Организация перевозок зерна.

Организация перевозки зерна с полей на тока хозяйств должна обеспечивать такую согласованность в работе комбайнов и автотранспортных средств, при которой не было бы простоев комбайнов в ожидании разгрузки и загрузки под­вижного состава. Это достигается путем правильного расчета потребного количества подвижного состава для обслуживания комбайнов, разработкой и точным соблюдением графика дви­жения подвижного состава между током и комбайнами и соз­данием комплексных бригад в составе комбайнеров, водителей, а при использовании тракторов и трактористов.

Необходимое количество подвижного состава для обслуживания комбайнов можно определить по формуле -

А,,-= 'об W б/'б qy,

где Ах - количество единиц подвижного состава, необходимое для до­CTaBКlI зерна с поля на ток от одного комбайна; tоб - время оборота единицы подвижного состава, мин; tб - продолжительность наполне­ния бункера комбайна, мин; W б - грузовместимость бункера комбай­На, т; у - коэффициент испо.1ьзоваиия грузоподъеlНОСТИ подвижного состава; q- грузоподъе~I"ОСТЬ едииицы подвижного состава, т.

При работе на поле группы комбайнов график движения подвижного состава строится так, чтобы к моменту наполнения бункеров комбайнов на поле возвратилось необходимое количество единиц подвижного состава, обеспечивающее однократное опорожнение бункеров всех комбайнов при полном исполь­зовании грузоподъемности всего возвратившегося подвижного cocтава.

Работа комплексных бригад по доставке зерна от комбай­нов на тока строится по внутрихозяйственному плану, согласованному с автотранспортным предприятием, чей подвижной состав привлечен к перевозкам. В этом плане предусматриваются очередность и продолжи­тельность уборки (перевозки) зерна на каждом поле, а также изменения комплексных бригад в зависимости от конкретных условий работы. В период ненастной погоды, а также по окон­чании перевозок подвижной состав по указанию диспетчерской службы переключается на другие участки работы.

Организация перевозок зерна с токов на хлебоприемные пункты и предприятия должна обеспечить своевременный вывоз зерна государст­ву при минимальных транспортных расходах.

Планы работы отрядов составляют транспортные предприя­тия - участники перевозок, совместно с сельхозорганизациями на основе плана размещения автомобильного транспорта и пропускной способности погрузочно-разгрузочных точек. Сводный план работы отрядов, действующих в районе тяготения данного приемного пункта, составляется всеми АТО, чей подвижной со­став действует в том районе, согласовывается с хлебоприемным пунктом, районным управлением сельского хозяйства.

На основе сводного плана работы отрядов АТО разрабатывают график работы отрядов на перевозках зерна из хозяйств на хлебоприемные пункты, который является основным документом оперативного планирования работы подвижного состава. Графики работы отрядов разрабатываются, согласо- вываются, утверждаются в том же порядке, что и планы работы. отрядов. Копии графиков или необходимые выписки из них направляют всем, от кого зависит их выполнение.

Зерно с полей на тока вывозят на автомобилях с универ­сальными кузовами, тягачах и тракторах с прицепами, авто­мобилях-самосвалах. Автоотряды, занятые перевозкой зер­на с токов на приемные пункты, наиболее рационально, если позволяет проходимость дорог, укомплектовывать автопоезда­ми, автомобилями большой грузоподъемности, имеющими вы­сокую производительность и требующими относительно не­больших затрат на единицу транспортной работы.

Во избежание потерь и порчи зерна при транспортировке кузова автомобилей, прицепов и полуприцепов должны быть оборудованы уплотнителями в бортовых сочленениях, снабжены брезентами или другими материалами, защищающими зерно от атмосферных осадков и распыления. Борта должны быть наращены до высоты, обеспечивающей более полное ис· пользование грузоподъемности подвижного состава, но не пре­вышающей установленной нормы.

3. Перевозка силоса, сахарной свеклы, картофеля, овощей.

Перевозка силосной массы осуществляется автомобильным подвижным составом и тракторными поездами. Наиболее рациональной формой организации перевозок силосной массы является применение бригад, укомплектованных однотипными транспортными средствами (автомобилями или тракторами с прицепами), позволяющими обеспечить ритмичную работу комбайна. В состав комплексной бригады входят комбайнер, водитель (при работе тракторов с прицепами - трактористы) и механизаторы, работающие на разгрузочных машинах. Применяемый подвижной состав - автомобили с универсальны­ми кузовами или тракторы с прицепами. Для повышения про­изводительности подвижного состава борта кузовов наращи­вают щитами.

Потребное количество единиц подвижного состава при формировании комплексных бригад определяют в зависимости от урожайности силосируемых культур, производительности уборочной техники, продолжительности загрузки одного ав­томобиля или тракторного поезда из комбайна и времени обо­рота единицы подвижного состава. Количество разгрузочных механизмов Мм, например тракторов, для стаскивания силос­ной массы с кузова автомобилей и тракторных прицепов опре­деляется по формуле:

Мм = Ахtр/ tоб

где

Ах - количество автомобилей или тракторных поездов, работаю­щих в бригаде: tр- продолжительность разгрузки автомобиля или тракторного поезда. мин; tоб - продолжительность оборота единицы подвижного состава, мин.

Уборка сахарной свеклы производится несколькими способа­ми: поточным, поточно-перевалочным и раздельным. При по­точном способе свекла перевозится прямо от комбайнов на caхарные заводы. Этот способ возможен в сухую погоду, когда автомобили могут подъехать по плантации к комбайнам. В сырую погоду, когда движение автомобилей по плантации не­возможно, или по другим причинам применяется поточно-пе­ревалочный способ, при котором свекла от комбайнов трактор­ными поездами доставляется в полевые бурты, расположенные вблизи дорог, а из буртов погрузчиками грузится в автомоби­ли для перевозки на сахарные заводы или приемные пункты. При раздельном способе уборки свекла выгружается из бунке­ра комбайна в кучи на поле, а затем, после очистки, грузится, на подвижной состав и перевозится на сахарные заводы или приемные пункты.

Доставляют сахарную свеклу на свеклоприемные пункты, создаваемые на период ее уборки и заготовки, механизирован­ные транспортные отряды, подвижной состав которых работает по часовым графикам. В состав отрядов включаются: при раз­дельном способе уборки и вывозке свеклы - трактористы (машинисты) погрузчиков и водители, при поточном - комбайнеры и водители; при поточно-перевалочном организуются комплексные бригады для работы на плантациях (уборка, очистка свеклы, доставка в полевые бурты) в составе комбайнеров, трактористов тракторных поездов, машинистов погрузчиков и во­дителей.

Перевозка картофеля и овощей с полей и складов хозяйств производится автомобильными отрядами, комплек­туемыми автомобилями повышенной грузоподъемности и ав­топоездами. При необходимости в состав отрядов включают по­грузочно-разгрузочные механизмы. При неудовлетворитель­ном состоянии подъездов к полям и складам отрядам придают тракторы и подкатные тележки для бук­сировки полуприцепов тракторами к местам погрузки карто­феля и овощей, а затем к автомобильным дорогам.

Планы и графики работы автомобильных отрядов, опера­тивное руководство и контроль за выполнением перевозок раз­рабатываются в том же порядке, что и при перевозках зерна.

Картофель и овощи перевозят навалом, в таре и контейне­рах. Применение последних обеспечивает большую сохран­ность груза при перевозках и в процессе хранения, позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные операции и увели­чить производительность подвижного состава. Подготавли­вают порожние контейнеры к перевозке (складирование, ин­дивидуальная увязка и группировка в пакеты) грузоотправите­ли. Приемка и сдача порожних контейнеров осуществляются счетом мест. При продаже картофеля и овощей по закупочным ценам порожние контейнеры заблаговременно доставляются к месту загрузки силами и средствами грузополучателя, при продаже по розничным ценам - силами и средствами грузо­отправителей.

Подготовку товарно-транспортных документов, загрузку контейнеров картофелем или овощами на полях, плантациях и в хранилищах, а также группировку контейнеров в автомо­бильные отправки по видам сельскохозяйственных продуктов осуществляют грузоотправители за свой счет до прибытия транспортных средств под погрузку.

Загруженные картофелем и овощами контейнеры АТО принимают от грузоотправителей и сдают грузополучателям по счету мест и весу.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислить особенности перевозки сельхозгрузов.
  2. Какие применяются схемы организации перевозок сельхоз продукции?
  3. Что в себя включает единый комплексный план перевозки грузов?
  4. Каковы особенности перевозки зерновых культур?
  5. Как определить потребное количество автомобилей для обслуживания одного зерноуборочного комбайна?
  6. Как организуется работа комплексных бригад при уборке зерновых культур?
  7. Каковы особенности перевозки силосной массы?
  8. Как определить количество погрузочно-разгрузочных механизмов?
  9. Каковы особенности перевозки сахарной свеклы?
  10. Каковы особенности перевозки картофеля и овощей?

Тема 20

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ.

Цели лекции:

В результате изучения темы студент должен ЗНАТЬ:

- основные принципы планирования грузовых перевозок;

- ИМЕТЬ представление об перспективных, текущих и оперативных планах.

План лекции:

1. Принципы планирования грузовых перевозок.

2. Перспективное планирование.

3. Текущее планирование.

4. Оперативное планирование.

1. Принципы планирования грузовых перевозок.

На автомобильном транспорте существует перспективное, текущее и оперативное планирование.

Перспективными планами разрабатываются основные на­правления хозяйственного развития и объема производства по Министерству транспорта и коммуникаций РК и от­дельным предприятиям на длительный период времени 5­-10 лет и более. На основе перспективных планов составляют­ся текущие планы на один год с разбивкой по кварталам. Те­кущие планы представляют собой уточненные годовые зада­ния перспективного плана в соответствии с конкретными ус­ловиями работы.

Планирование работы автомобильного транспорта (пер­спективное и текущее) начинается с установления объема пред­стоящих перевозок грузов, т. е. с составления плана перево­зок. Этот этап планирования, на котором определяются объем, характер и структура перевозок, является наиболее важным и служит основой для разработки всех остальных частей плана автотранспортной организации.

Оперативными планами являются месячные, декадные, суточные, сменные и часовые задания АТО.

План перевозок по АТО составляется на основании заявок грузоотправителей, в которых отражаются потребности хозяйствующих субъектов в пе­ревозках грузов.

План перевозок составляется на год с распределением объема перевозок по кварталам, в дальнейшем эти объемы уточняются в зависимости от конкретных возможностей предъявления грузов, сезонности перевозки и других факторов. При составлении месячных планов объемы перевозок подлежат дальнейшему уточнению в соответствии с возможностями гру­зоотправителей и автотранспортных предприятий.

2. Перспективное (стратегическое) планированиевключает в себя разработку основных направлений и показателей деятельности на длительный период от 5 до 15 лет. В его рамках все расчеты выполняются на основании прогнозов развития экономических и социальных процессов в регионе и анализа рыночной конъюнктуры. При перспективном планировании большое значение имеет правильное использование современных методов прогнозирования.

Прогнозируемые объемы перевозок промышленных грузовопределяются относительно объемов существующих перевозок и прогнозов развития промышленности по следующей формуле:

Qn = QcKи Kn ,

где

Qn – прогнозируемый объем грузов, перевозимых автотранспортом, тыс.т;

Qc – фактический объем грузов, перевозимых автотранспортом в существующий период, тыс.т; Kи – коэффициент изменения объема промышленных грузов к прогнозируемому сроку; Kn – коэффициент повторности перевозок промышленных грузов (обычно принимается Kn=1,05…1,2).

КиснVn/Vc ,

где

Ксн- коэффициент, учитывающий снижение материалоемкости промышленного производства и снижение объемов автомобильных перевозок, приходящихся на 1 млн.тг валовой продукции промышленности (ориентировочно 0,95-0,98); Vn – валовая продукция промышленности к прогнозируемому сроку, млн.тг; Vc – валовая продукция промышленности на существующий период, млн.тг.

Прогнозируемый объем перевозок строительных грузовопределяется исходя из планируемых объемов строительства отдельно по строительству промышленных и гражданских объектов.

Объем перевозок для грузов промышленного строительства рассчитывается по формуле:

Qп = Kн {Kп[ 0,01∑(Cп Hпс) + 0,005∑ ( Cп Hрс)]+0,01 [∑Cп+0,5∑ (Cп Hм )]} /Y,

где

Kн- коэффициент неравномерности строительства по годам (1,3…1,4); Kп –коэффициент повторности перевозок грузов промышленного строительства (1,1…1,4); Cп- стоимость промышленного строительства, выполняемого в расчетный период, млн.тг; Hпс – средние нормы расхода строительных материалов, деталей и конструкций, тыс.т на 100 тыс.тг сметной стоимости строительно-монтажных работ в зависимости от отрасли промышленности; Hрс – средняя норма расхода строительных материалов и конструкций на 100 тыс.тг стоимости ремонта (4,0…6,0 тыс.т); Hм – средняя норма образования строительного мусора на 100 тыс.тг стоимости промышленного строительства и ремонта (1,5…2,0 тыс.т; Y- количество лет в рассматриваемом периоде.

Объем перевозок для грузов гражданского строительства определяется по следующей формуле:

Qп = Kн {Kп[ ∑(Cж Hж) + 0,01∑ ( Cк-б Hк-б) + 0,01∑ ( Cн Hн) +

+0,001 ∑(RHр)]+0,01 ∑(Cж+ Ск-б + Сн + R) Hм} /Y,

где

Cж – объем строительства нового жилищного фонда, прогнозируемый на рассматриваемый период, тыс. м2 общей площади; Hж-средние нормы расхода строительных материалов и конструкций на 1 тыс м2 общей площади, тыс.т; Cк-б - стоимость строительства новых учреждений культурно-бытового обслуживания, млн.тг; Hк-б– средняя норма расхода строительных материалов на 100 тыс.тг сметной стоимости строительно-монтажных работ по учреждениям культурно-бытового назначения (4,3…4,8 тыс.т); Cн – стоимость нового коммунального строительства и инженерного оборудования, млн.тг; Hн –средняя норма расхода строительных материалов на 100 тыс.тг сметной стоимости строительно-монтажных коммунального строительства и инженерного оборудования (4,0…6,0 тыс.т); R – стоимость ремонта объектов жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства (принимается в размере 10…20% общей стоимости нового строительства); Hр –средняя норма расхода строительных материалов на 100 тыс.тг сметной стоимости ремонтных строительно-монтажных работ ( 2,0…3,0 тыс.т); Hм-норма строительного мусора от всех видов гражданского строительства на 100 тыс. тг (2,0…3,0 тыс.т).

Для расчетных целей можно принимать следующие средние показатели массы строительных материалов в зависимости от типа жилищного строительства в тыс.т на 1тыс м2.

деревянные дома 2,0
каменные дома 2-этажные 5,6
каменные дома 3-этажные 5,9
каменные дома 4-этажные 5,6
каменные дома 5-этажные 5,6
крупнопанельные дома 3-5 этажей 4,3…4,4
крупнопанельные дома 12-16 этажей 4,2

Прогнозирование объемов перевозки потребительских грузов выполняется по нормам или уровню потребления на одного человека с учетом массы перевозимой тары и повторности перевозок:

Qп = (1+Kпр) Hпот NKт Kп Kдн+Qоч+Qт ,

где

Kпр – коэффициент, учитывающий долю промтоварных грузов по отношению к продовольственным грузам, принимаемых за единицу (обычно 0,25…0,35); Hпот – норма потребления продовольственных товаров на одного человека в год (1,0…1,3т); N – численность населения; Kт - коэффициент, учитывающий массу тары (1,1…1,2); Kп - коэффициент повторности перевозок потребительских грузов (1,3…1,5); Kдн – коэффициент, учитывающий дневное население региона как частное от деления суммарного населения при маятниковой миграции на численность постоянного населения; Qоч – масса грузов очистки, включающая перевозки твердых бытовых отходов (0,2т на одного жителя в год), уличного смета (0,05т на жителя) и снега (0,25 т на жителя); Qт – масса топливных грузов, включая перевозки жидкого топлива (0,05…0,1 т на одного жителя в год) и твердого топлива для загородных домов (0,5 т на жителя).

При планировании провозных возможностей парка АТС используется формула:

Q =Дк αв ∑( Aсп Uр.д.)i ,

где

индекс i обозначает перебор списочного состава парка грузовых АТС по моделям, выполняющих определенное суточное задание.

На коэффициент выпуска αв при стабильной организации работы основное влияние оказывает время простоя ПС при выполнении ТО и Р. Необходимо учитывать, что после 4…5 лет эксплуатации ПС эти простои резко увеличиваются, что влечет соответствующее снижение αв.

Объем груза, который перевозится за смену Uр.д., помимо других факторов, зависит от дорожных условий, технической скорости ПС на линии, надежности АТС. Техническая скорость ПС с большими сроками службы снижается как за счет ухудшения тягово-динамических качеств, так и в связи с увеличением простоев на линии для устранения неисправностей.

3. Текущее планированиепроводится на год.В этом случае возможный объем работы и необходимые для его выполнения ресурсы рассчитываются на основании имеющихся и подготовленных к заключению договоров.

При расчете ресурсов, необходимых для освоения объемов работы по договорам, используют коэффициент запаса, который должен учитывать выработку ресурса ПС и возможность выполнения разовых заказов.

При составлении годового плана работы АТО по перевозкам грузов рассчитываются следующие показатели по типам ПС:

- коэффициент выпуска и использования парка АТС;

- автомобиле-дни в работе:

- возможные объемы перевозок;

- годовой пробег, в том числе с грузом;

- требуемые ресурсы для поддержания АТС в работоспособном

состоянии, расход топлива и ГСМ:

- себестоимость перевозок.

4. Оперативное планирование –это конкретизация плановых заданий по времени выполнения, в пространстве (по местам выполнения производственных заданий), по специфике технологии и организации производства управляемого объекта (структура ПС, ПРМ, выбор технологий и пр.). Оперативное планирование включает в себя разработку планов работы в целом АТО и конкретных АТС и водителей на месяц, неделю, смену. В процессе оперативного планирования решаются следующие задачи:

- расчет провозных возможностей АТО;

- расчет оптимальных маршрутов движения ПС;

- составление почасовых графиков работы ПС;

- составление плана работы по клиентуре;

- расчет предполагаемых затрат и необходимых ресурсов для выполнения перевозок;

- составление сменно-суточного плана работы АТО, графика выпуска ПС на линию и оформление путевой документации.

Основным документом оперативного планирования является сменно-суточный план.

Сменно-суточный план при сдельном использовании ПС включает в себя следующие показатели:

- номер заявки или договора на перевозку;

- наименование заказчика;

- наименование груза, расстояние и объем перевозки;

- пункт погрузки и пункт выгрузки груза, способ выполнения ПРР;

- время подачи ПС под первую погрузку;

- количество выделенных АТС по маркам по плану и фактически (фактические показатели заполняются после обработки путевых листов);

- объем выполненной работы (количество ездок, перевезенных тонн груза, общий пробег и с грузом).

При повременном использовании ПС в сменно-суточном плане отражается время предоставления и продолжительность работы АТС у заказчика по маркам ПС.

С одной стороны, сменно-суточный план составляется на основании данных о потребностях в перевозках, которые складываются из заключенных АТО договоров и поступивших разовых заявок на перевозки. С другой стороны, оцениваются провозные возможности АТО на основании данных об исправных ПС и готовых к работе водителях.

Основная задача АТО по эксплуатации подвижного соста­ва состоит в том, чтобы при наименьших затратах труда и материальных средств максимально удовлетворить транспорт­ные потребности обслуживаемой клиентуры. Успешное выпол­нение этой задачи возможно при эффективном использовании подвижного состава, росте производительности труда работаю­щих, и в первую очередь водителей и осуществлении мероприятий по эконо­мии материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Это­му способствует правильно организованное оперативное пла­нирование перевозок.

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризовать основные принципы планирования грузовых перевозок.
  2. Какие виды перевозок могут планироваться в долгосрочной перспективе?
  3. Как определить прогнозируемые объемы перевозок промышленных грузов?
  4. Как рассчитать объем перевозок для грузов промышленного строительства?
  5. Как определяется объем перевозок для грузов гражданского строительства?
  6. Как осуществляется прогнозирование объемов перевозки потребительских грузов?
  7. Какие показатели по типам ПС рассчитываются при составлении годового плана работы АТО?
  8. Какие показатели включает в себя сменно-суточный план?

Тема 21

СМЕННО-СУТОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ.

Цели лекции:

В результате изучения темы студент должен ЗНАТЬ:

- порядок составления сменно-суточных планов;

- ИМЕТЬ представление о грузовой карте.

План лекции:

1. Основы сменно-суточного планирования.

Наши рекомендации