Скоростная характеристика двигателя
Расчет, построение и анализ
Скоростная характеристика показывает изменение мощности, крутящего момента, расходов топлива и других параметров от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Внешняя скоростная характеристика служит основой для тягового расчета трактора. Она позволяет провести анализ и дать оценку мощностных, экономических, динамических и эксплуатационных показателей двигателя.
Скоростная характеристика двигателя строится на миллиметровой бумаге формата А4 (рис. 5).
На оси абсцисс отмечаются характерные частоты вращения коленчатого вала:
nн - номинальная частота вращения;
nм - частота вращения при максимальном крутящем моменте:
nм = 0,6... 0,8 nн
nхх - максимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу:
nхх = (1+ δр)nн (4.1)
где δР - степень неравномерности регулятора.
У современныхавтотракторных двигателей δр=0,06... 0,08.
|
Рис. 5. Скоростная характеристика двигателя (марка)
при работе с максимальной мощностью
Рис. 5. Скоростная характеристика двигателя (марка) при работе
с максимальной мощностью
На регуляторном участке характеристики (от nхх до nн) намечаются два, а на
корректорном (nн от до nм) - три значения частоты вращения, которые вписывают-
ся в табл. 4.1.
Таблица 4.1 Параметры внешней скоростной характеристики двигателя __________ при работе с регулятором (марка)
Параметры и | Частота вращения, об/мин | |||||||
размерность | nм | nн | nхх | |||||
Nе, кВт | ||||||||
Мк, Н·м | ||||||||
gе, г/кВт·ч | ∞ | |||||||
Gт, кг/ч |
Затем вычисляют крутящий момент двигателя, работающего на режиме номинальной мощности:
Н·м (4.2)
максимальный крутящий момент
Мк max = Мкн (100+μ)·102, Н·м (4.3)
где μ – коэффициент запаса крутящего момента;
μ = 10…15% (4.4)
На листе миллиметровой бумаги форматом 210х297 строят три точки:
Мк = 0, Мн и Мк max, предварительно построив шкалу момента и шкалу частоты вращения (рис. 5).
На регуляторном участке (nхх – nн) построенные точки соединяют прямой линией, а на корректном (nн – nм) – выпуклой кривой.
Определяют по графику и вписывают в табл. 4.1 промежуточные значения кривой крутящего момента.
Построение кривой удельного эффективного расхода топлива начинают с обоснования расхода топлива на режиме номинальной мощности (gе) у прототипа двигателя.
Для современных автотракторных двигателей удельный эффективный расход топлива имеет следующие значения в г/кВт·ч:
для карбюраторных двигателей | 300…370 |
для дизелей с разделенными камерами сгорания | 245…270 |
для дизелей с неразделенными камерами сгорания | 225…250 |
для газовых ДВС (удельный расход теплоты, МДж/квт·ч) | 13…16 |
Удельный эффективный расход топлива при максимальном крутящем моменте (gем) на 8…12 % больше, чем на режиме номинальной мощности.
Учитывая изложенное, строят точки gе и gем и соединяют их вогнутой кривой. Значения промежуточных точек вписывают в табл. 5.1 и вычисляют часовой расход топлива для корректорного участка характеристики.
Часовой расход топлива Gт при работе двигателя без нагрузки с максимальной частотой вращения коленчатого вала не превышает обычно 25…30% расхода топлива на режиме номинальной мощности и изменяется на регуляторном участке по линейному закону. Построив линию расхода топлива, вписывают в табл.5.1 соответствующие значения Gт для регуляторного участка характеристики, рассчитывают и строят окончательно кривую gе.