Лев петрович тулупов (1930-2007 г.г.).
Краткая биография.
Лев Петрович Тулупов в 1953 году с отличием окончил эксплуатационный факультет МИИТа. Во время учебы он активно участвовал в научно-исследовательской работе кафедры «Эксплуатация железных дорог». Будучи студентом 5 курса он разработал табличный метод расчета плана формирования одногруппных грузовых поездов. Этот метод был успешно внедрен на предприятиях железнодорожного транспорта и положен в основу кандидатской диссертации, блестяще защищенной Львом Петровичем под руководством научного руководителя д.т.н., проф. Кочнева Ф.П.
После защиты кандидатской диссертации Л.П.Тулупов перешел на работу на кафедру «Эксплуатация железных дорог» Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта, которую в это время возглавлял видный ученый в области эксплуатации железных дорог д.т.н., проф. Тихомиров И.Г. За активную преподавательскую и научную деятельность Л.П. Тулупову было присвоено ученое звание доцента.
Бурное развитие вычислительной техники и создание автоматизированных систем управления на железнодорожном транспорте в 60-70-х годах ХХ века коренным образом повлияло на научную судьбу Льва Петровича. Он был приглашен на работу в отделение вычислительной техники ВНИИЖТа, которым руководил Член-корреспондент АН СССР, д.т.н., профессор, Герой Социалистического Труда А.П. Петров.
В отделении вычислительной техники ВНИИЖТа Л.П. Тулупов работал с 1959 по 1982 г. в должности заведующего лабораторией «Функциональный состав АСУЖТ». Л.П. Тулупов явился первым ученым, предложившим переход на автоматизированную «безбумажную» технологию перевозочного процесса.
Под его руководством и при его непосредственном участии были разработаны:
- классификатор объектов и операций для автоматизированной системы оперативного управления перевозками;
- система нумерации грузовых вагонов, принятая ОСЖД/МСЖД для всех железных дорог Европы и части стран Азии;
- система кодирования станций и раздельных пунктов (Единая сетевая разметка), операций в грузовой и коммерческой работе.
- типовая методика сменно-суточного планирования эксплуатационной работы железных дорог, отделений, сортировочных станций;
- система оперативного прогнозирования поездной работы на полигонах железных дорог («Дорожный диспетчер»);
- ситуационно-эвристические методы прогнозирования эксплуатационной работы на 4-7 суток и многофакторного нормирования продолжительности выполнения технологических операций (СЭМП и СЭМН).
Лев Петрович принимал активное участие в разработке технических заданий на АСУЖТ и ее отдельные функциональные подсистемы.
В 1975 году Л.П. Тулупов успешно защитил докторскую диссертацию, посвященную вопросам автоматизированного оперативного управления эксплуатационной работой.
В 1982 г. Л.П. Тулупов переходит на работу в МИИТ на должность профессора кафедры «Управление эксплуатационной работой», где он продолжает активно заниматься научной работой, умело сочетая ее с преподавательской деятельностью. Ему принадлежит разработка модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов при изучении дисциплин АСУЖТ и АСУСС, используемая в МИИТе.
Лев Петрович Тулупов является автором и редактором ряда учебников:
- «Автоматизированные системы управления перевозочными процессами на железных дорогах» изд-во «Транспорт», 1991 г.;
- «Управление и информационные технологии на железнодорожном транспорте» изд-во «Маршрут», 2005 г.
Л.П. Тулупов сформулировал основные положения развития АСОУП с переходом на управляющий режим.
За время работы на кафедре УЭР под руководством проф. Тулупова Л.П. было подготовлено и успешно защищено 5 кандидатских диссертаций. Под его руководством подготовлены кандидаты технических наук для республики Конго и Китайской народной республики.
Профессор Л.П. Тулупов опубликовал более 150 научных и методических работ, обогативших эксплуатационную науку.
Несмотря на свой принципиальный и бескомпромиссный характер, в обычной жизни, среди своих друзей и коллег Лев Петрович был веселым, добрым и отзывчивым человеком. Он активно принимал участие во всех мероприятиях, проводимых на кафедре УЭР, пользовался заслуженным уважением у коллег и студентов.