Сравнение показателей рассчитываемого двигателя с прототипом
Для оценки технического уровня проектируемого двигателя необходимо
сопоставить его показатели с показателями современного аналога или со среднестатистическими значениями этих показателем для большого числа ДВС. В первом случае оценка позволяет установить перспективность двигателя, а во втором -его место в мировом развитии моторной техники.
Принято давать оценкутехнического уровня двигателей по совокупности основных энергетических (Nе, Ре), динамических (λс, Pz, dр/dφ, μ) и экономи-ческих(Gт, gе, стоимость, моторесурс) параметров.
При анализе используются литровая Nл и поршневая Nп мощности, удельная Gуд и литровая Gл, массы, среднее эффективное и максимальное давление гаю в цилиндре, средняя скорость поршня и др. Рекомендуется сравниваемые показатели представить по форме табл. 5.1 и указать источник информации.
В третью колонку вписываются показатели двигателя, установленного на тракторе;
в четвертую - показатели двигателя по результатам расчета;
в пятую - показатели одной из лучших конструкций двигателей-анало-гов;
в шестую - максимальные значения параметров, достигнутые у автотракториых ДВС.
Оцените перспективность проектируемого двигателя и его место в мироном развитии моторной техники. Запишите в седьмую колонку показатели двигателя, если бы удалось достигнуть максимальных значений Ре и Сп.
Таблица 5.1 Сравнительные показатели автотракторных двигателей
№ | Показатель и размерность | Прототип | Расчет | Аналог | Лучшие | Возможные |
Марка | ||||||
Мощность номинальная, Nе, кВт | ||||||
Частота вращения коленчатого вала номинальная, n, об/мин | ||||||
Литровая мощность, Nл, кВт/л | ||||||
Поршневая мощность, Nп, кВт/м2 | ||||||
Удельная масса, Gуд, кг/кВт | ||||||
Литровая масса, Gл, кг/л | ||||||
Среднее эффективное давление, Ре, МПа | ||||||
Средняя скорость поршня, Сп, м/с |
Исследование влияния различных факторов на параметры двигателя
Для направления подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-техно-логических машин и комплексов» профиль «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям):
Дисциплина: «Конструкция и основы расчета энергетических установок»
1. Влияние регулировок и ТО на показатели ДВС.
2. Влияние условий эксплуатации на выходные показатели ДВС.
3. Влияние режимов работы машин на показатели технического уровня энергетических установок.
4. Влияние конструктивных факторов на показатели технического уровня энергетических установок.
5. Тепловой и динамический расчет автотракторного двигателя.
Варианты заданий каждому студенту, отличаются прототипами машины и ДВС, агрофоном, оптимальной силой тяги на крюке, скоростью машины, величиной отбора мощности на ВОМ.
Дисциплина: Конструкция и эксплуатационные свойства Т и ТТМО
1. Динамический расчет автомобиля.
2. Топливо-экономический расчет автомобиля.
3. Влияние условий эксплуатации на динамические качества автомобиля.
4. Влияние условий эксплуатации на топливную экономичность автомобиля.
5. Влияние массы груза на динамические и экономические показатели автомобиля.
6. Влияние дорожного покрытия на динамические и экономические показатели автомобиля.
Вариантность заданий определяется прототипом автомобиля, грузоподъемностью или пассажировместимостью, типом двигателя, трансмиссией, коэффициентом обтекаемости, максимальным значением коэффициента суммарного сопротивления дороги.
2. Направление подготовки 110800 «Агроинженерия», профиль «Технические системы в агробизнесе»
Дисциплина «Тракторы и автомобили» часть 1:
1. Расчет основных показателей работы двигателя.
2. Влияние температуры окружающего воздуха на показатели работы ДВС.
3. Влияние давления окружающего воздуха на показатели работы ДВС.
4. Влияние степени засоренности воздухоочистителя на показатели работы ДВС.
5.Влияние противодавления на выпуске на показатели работы ДВС.
6. Влияние температуры и давления наддувочного воздуха на показатели работы ДВС.
Дисциплина «Тракторы и автомобили» часть 2:
1. Тяговая характеристика трактора и ее анализ.
2. Влияние типа движителя на тяговые показатели работы трактора.
3. Влияние почвенного фона на тяговые показатели работы трактора.
4. Влияние типа трансмиссии на тяговые показатели работы трактора.
5. Влияние сцепного веса на тяговые показатели работы трактора.
6. Сравнение колесного и гусеничного тракторов, но одного тягового класса.
Расчет проводить по вариантам задания (Приложение), задаваясь факторами (не менее пяти точек). По этим данным необходимо построить зависимости на основные параметры рабочего процесса двигателя (ра, Та, Рс, Тс ….) на индикаторные и эффективные показатели (Рi, ηi, qi, р мп…) на динамические показатели двигателя (Рг, Рj, …) по указанию преподавателя.
Дайте объяснения результатам исследования.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Суркин В.И. Основы теории и расчета автотракторных двигателей. Курс лекций, изд. 2-е, пер. Челябинск, ЧГАА, 2012. – 326 с.: ил.
2.
3. Баширов Р.М., Основы теории и расчета автотракторных двигателей: учебник/ Р.М. Баширов; Уфа; БашГАУ, 2010. –304 с.: ил.
4. Шароглазов Б.А. и др. Поршневые двигатели внутреннего сгорания. Челябинск. - ЮУрГУ, 2011.- 382 с.
5. Болотов А.К. и др. Конструкции тракторов и автомобилей: Учебное пособие - М.: Колосс, 2006.
6. Автомобили:Учебное пособие для вузов / А.В.Богатырев и др.-М.:Колос, 2004.
Дополнительная:
1. Программа курса «Тракторы и автомобили» для сельскохозяйственных высших учебных заведений. - М., 2000.
2. Николаенко А.В. Теория, конструкция и расчет тракторных двига-телей. - М.: Колос, 1992.
3. Родичев В.А. Тракторы: Учебник. – М.: Академия, 2002.
4. Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Конструкция автомобильных и трак-торных двигателей. - М.: Высшая школа. 1986.
5. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учебное пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 2003.
Приложение 1
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ