Viii. словарь основных терминов и понятий

Абандон - отказ страхователя от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика при обязательстве последнего уплатить страхователю полную страховую сумму. Применяется в морском страховании: при пропаже судна без вести, при экономической нецелесообразности восстановления или ремонта застрахованного судна.

Багаж - вещи, принадлежащие пассажиру, сдаваемые им для перевозки под ответственность транспортной организации. Перевозка багажа регулируется специальными правилами, установленными на каждом виде транспорта.

Багажная квитанция – оформляемый транспортной организацией и выдаваемый пассажиру при регистрации багажа официальный документ, подтверждающий, что перевозчик берет на себя перевозку этого багажа и выдачу его пассажиру по окончании перевозки.

Бербоут-чартер - договор фрахтования судна без экипажа. По этому договору судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ РФ).

Билет - документ установленной формы, обычно - на предъявителя, иногда - именной, оформленный специализированной организацией и удостоверяющий право легитимированного им субъекта воспользоваться услугами, составляющими предмет профессиональной деятельности организации — эмитента билета. Проездной билет удостоверяет заключение договора перевозки пассажира.

Буксировка - договор о перемещении судна или иного плавучего объекта по водным путям с помощью буксирного судна и других тяговых средств. По договору буксировки одна сторона (владелец буксирующего судна) обязуется за вознаграждение буксировать принадлежащее другой стороне судно или иной плавучий объект на определенное расстояние либо в течении определенного времени, либо для выполнения определенного маневра.

Базисные условия - основные права и обязанности сторон сделки в зависимости от условий, определяющих положение груза по отношению к транспортному средству (доставка, оплата перевозок, риск и сохранность груза).

Бездокументарный груз - груз, принадлежность которого можно установить по маркировке, но у которого отсутствуют товаросопроводительные документы.

Внешнеторговые сделки - сделки, одним из участников которых является иностранное физическое или юридическое лицо, а содержанием - операции, связанные с экспортом или импортом товаров, услуг, а также результатов творческой деятельности или прав на их использование. Центральное место среди внешнеторговых сделок занимает договор внешнеторговой купли-продажи (поставки), широко распространены договоры подряда, перевозки, страхования, лицензионные договоры и некоторые др.

Грузоотправитель - сторона договора перевозки груза, организация, отдавшая груз к перевозке и указанная в качестве отправителя в перевозочном документе. Грузополучатель - организация, которой по указанию грузоотправителя должен быть выдан груз в пункте назначения. Грузополучатель может быть сам отправитель, но обычно это другая организация; не являясь стороной в договоре перевозки, она приобретает определенные права и несет обязанности, обусловленные договором, заключенным грузоотправителем с перевозчиком.

Демередж - штраф за сверхнормативный простой судна под погрузкой(разгрузкой), выплачивается судовладельцу грузоотправителем или грузополучателем в размере себестоимости эксплуатационного содержания судна на стоянке.

Диспач - премия за досрочную погрузку или выгрузку судна, которая выплачивается владельцем флота порту.

Диспаша - расчет убытков по общей аварии и распределение их между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Это специальный документ, устанавливающий наличие общей аварии при кораблекрушении, служащий основанием для расчета убытков при аварии.

Диспашер - страховой агент, официальный эксперт, производящий диспашу. Договор аренды транспортного средства с экипажем - вид договора аренды, предусмотренный ГК РФ. По договору аренды транспортного средства с экипажем (фрахтования на время) арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок к договору аренды транспортного средства с экипажем не применяются. Договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей.

Договор международный - соглашение между государствами и другими субъектами международного права по различным вопросам их взаимных и международных отношений, устанавливающее для его участников международные права и обязанности; главный источник международного права. В зависимости от органов, заключающих международный договор различаются договоры межгосударственные, межправительственные и межведомственные.

Договор морской перевозки - соглашение о морской транспортировке грузов, пассажиров или буксировке плавучих объектов из одного пункта в другой. Судовладелец или перевозчик (пароходство, судоходная фирма) осуществляет перевозку, а клиент, фрахтователь оплачивает ее по согласованным ставкам.

Договор перевозки грузов - договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор перевозки пассажира и багажа - договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Заключение Договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.

Договор транспортной экспедиции - договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор хранения - договор, по которому одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Согласно ст. 886 ГК РФ в Договоре хранения, в котором хранителем является коммерческая организация либо некоммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности (профессиональный хранитель), может быть предусмотрена обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок. Хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором хранения срока. Если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем.

Европейское право - интенсивно развивающийся разветвленный комплекс международных и наднациональных правовых норм, относящихся к различным отраслям права. Под европейским правом в широком смысле понимается, как правило, правовое регулирование отношений в Европе, охватывающих организацию и деятельность практически всех европейских международных организаций, всю совокупность экономических, социальных, политических, научных и культурных отношений. В этом отношении европейское право является региональным правом, составной частью международного права в целом.

Импорт -ввоз в страну товаров, технологий, услуг, капитала (в форме предоставления кредитов и займов) иностранного происхождения непосредственно из страны-продуцента или из страны-посредника для реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. Различают импорт видимый (ввоз материальных ценностей) и импорт невидимый (затраты на перевозку импортируемых грузов, пассажиров, туризм, страхование, услуги, а также денежные переводы юридических и физических лиц за границу).

Инкотермс -изданный Международной торговой палатой сборник международных торговых терминов. В словаре приводятся термины по базисным условиям поставок, касающиеся перевозочного процесса, оформления поставок и др.

Источник права - формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм.

Коллизионная норма - норма, которая указывает, право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому отношению международного характера либо какой нормативный акт подлежит применению при внутригосударственном юридическом конфликте (коллизии). Коллизионная норма может также устанавливать принцип разрешения конфликта между национальным и международным правом, правом федерации и субъектов федерации. Различные коллизионные нормы содержатся в международных договорах и в национальном законодательстве государств, образуя в совокупности коллизионное право.

Коммерческий акт - документ, составляемый перевозчиком, в подтверждение факта недостачи, порчи или повреждения груза при передаче его грузополучателю в пункте назначения.

Коносамент -один из грузовых документов. Выполняет три функции: является доказательством наличия договора перевозки, распиской в приеме груза от отправителя и товарораспорядительным документом. Применяется на водном транспорте и на других видах транспорта. Существуют три вида коносамента: именной, ордерный, на предъявителя. Возможность передачи коносамента другому лицу придает ему характер товарораспорядительного документа.

Коносамент бортовой - документ, подтверждающий факт погрузки товара на судно.

Коносамент чистый - документ, отражающий ответственность владельца груза за качество товара и его упаковку.

Консолидированный, сборный груз -груз любых размеров и объемов, который перевозится одним автотранспортным средством и состоит из нескольких партий товаров, представленных разными фирмами и предназначенных разным получателям.

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий (ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г.).

Лицензия - получение от государственных органов разрешения на осуществление определенной деятельности. Одна из форм государственного контроля за экспортом, импортом и использованием валютных средств.

Логистика - теория планирования, управления и контроля процессов движения материальных, трудовых, энергетических и информационных потоков в человеко-машинных системах.

Международно-правовой обычай - правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами; является источником права в тех случаях, когда отношения не урегулированы международным договором. Необходимым условием признания международно-правового обычая источником права является признание его всеми или некоторыми государствами, выраженное либо в активной форме (в виде определенных действий), либо путем воздержания от действий. Обычаи, в основе которых лежат принципы суверенитета и равенства, обязательны для всех стран. Другие обычаи действуют для признавших их государств.

Международное частное право - сложный комплекс правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер (иностранный элемент). Последний может проявляться, в частности, в том, что в них участвуют иностранцы, иностранные юридические лица и государства; что они связаны с территорией двух или нескольких государств; что объектом таких правоотношений является вещь, находящаяся за границей. Понятие "гражданско-правовые отношения" в международном частном праве приобретает особое значение: это не только имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, но также отношения, регулируемые нормами семейного, трудового и процессуального права. Основной задачей международного частного права является разрешение коллизиции (столкновения) между двумя правопорядками, поэтому значительную часть международного частного права составлют коллизионные нормы, указывающие, право какого государства должно быть применено к данному отношению, т. е. содержащие отсылку к праву какого-либо государства. Вторую часть норм международного частного права составляют нормы прямого действия, непосредственно регулирующие гражданско-правовые отношения международного характера.

В РФ основным законодательным источником международного частного права является раздел VI ГК РФ. Значительное число норм международного частного права содержится также в КТМ РФ, Воздушном кодексе РФ.

Метод (юридический режим) правового регулирования - совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения в целях достижения необходимого результата.

Морской протест - письменное заявление капитана морского судна (капитана (шкипера) речного судна, следующего по морским путям) о происшествии, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, удостоверенное актом уполномоченного органа государственного управления.

Морское страхование - договор, по которому страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретателю), понесенные убытки; регулируется гл. XV КТМ РФ. Объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, — судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в т. ч. расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование).

Навалом - бестарная перевозка массовых грузов, прежде всего т.н. сыпучих - руды, песка, угля, а также металлолома, макулатуры и т.п.

Накладная - товарная накладная - первичный бухгалтерский документ, предназначенный для оформления операций по отпуску и приему товарно-материальных ценностей. Содержит наименование выписавшей ее организации, номер и да ту, кем и кому отпущен товар, его наименование, количество, сорт, цену и другие данные, основание для отпуска товара, расписку материально ответственных лиц в его отпуске и приеме.

Накладная - транспортная накладная - основной перевозочный документ, который регулирует отношения между перевозчиком, отправителем и получателем груза, отправляемого по железной дороге, внутренним водным путям, воздушным и автомобильным транспортом; оформляет и удостоверяет договор перевозки грузов. Составляется грузоотправителем по установленной форме на имя определенного получателя и подписывается отправителем, который несет перед перевозчиком ответственность за правильность сведений, указанных в транспортной накладной; перевозчик вправе проверить правильность этих сведений. Транспортная накладная сопровождает груз на всем пути его следования и выдается грузополучателю в пункте назначения вместе с грузом. Она удостоверяет важнейшие данные, относящиеся к перевозке груза (наименование, число мест, вес, маркировку, время приема к перевозке и прибытия в пункт назначения и др.) и поэтому имеет большое доказательственное значение для удостоверения факта заключения договора перевозки, его со держания и надлежащего исполнения.

Наливом - бестарная перевозка жидкого груза в ж/д и автомобильных цистернах либо в наливных судах.

Негабатритный груз – груз, как в упаковке, так и перевозимый без тары, длина, ширина или высота которого превосходят допустимые при транспортировке обычные размеры.

Неустойка(штраф, пеня) — определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения; один из способов обеспечения исполнения обязательств по гражданскому законодательству РФ. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Нотис- уведомление о готовности судна к отплытию, погрузке и т.д.

Общая авария — по законодательству РФ (ст. 284 КТМ РФ) убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, судна, фрахта и перевозимого судном груза. Общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости.

Перевозчик -юридическое или физическое лицо, использующее собственные или взятые в аренду транспортные средства для транспортировки грузов, пассажиров и др. на основании заключенного с отправителем (пассажиром) договора.

Сертификат качества -официальный документ, выданный специально уполномоченной организацией и удостоверяющий, что качество товара, услуги и т.п. соответствует стандартам, образцам и др.

Сталия (сталийное время) — срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно или выгружен из него; определяется соглашением сторон, а при его отсутствии — сроками, обычно принятыми в данном порту. Иногда сталия означает согласованный сторонами период времени, в течение которого судовладелец предоставит и будет держать судно для целей погрузки и выгрузки без дополнительных к фрахту платежей. За простой судна сверх сталии фрахтователь уплачивает демередж, а за досрочную обработку имеет право на получение диспача.

Стивидорные расходы - на морском транспорте — расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами (собственно стивидорные, сверхурочные, штивка, крановые, работа лебедчиков, мешкование, крепление, перевозка и хранение груза, складские и прочие расходы).

Страхование - по законодательству РФ отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Тайм-чартер - договор фрахтования судна на время. По тайм-чартеру судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ).

Транспортное право - крупная отрасль законодательства, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их клиентурой, а также между самими транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта. Т. п. включает в себя такие самостоятельные отрасли законодательства, как воздушное право, морское право.

Транспортно-экспедиторское обслуживание -вид деятельности специализированных фирм, агентов, смешанных компаний по предоставлению грузовладельцу дополнительных услуг, связанных с подготовкой продукции к перемещению: оформление необходимой товаросопроводительной документации; заключение договора перевозки с транспортными предприятиями; расчеты за транспортировку груза; организация погрузо-разгрузочных работ; информирование участников транспортного процесса; страхование; таможенные формальности и др.

Предмет правового регулирования - относительно самостоятельный круг общественных отношений, регулируемый данной отраслью права.

Форс-мажор -обстоятельства непреодолимой силы, при наступлении которых ответственность перевозчика или ответственность хранителя носит ограниченных характер или исключается полностью. К таким обстоятельствам относятся, например, пожары, стихийные бедствия и т.п.

Фрахт (нем. Fracht) — плата владельцу транспортных средств (в основном морских) за предоставленные им услуги по перевозке пассажиров или грузов, а также — в зависимости от условий договора — плата за погрузку, выгрузку и укладку последних. Чаще плательщиком выступает фрахтователь, т. е. лицо, заключившее договор о перевозке с владельцем транспортных средств (фрахтовщиком). Обычно фрахт оплачивается по завершении перевозки.

Фрахтователь- сторона в договоре фрахтования, предъявляющая груз к перевозке морем в порт назначения. Фрахтователь обязан обеспечить своевременное предъявление обусловленного груза и оплатить обусловленный фрахт.

Чартер - договор между владельцами транспортного средства (теплохода, самолета, автобуса и т. п.) и фрахтователем (нанимателем) на аренду всего транспортного средства или его части на определенный рейс или срок. Чартерные перевозки назначаются на конкретное время, в конкретный день, в конкретно заказанное место.

Чартер морской - договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду судна или его части на определенный рейс или срок. Понятие фрахтования судна делится на фрахтования на рейс - рейсовый чартер(договор перевозки груза) или фрахтования на время (тайм чартер)- который в свою очередь является договором имущественного найма судна.

Частная авария - в морском праве убытки, не подпадающие под признаки общей аварии. Такие убытки не подлежат распределению между судном; грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение. Статья 297 КТМ РФ специально оговаривает некоторые виды убытков, относящихся к частной аварии: стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания; любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и др.).

Штраф - денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором.

По гражданскому праву штраф - вид неустойки; определяется в твердой сумме либо в проценте от суммы нарушенного обязательства. Установление штрафа служит обеспечением исполнения договора (взыскивается с соответствующей стороны при его неисполнении или ненадлежащем исполнении) и является мерой ответственности за его нарушение. Штраф подлежит оплате контрагентам в случае виновного неисполнения; независимо от вины взыскивается как исключение в случаях, предусмотренных законом или договором. Штраф широко применяется в договорных отношениях между предприятиями как эффективная мера воздействия на контрагента, нарушающего хозяйственный договор (поставки, перевозки и др.).

Экспедитор -специализированная организация, выполняющая комплекс вспомогательных операций с транспортируемыми грузами: хранение и подготовка грузов к транспортировке, оформление сдачи грузов к перевозке, переупаковка, сортировка, маркировка; оформление транспортной и таможенной и прочей документации и т.п.

Эмбарго - запрещение государством ввоза в свою страну или вывоза в какую-либо другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей. Эмбарго может быть введено как в военное, так и мирное время, охватывать все стороны торгово-экономической деятельности или только определенные категории товаров; научно-техническую информацию, транспортных и других услуг. В современных международных отношениях эмбарго выступает как орудие экономического, научно-технического и финансового давления, как средство принуждения к изменению проводимой правительством внутренней и внешней политики. Устав ООН предусматривает возможность установления эмбарго в качестве коллективной репрессивной меры в отношении государств, действия которых представляют угрозу международной безопасности. Эмбарго может служить основанием для приостановки или прекращения выполнения всех или некоторых конкретных обязательств государств, их организаций и граждан.

Юридическая ответственность - предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия; вид социальной ответственности. К принципам юридической ответственности относятся: а) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли; б) ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя; в) законность; г) справедливость; д) целесообразность; е) неотвратимость наказания. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются: уголовная ответственность, административная ответственность, гражданская ответственность и дисциплинарная ответственность.

IX.ТЕМЫ ДЛЯ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Общие положения договора перевозки.

2. Правовое регулирование договора перевозки, его особенности.

3. Перевозчик и иные транспортные организации.

4. Морское право, его место в системе российского права.

5. Договор морской перевозки грузов.

6. Договор воздушной перевозки грузов.

7. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом.

8. Договоры об организации перевозок грузов.

9. Перевозка грузов железнодорожным транспортом.

10. Договор перевозки пассажиров и багажа морским транспортом.

11. Договор перевозки пассажира и багажа автомобильным транспортом.

12. Договор аренды транспортного средства.

13. Договор транспортной экспедиции.

14. Договор фрахтования.

15. Договор буксировки.

16. Договор страхования на транспорте.

17. Особенности ответственности по договору перевозки грузов различными видами транспорта в прямом и прямом смешанном сообщении.

18. Особенности ответственности перевозчика и пассажира по договору перевозки.

19. Претензии и иски по договору перевозки грузов различными видами транспорта.

20. Претензии и иски по договору перевозки пассажиров и багажа.

21. Ответственность перевозчика за нанесение увечья или причинение смерти пассажиру.

22. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу, повреждение багажа.

23. Перевозка пассажиров в прямом смешанном сообщении.

24. Порядок предъявления претензии и срок ее рассмотрения

25. Последствия несоблюдения претензионного порядка. Исковая давность.

26. Понятие и виды договора на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов. Стороны договора.

27. Условия договора на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов.

28. Порядок подачи вагонов, контейнеров, иных транспортных средств под погрузку и выгрузку и их уборки с подъездных путей. Время их нахождение на подъездных путях.

29. Понятие, предмет, форма и стороны договора транспортной экспедиции.

30. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

Х. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие и предмет курса «Транспортные и экспедиционные обязательства».

2. Источники курса «Транспортные и экспедиционные обязательства».

3. Транспортное законодательство, его система.

4. Система федеральных органов управления на транспорте.

5. Понятие и правовое регулирование договора перевозки.

6. Система договоров перевозки, виды договоров перевозки.

7. Участники договорных отношений, связанных с перевозками.

8. Правовое положение иных транспортных организаций, участвующих в процессе перевозок.

9. Основания заключения и расторжения договора перевозки.

10. Понятие лицензирования, правовое регулирование лицензирования транспортной деятельности.

11. Виды деятельности, подлежащие лицензированию.

12. Порядок осуществления лицензирования и выдачи лицензии.

13. Основания прекращения и приостановления действия лицензии.

14. Лицензирование транспортной деятельности, особенности лицензирования перевозок грузов.

15. Договоры об организации перевозок грузов и сфера их применения.

16. Виды договоров перевозки грузов.

17. Сопутствующие договоры договору перевозки грузов.

18. Элементы обязательства по перевозке грузов, права и обязанности сторон.

19. Основания возникновения обязательств по перевозке грузов.

20. Ответственность по договору перевозки грузов.

21. Понятие и виды договоров перевозки пассажиров и багажа.

22. Содержание и элементы обязательства по перевозке пассажиров и багажа.

23. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира и багажа.

24. Ответственность по договору перевозки пассажира и багажа ( в том числе - за несохранность багажа, причинение вреда жизни и здоровью пассажира).

25. Особенности договора перевозки на различных видах транспорта.

26. Особенности предъявления претензий и исков по договору перевозки;

27. Претензии и иски по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом (и другими видами транспорта).

28. Претензии и иски по договору перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом (и другими видами транспорта).

29. Ограничение ответственности сторон договора перевозки.

30. Административная ответственность в транспортном праве. ЕЕ особенности.

31. Правовое регулирование административной ответственности на транспорте. Виды административных правонарушений на транспорте.

32. Виды договоров сопутствующих перевозке грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта и их значение.

33. Договор транспортной экспедиции (понятие, особенности, стороны, участвующие в договоре, сфера применения).

34. Договор буксировки (понятие, особенности, стороны, участвующие в договоре, сфера применения).

35. Разновидности договора фрахтования судна.

36. Договор страхования на транспорте.

37. Договор хранения на транспорте.

38. Договор аренды транспортных средств.

39. Понятие и сущность договора международной перевозки. Предмет и особенности договора международной перевозки.

40. Правовое регулирование морских перевозок грузов. Виды и содержание договоров морской перевозки.

ХI. ТЕСТЫ

Тема 1: «Понятие и предмет дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства». Виды транспорта. Лицензирование транспортной деятельности»

1. К источникам дисциплины «Транспортные и экспедиционные обязательства» не относится:
а) Правовые обычаи.
б) Конституция РФ.
в) Федеральный закон «О рынке ценных бумаг в РФ».
г) Транспортные кодексы и уставы.
д) Нормативно-правовые договоры.

2. Дисциплина «Транспортные и экспедиционные обязательства»:

а) Является самостоятельной отраслью права.
б) Не является самостоятельной отраслью права.
в) Является подотраслью гражданского права.
г) Является комплексной отраслью законодательства.

3. Лицензирование транспортной деятельности осуществляется на основании:

а) ФЗ от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

б) ГК РФ.

в) КТМ РФ.

г) УЖТ РФ.

4. Имущество железнодорожного транспорта может находиться в собственности:
а) Частной индивидуальной.
б) Государственной.
в) Частной коллективной.
г) Муниципальной.
д) Все перечисленное.

5. Правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении:
а) Субъектов федерации.
б) Совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
в) Органов местного самоуправления.
г) Международных организаций.
д) Российской Федерации.

6. Регулирование отношений, возникающих при взаимодействии железнодорожного транспорта и других видов транспорта, осуществляется:
а) Соответствующим Федеральным законом.
б) Уставом железнодорожного транспорта РФ.
в) Международными конвенциями и соглашениями.
г) Гражданским кодексом РФ.
д) Конституцией РФ.

7.Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта регулируются
а) ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»
б) Всеми перечисленными документами.
в) Трудовым законодательством.
г) Отраслевым тарифным соглашением.
д) Коллективными договорами.

8. Правила Кодекса торгового мореплавания применяются к морскому судну с момента:
а) Его государственной регистрации.
б) Его сооружения.
в) Окончания первого рейса.
г) Его спуска на воду.
д) Принятия решения и его сооружении.

9. Основным правовым источником правового регулирования международных автомобильных перевозок являются
а) Конвенции.
б) Национальное законодательство.
в) Двусторонние договоры между соседними государствами.
г) Конституции государств.
д) Нормативный договор.

10. Имущественный комплекс, включающий в себя взлетное поле, навигационное оборудование, здание аэровокзала и другие объекты называется:
а) Аэродром.
б) Аэровокзал.
в) Авиационное предприятие.
г) Авиатранспортный узел.
д) Аэропорт.

11. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии:
а) Аттестата.
б) Лицензии.
в) Сертификата летной годности.
г) Договора на обслуживание.
д) Страхового полиса.

12. Гражданское воздушное судно может быть в собственности:
а) Только юридических лиц.
б) Только физических лиц.
в) Только государства.
г) Муниципальных образований.
д) Всех перечисленных

13. В чьей собственности могут находятся суда с ядерными энергетическими установками?:

а) граждан и юридических лиц;

б) Российской Федерации;

в) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

г) всех вышеперечисленных субъектов.

Тема 2. «Общие положения договорных обязательств на транспорте. Договор перевозки грузов».

1. Доставка за об<

Наши рекомендации