с требованиями перевозки данного груза или пассажиров (например, профессионального отбора для перевозки опасных грузов); выбор рационального режима движения, соответствующего показателям транспортного потока; поддержание технического состояния подвижного состава и оборудования, задействованных в перевозках, для безаварийной работы и ряд других задач по уменьшению отрицательного воздействия на скорость и безопасность других участников движения и окружающую среду.
Принцип активной и пассивной адаптации к условиям эксплуатации влияет на подбор подходящего вида транспорта, подвижного состава, тары и оборудования; трансформацию (изменение параметров) транспортной сети для гарантий безопасности проезда; требует проверки искусственных дорожных сооружений (железнодорожного переезда, мостового сооружения и т.п.); выбора места проведения и организации перегрузочных работ и др.
Принцип безопасности определяет задачи рациональной организации дорожного движения; сохранности груза, дороги и ее искусственных сооружений; обеспечения технических требований к подвижному составу; анализа мест возникновения риска и мер, особенно превентивных (предупредительных), по его ликвидации; выбора структуры информационной сети для своевременного получения информации; определения степени надежности информации; анализа возможных ситуаций на этапе проектирования; лицензирования деятельности и сертифицирования подвижного состава и оборудования; повышения квалификации работников транспорта; медицинского контроля водителя и др. Сюда входит весь комплекс задач для обеспечения гарантированной доставки груза или пассажира при безаварийной работе.
Принцип экономии ресурса потребителя (принцип наименьших затрат) лежит в основе подбора тары и упаковки по объему кузова (грузовместимости транспортного средства); применения самопогрузчиков для уменьшения простоя под перегрузочными работами; поиска рационального способа трансформации параметров транспортной сети (за которые платит заказчик перевозок); рационального размещения предприятий для уменьшения непроизводительных затрат средств и времени на доставку транспортного средства; управления запасами при обеспечении своевременного вывоза готовой продукции; способов сокращения себестоимости транспортировки и др. Решаются задачи уменьшения затрат потребителя на перевозку его продукции.
Принцип эффективности требует поиска кратчайших или рациональных путей следования; выбора приспособленного под груз и условия эксплуатации вида транспорта и подвижного состава; уменьшения материального ущерба от потери груза и его качества, в том числе подбором соответствующей тары и упаковки и специализированного подвижного состава; определения партионности отгрузки; способа ведения складского хозяйства; подбора соответствующего грузу, его упаковке и условиям эксплуатации транспортного средства и техники и технологии перегрузочных работ и др. Решение большинства задач дает транспортному предприятию возможность сократить затраты на перевозку.
Система, позволяющая учитывать конъюнктуру внешней среды, рынка, всевозможные ситуации и выдавать стратегическое (перспективное) решение с учетом негативных воздействий и мер их устранения, создавая при этом возможность управления, может разрабатываться только на принципах логистики. Поскольку материальные потоки должны рассматриваться вместе с информационными, то логистика обеспечивает соединение стратегических и тактических целей в управлении.
Как всякая сложная система, транспортная система должна компенсировать действие помех и возвращаться в равновесное состояние (быть стабильной и иметь запас устойчивости, или демпфирование). Например, если транспортное средство по какой-то причине сломалось на маршруте перевозки, перевозчик обязан доставить груз с помощью либо перегрузки его в новое транспортное средство, либо выделения транспортного средства с новой партией груза в минимальные сроки. Для логистических систем нужно рассчитать границы, внутри которых при авариях система способна возвратиться в первоначальное состояние. На многих транспортных предприятиях всегда имеется запас транспортных средств, способных выполнить перевозку при отказе вышедшего на линию подвижного состава.
Из-за сложности динамики и эволюции больших систем, их стохастичности и неопределенности развития и других особенностей сегодня не существует универсальной модели транспортного процесса, дающей возможность учитывать все ситуации и возможные сценарии. Тем не менее наука продолжает поиск и развитие методов, позволяющих учесть как можно больше негативных ситуаций, возникающих на практике, чтобы иметь уверенность в приспособленности системы к реальным условиям.
Управление системой возможно, если материальный поток сопровождается информационным, независимо от того, касается ли это деятельности отдельного предприятия или вида транспорта в целом.
В информационном потоке отражается дислокация грузовладельцев, грузопотоки и их структура, особенности транспортного процесса, оперативные данные.
Информационный поток имеет четыре временных уровня:
- допроектный — это информация, на базе которой проектируется (рассчитывается) система транспортировки;
-опережающий — это информация для подготовки транспортного процесса с минимизацией рисков сбоя;
-сопровождающий (синхронный) — это информация для получения и сдачи груза и прохождения маршрута с минимизацией сбоя;
-обратная связь — данные, полученные на основе обработки результатов транспортировки и взаимодействия с клиентурой, а также поступающие в процессе контроля за перевозкой.
Допроектная информация формируется на основе заявок и договоров с заказчиком и включает в себя детальное описание груза, его транспортных характеристик; вида выбранного транспорта; требований заказчика; сроков доставки; дислокации грузовладельцев; анализ условий эксплуатации в регионе перевозки, особенностей транспортной сети и ее показателей, а также правила перевозки, включая тару и упаковку, и т.п. для построения логистической транспортной системы. Здесь имеет существенное значение прошлый опыт взаимодействия клиентов.
Опережающая информация служит для подготовки в определенные сроки грузовладельцев к отправке и приему груза, проведения погрузочно-разгрузочных работ, оформления документов. Автотранспортное предприятие должно подготовить подвижной состав к перевозке конкретного груза: осуществить мойку транспортного средства, провести его диагностику, технический осмотр, ремонт и заправку, проверку документов и предрейсовый медицинский осмотр водителя, подготовку документов на транспортное средство, в том числе путевой лист, и др.
Сопровождающая информация связана с реализацией транспортного процесса, т. е. с погрузкой, разгрузкой, движением на маршруте. Она фиксируется тахографом, а также уточняется при необходимости с помощью средств связи диспетчером транспортного предприятия и грузовладельцами.
Информацию обратной связи получают при анализе и контроле за объемом и качеством проделанной работы. На основании этой информации проводят расчет платы для каждого вида транспорта; выявляют виновников сбойных ситуаций, определяют места и степень риска в прошедшей работе для выработки мер по их дальнейшему устранению; получают характеристики профессионального мастерства водителей; производят анализ работы грузовладельцев и т. п. Информация этого уровня позволяет учесть все недоработки проектирования и реализации системы перевозки прошлого раза, что в дальнейшем делает систему более надежной.
При перевозках пассажиров определяют вид и территориальное размещение транспортных систем, проводят анализ пассажиропотока и выбор специализированных видов транспорта исходя из потребностей конкретных регионов и городов. Все это зависит, как правило, от градостроительных условий и требований. Вопросы надежности и безопасности в пассажирских транспортных системах более сложны, так как эти перевозки относятся к социально значимым и полную ответственность за своевременное, качественное и гарантированно безопасное их выполнение несет государство, а не только транспортное предприятие. Все построение транспортных систем в условиях рынка должно содействовать повышению качества. Развитие рыночных отношений в нашей стране, как показали исследования, поменяло приоритеты показателей качества для потребителя.
Для рыночных отношений гибкость, т.е. быстрая реакция на возникающие изменения, важнее стоимости перевозки, так же как и информированность, т.е. быстрое получение от грузовладельцев, персонала, инспектирующих органов информации, на основе которой возможно при определенной гибкости системы повлиять на ход транспортного процесса, обеспечивая его надежность. Надежность при любой системе взаимоотношений остается главным фактором, так как без нее транспорт не способен выполнять свое назначение — обеспечивать жизненно необходимые потребности общества в перемещении грузов и пассажиров.
Время доставки рассматривается не с точки зрения момента доставки (момент доставки также определяет надежность системы). В логистических системах расчет времени доставки идет от обратного, т. е. исходя из указанного в заявке потребителя момента доставки груза рассчитывают время прибытия транспортного средства к месту погрузки (производителю товара) с учетом всех необходимых задержек в пути.
За рубежом качество считается критерием, на основе которого выбирается тот или иной вид транспорта, причем качество может быть охарактеризовано определенными показателями.
Преимущества автомобильного транспорта — это возможность более полного удовлетворения требований потребителя. Например, при доставке «от двери до двери» большая гибкость достигается благодаря маневренности и быстрой реакции, так как транспортные средства работают автономно, что обеспечивает во многих случаях его предпочтение перед другими видами транспорта, несмотря на худшие показатели сохранности и эффективности (в том числе, стоимости).