Собирание объектов биологического происхождения

На местах, связанных с совершением преступления, сокрытием уча­ствовавших в нем лиц, орудий, использованных для достижения пре­ступной цели, некоторые из объектов биологической природы остают­ся практически всегда, и их можно обнаружить.

Собирание запаховых следов.При осмотре места происшествия нужно учитывать, что запаховые следы оставляются преступником не только в эпицентре событий, где его пребывание обычно лимити­ровано временем и где он старательно уничтожает улики. Наиболее пригодные для идентификационного исследования запаховые следы могут быть им оставлены, когда он менее контролирует собственные действия: при подходе к месту происшествия (окурок, упаковка от орудия преступления), в месте выжидания удобного момента для со­вершения преступления (утоптанная почва, оброненный патрон) или при бегстве с места происшествия (потерянная перчатка, сброшен­ная куртка, следы крови на перилах лестницы). Нередко оружие, дру­гие предметы-запахоносители отбрасываются преступником в сторо­ну, выбрасываются в окно или прячутся в укромном месте. Лучшие запаховые следы — оставленные преступником вместе со своими сле­дами крови to личными предметами.

С другой стороны, практика показывает почти полную бесперспек­тивность исследования запаховых следов, образованных на полу по­мещений, на новых (незаношенных, не захватанных руками) вещах, на «чужом» постельном белье, на стеклянных или гладких металличе­ских изделиях, на следоносителях, извлеченных из воды или имеющих признаки плесени, гнилостных изменений. Нет смысла изымать запаховые следы с нагретых предметов, с пола и ковриков транспортных средств (образованные запаховые следы успели улетучиться). Зато запаховые следы хорошо образуются на сиденьях транспортных средств; этому способствуют длительное время контакта с ними человека и от­носительная защищенность (например в салоне автомашины) запаховых следов от интенсивного выветривания.

Обнаружение запаховых следов, а также их изъятие имеют свои осо­бенности. Работа по установлению запаховых следов начинается уже на стадии общего осмотра места происшествия, когда определяются его границы, осуществляется обзор помещения или местности. Материаль­ная обстановка места происшествия (и ее нарушения в том числе) и об­наруживаемые следы рук, ног (обуви) и др., а также брошенные или за­бытые преступником предметы (оружие, использовавшиеся для сокрытия лица шарфы, шапочки, чулки и др., веревки и иные средства для связывания; окурки, скомканные клочки бумаги и прочие предме­ты) помимо традиционных следов содержат и индивидуальный запах лиц, их оставивших. Эти объекты в ходе общего осмотра только фикси­руются (в том числе на планах, схемах или в черновом варианте прото­кола). При этом необходимо следить, чтобы участники следственно-оперативной группы не привнесли в обстановку осматриваемого места своих следов. Для этого, как правило, специалист принимает меры по сохранению обнаруженного, закрывая или ограждая объекты-носители какими-либо подручными средствами (коробками, веревками и др.).

По окончании общего осмотра механизм преступления, как прави­ло, становится очевидным и следователь по согласованию со специа­листом может определить места наиболее вероятного скопления запа­ховых следов на предметах материальной обстановки, с которыми контактировал, взаимодействовал предполагаемый преступник. Такие следы должны выявляться в первую очередь, поскольку самоуничто­жение их — естественное свойство.

Наибольшую доказательственную значимость представляют не­посредственно объекты — носители запаха человека, а не запаховые пробы с них, так как запаховая проба — только часть запахового ве­щества, впитавшаяся в адсорбент при контакте с объектом-запахоно-сителем. Поэтому индивидуальный запах человека, предполагаемый на предметах, желательно изымать вместе с этими предметами; если это невозможно, осуществляют сбор запаховых проб: накладывают на объект-носитель чистый лоскут хлопчатобумажной ткани (байка, фланель, марля и др.) размером не менее 10x15 см, а поверх лоску­та — пищевую алюминиевую фольгу в 2 слоя; для обеспечения плот­ного контакта на фольгу кладут груз или плотно прижимают ее к предмету со всех сторон и закрепляют бечевкой (рис. 4.2-4.4). Собирание объектов биологического происхождения - student2.ru

Рис. 4.2.Получение и консервация запаховых проб с представленных объектов




Одежду (или ее части) следует складывать следами внутрь (пятна крови, иные загрязнения), накрыв их чистой бумагой или обшив тканью; для сбора запаха внутрь помещают лоскуты байки, зафиксированные бечевкой или иными средствами. Внутри обуви запах молено собрать, поместив в нее лоскуты ткани и прижав их фольгой и сверху — ском­канной бумагой.



Собирание объектов биологического происхождения - student2.ru

Рис. 4.3.Получение запаховой пробы методом аппликации

/. Объект (предмет) слегка увлажняют над парами кипящей воды либо разбрызгивают над предметом воду из пульверизатора.

2. Оборачивают объект опосредованным запахоносителем (байковой салфеткой).

3. Объект в байковой салфетке плотно заворачивают в алюминиевую фольгу, обжимая края.

4. Срок контакта объекта с опосредованным запахоносителем — не менее 72 часов.

Если предметы-запахоносители сухие, их нужно слегка увлажнить из пульверизатора, распыляя воду очень мелкими каплями (один-два раза) и направляя струю вверх (над объектом).

Накопление залаховых веществ при таком способе сбора проб дол­жно осуществляться в течение всего периода работы в следственном Действии, но не менее 1 часа.

Если на месте осмотра ощущается какой-либо сильный запах (про­изводственный, бытовой или иной), пробу характеризующих его веществ берут на чистую байку, выдерживая ее открытой на предметах, где заведомо отсутствуют запаховые следы человека.

Собирание объектов биологического происхождения - student2.ru

Рис. 4.4.Извлечение запаховых веществ с объекта криогенно-вакуумным

способом

Для сохранения запаха с целью последующего экспертного иссле­дования все изъятые объекты-носители, а также запаховые пробы следует упаковать в 3-4 слоя алюминиевой фольги, плотно прижи­мая ее по краям. В таком виде предметы и пробы могут сохраняться до шести месяцев. Наилучшая консервация запаховых следов обес­печивается в герметичных стеклянных емкостях; для этого можно использовать чистые банки (емкостью не менее 0,4 л), закрывающие­ся металлическими или притертыми стеклянными крышками. Поли­этиленовые крышки не обеспечивают герметичности, их можно ис­пользовать, предварительно выложив изнутри фольгой, и лишь на короткое время (3-5 дней).

По истечении срока контакта опосредованный запахоноситель по­мещают в ,(стеклянную банку с плотно закрывающейся крышкой и со­храняют ду проведения сравнительного исследования.

Изъятые окурки следует поместить в спичечный коробок, чтобы не повредить других следов (например, характерного прикуса на мундш­туке, следов пальцев рук), а затем упаковать в 3-4 слоя фольги.

Так же рекомендуется поступить и с другими объектами-запахоносителями при возможности наличия на них следов иной природы.

Со следов крови запаховые вещества извлекаются в лаборатории криминалистической одорологии, а на месте происшествия эти следы изымаются по общим правилам, установленным для объектов биоло­гического происхождения (вместе с объектом-следоносителем либо его частью — выпилы, вырезы, соскобы, смывы крови, изъятие на спе­циальную липкую ленту).

Следы крови (предварительно высушенной при комнатной темпе­ратуре) упаковывают в чистую плотную бумагу, конверты или короб­ки. Кровь при высыхании покрывается корочкой, которая надежно защищает индивидуальный запах человека, препятствуя его улету­чиванию; поэтому такие следы не требуют дополнительной упаковки в фольгу.

Все действия по изъятию и упаковке объектов-запахоносителей должны производиться в резиновых перчатках либо с использованием чистых пинцетов. Эта работа отражается в протоколе осмотра места происшествия по общим правилам, с указанием всех средств изъятия и сбора запаховых следов, проб, времени их обнаружения и других су­щественных обстоятельств.

Волосыкак следы, уличающие преступника и имеющие не только доказательственное, но и розыскное значение, редко принимаются в расчет лицами, совершившими преступные действия. Волосы головы имеют естественное свойство выпадать, а в условиях, когда соверша­ются насильственные действия, подчас сопровождаемые борьбой с потерпевшим, преодолением его сопротивления, этот процесс усили­вается.

Поиск волос на местности представляет значительные трудности, связанные со спецификой следовоспринимающей поверхности (почва, растения, в том числе высохшие, загнивающие; различный мусор). Их отыскание может быть наиболее успешным на точно определенном месте совершения преступления (например при изнасиловании).

В нежилых помещениях (подъездах домов, лифтах и др.) обнаруже­ние волос также затруднено, так как в подобных местах имеется боль­шое скопление таких объектов (как от людей, так и от животных, на­пример собак, кошек); при осмотре этих помещений необходимо (по возможности с участием потерпевших либо по их показаниям) точно определить место нападения преступника, предполагаемое место засады (ожидания жертвы) либо место иных его действий, где следует со­средоточить поиск волос и других следов. Эта работа осуществляется только в резиновых перчатках либо с использованием пинцета, по­скольку волосы являются объектами-запахоносителями. При осмотре применяются различные источники освещения (например фонари, Лампы), лупы (в том числе с подсветкой). На участке, осматриваемом специалистом, не должно быть других лиц, в том числе и следователя (последний вместе с понятыми должен наблюдать за действиями спе­циалиста на расстоянии), которые могут привнести на место осмотра посторонние объекты, в том числе волосы и текстильные волокна с одежды.

В жилых помещениях поиск волос преступника тоже может быть неэффективным, если не моделировать его действий и не пытаться сузить территорию осмотра до мест их вероятного скопления (места контакта и насилия над потерпевшим или действий, связанных с зав­ладением его имуществом). Такой поиск также производится в косопадающем свете, при помощи дополнительных источников освеще­ния и криминалистической лупы.

В некоторых случаях следственные действия имеют целью отыска­ние следов потерпевшего на месте предполагаемого преступления, на отдельных предметах (например на одежде подозреваемого или ору­диях преступления); это также должно быть принято во внимание спе­циалистом, который должен предварительно ознакомиться с призна­ками отыскиваемых объектов (например волос подозреваемого).

Специалист-криминалист должен помочь следователю в описании предметов и следов, указывая технические средства и использованные методы их выявления, фиксации и изъятия.

Поиск следов, образованных кровью и выделениями организма че­ловека, зачастую целесообразно осуществлять с использованием ме­тодов, применяемых для поиска микрообъектов. Связано это с тем, что преступники пытаются уничтожить такие следы: смывают их во­дой, стирают одежду, в которой было совершено преступление, при­нимают другие меры для сокрытия преступления. Однако достиг­нуть желаемого им удается не всегда: остаются микроколичества крови, спермы, прилипшие к ним отдельные волосы, частицы потожирового вещества в труднодоступных, неудобных местах помеще­ний (у плинтусов, в углах, в щелях, под обоями и побелкой, на ниж­ней части мебели и т. д.). Кроме того, следы крови и спермы могут сохраняться на тканях (постельном белье, одежде) даже после их стирки.

Для обнаружения скрытых и малозаметных следов нужны специ­альные средства: лупы (с увеличением не менее 3,5х), в том числе с под­светкой' и дополнительные источники освещения (лампы, фонари, приборы «Свет 500» и «Свет 1000», переносные источники ультрафи­олетового излучения типа «Квадрат», «Флюотест 204» и др.) с авто­номным питанием либо от электросети.

Сначала осматривают поверхности с предполагаемыми следами с помощью криминалистической лупы при косопадающем свете (лам­пы, фонаря и т. д.). Если следы удалось обнаружить, то в затемненном помещении, используя источники ультрафиолетового света, можно дифференцировать следы: образованные кровью будут выглядеть тем­ными пятнами (поскольку кровь гасит люминесценцию следовоспри-нимающей поверхности); сперма и слюна флуоресцируют бледно-го­лубоватым светом; при смешении спермы и крови флюоресценция может быть в виде тонкого ободка по периферии пятна или вообще не будет наблюдаться.

Следует запомнить, что ультрафиолетовое излучение разрушает ДНК крови и спермы, поэтому его м.ожно применять только в крайних случаях — при необходимости выявления слабовидимых следов, и толь­ко не дольше 5 с.

Наряду с указанными методами, для обнаружения крови или спер­мы могут быть использованы такие реагенты, как гемоФАН, проба Воскобойникова, 3%-ная перекись водорода, люминол и фосфотест, применение которых описано в предыдущей лекции.

Кроме того, важно знать, что какие-либо предварительные исследо­вания микроколичеств веществ биологического происхождения недо­пустимы; во избежание порчи и разрушения они должны изыматься с места обнаружения для последующего экспертного исследования в лабораторных условиях.

Наши рекомендации