Тема 18.1. ПЕРЕВОЗКА СТЕНОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
Цели:
В результате изучения темы студент должен ЗНАТЬ:
- основные транспортно-технологические схемы перевозки строительных грузов на транспорте; правила подбора подвижного состава; правила их перевозки автотранспортом;
- ИМЕТЬ представление об особенностях перевозок длинномерных и тяжеловесных строительных конструкций.
План лекции:
Перевозка цемента
Бетонные смеси и строительные растворы
Перевозки кирпича
Перевозки длинномерных грузов.
Перевозка цемента
Цемент, гипс, известь-пушонка – распространенные строительные материалы. Специфическими их свойствами, требующими особых условий хранения, перевозки и погрузочно-разгрузочных работ, являются: легкое распыление и большая текучесть в сухом состоянии, большая гигроскопичность, абразивность пыли, создающая вредные условия труда, способность к слеживанию и образованию сводов, изменение плотности вещества в зависимости от влажности и способа перевозки. Их перевозки занимают большой объем в строительных перевозках.
При перевозках цемента необходимо соблюдать требования по сохранности этого дорогостоящего материала. В результате распыления потери цемента при перевозке на неспециализированном подвижном составе достигают 5-10%. Кроме того, цемент портится при попадании даже небольшого количества влаги, при увеличении срока хранения слеживается, а также частично теряет свои качества строительного материала. Вместе с тем цементная пыль вредна для человека.
Эти обстоятельства заставляют отказываться от встречающейся еще перевозки цемента в бочках (вес нетто 150-170 кг), мешках бумажных (50кг). Цемент необходимо перевозить в закрытых, герметичных резервуарах.
Для перевозки цемента используются специальные автомобили-цементовозы, которые представляют собой цистерны, установленные в горизонтальном (наклонном) или вертикальном положении.
В зависимости от объемов и расстояния перевозок, а также способа погрузочно-разгрузочных работ для перевозки цемента применяют автоцеметовозы различной конструкции, емкости и грузоподъемности. Перевозят его, как правило, по радиальным маршрутам с обратным незагруженным пробегом в централизованном порядке. Работа автоцементовозов координируется диспетчером, находящимся на цементном заводе или элеваторе. Наиболее рациональным способом перевозки цемента мелкими партиями является доставка его на универсальных автомобилях или автопоездах, работающих по развозным маршрутам, в специальных контейнерах, являющихся одновременно и временным хранилищем цемента на строительной площадке. Одновременно с развозом по строительным площадкам наполненных контейнеров производят сбор порожних.
Загрузка цементовозов производится из бункеров или пневматических установок. По способу разгрузки известны цементовозы:
- с механической разгрузкой (производится шнековым механизмом);
- самотеком (осуществляется под влиянием собственного веса цемента с наклоном цистерны и включением вибраторов);
- с пневматической выгрузкой (осуществляется при помощи сжатого воздуха).
Первые два способа не нашли большого распространения. Механический – вследствие быстрого изнашивания шнеков и частых повреждений механизмов, а также неполной выгрузки цемента. Цементовозы с разгрузкой самотеком – из-за большого распыления цемента, необходимости выгрузки вы приямки или бункера и последующей дополнительной перевозки, а также частого повреждения вибраторов.
Рис. 18.6 Пневматическая загрузка автоцементовоза:
1 - заборное устройство; 2 - распределитедьная труба; 3 - датчик уровня цемента;
4 – тканевый фильтр; 5 – рукавный фильтр; 6 – воздушный фильтр;7- компрессор;
8 – подъемный механизм.
Под цементовозы оборудуются автомобили ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ, КамАЗ грузоподъемностью от 7 до 24т. Производительность выгрузки 30-60 т/час, дальность подачи цемента по горизонтали 40-50м, на высоту – 20-25 м.
В междугородних перевозках применяют специальные герметичные контейнеры (от 1,5 до 5 т), приспособленные для разгрузки самотеком (днище бункерного типа) или сжатым воздухом.
2. Бетонные смеси и строительные растворы
Бетонная смесь (жидкий бетон) перевозится обычно в автомобилях-самосвалах и специальных контейнерах, причем специфика груза выдвигает ряд требований к условиям его перевозки. Перевозка должна быть ограничена во времени, так как бетон имеет тенденцию к расслаиванию на составляющие его компоненты, а также к затвердеванию (бетон «схватывается»).
При транспортировке зимой переохлаждение бетона вызывает его подмерзание. Кроме того должнабыть обеспечена достаточная герметизация кузова во избежание потерь в пути.
Рис.18.7 Автомобиль-самосвал-растворовоз. Рис. 18.8. Автомобиль со со съемным кузовом
Для перевозок в условиях отрицательных температур кузов (контейнеры) оборудуются теплоизоляцией, в некоторых конструкциях применяют подогрев отработавшими газами двигателя. Ускорение разгрузки бетона достигается применением вибраторов.
При перевозке бетона на большие расстояния (дорожное и сельскохозяйственное строительство) применяют автомобили-бетоновозы с кузовом в виде барабана-мешалки.
1- погрузочно-разгрузочное устройство; 2 - смесительный барабан; 3 - бак дли поды;
4 - привод смесительного барабана; 5 - система управления; 6 - рама; 7 – шасси.
Рис. 18.9. Автобетоносмеситель модели С-942
Строительные растворы – цементный, известковый и другие перевозятся в автомобилях-самосвалах с герметизированным кузовом, а также в специальных цистернах. В зимнее время цистерна утепляется с помощью термоизолирующего слоя, а также подогревом отработавшими газами двигателя.
Строительные растворы, как правило, приготовляют на растворосмесительных заводах, узлах и установках, откуда их перевозят на автомобилях в централизованном порядке непосредственно на объекты строительства.
Объекты строительства закрепляют за растворными узлами на основании заявок или нарядов поставщиков, плана пронзводства и реализации растворов с учетом расстояния перевозок. Отделы эксплуатации АТО получают от поставщиков раствора часовой график вывоза, где указывают объем перевозкн, марку раствора, адрес доставки и расстояние перевозки. На основании такого графика АТО составляет суточную разнарядку работы автомобилей для перевозки раствора потребителям.
Готовые растворы и сухие смеси перевозятся по радиальным и маятниковым маршрутам одному потребителю и по кольцевым маршрутам нескольким мелким.
Работу подвижного состава на всех маршрутах организуют по заранее составленному расписанию. За регулярностью движения автомобилей и обеспечением их грузом следит линейный диспетчер.
Перевозки растворов относятся к срочным видам перевозок, требующих четкого согласования во времени действий всех участников перевозки (растворный узел - АТП (водители) - строительный объект). От качества их организации зависит бесперебойность рабаты строительных объектов, подвижного состава и смесительных установок.
Высокая степень организации перевозок строительных растворов достигается с помощью математических методов планирования производственных процессов и применения электронно-вычислительной техники, а также внедрения в практику процесса организации перевозок растворов и сухих смесей специальной системы управления централизованными перевозками раствора (бетона).
На основе изучения потребностей в растворе (бетоне), объема его производства, наличия и структуры парка подвижного состава, а также анализа условий производства раствора (бетона), условий строительства и работ автомобильного транспорта разрабатываются программы для решения на ЭВМ задач по организации перевозок. К ним относятся:
- составление расписания движения подвижного состава по всем маршрутам с указанием времени прибытия и убытия на смесительный узел;
- заполнение необходимыми данными ордера снабжения для водителей с указанием времени прибытия и убытия на строительный объект;
- заполнение ордера для прорабов с указанием времени прибытия раствора (бетона) на объект;
- расчет заработной платы водителей и взаиморасчет между организациями.
Для перевозки готового раствора на строительные площадки в малых количествах используют специальные металлические контейнеры открытого типа (рис. 7.7). Если раствор на строительных площадках потребляется в больших количествах, то доставлять его целесообразно на автомобилях-самосвалах со съемным кузовом специальной конструкции (рис. 7.8). Загружают кузов раствором на растворосмесительных заводах без снятия его с автомобиля, а для разгрузки кузов снимают с автомобиля и устанавливают на специальную подставку. Порожний сменный кузов устанавливают на раму автомобиля, и он возвращается для последующей загрузки на растворосмесительный завод.
Для перевозки на строительную площадку сухих компонентов растворов используют автомобили, оборудованные специальным гидравлическим устройством, приспособленным к установке и снятию контейнеров-бункеров
При отсутствии специализированных автомобилей-растворовозов и специальных контейнеров растворы иногда перевозят в автомобилях-самосвалах. Однако такой способ перевозки является нецелесообразным и крайне нежелательным.
В строительстве широко применяется битум, который перевозят в автобитумовозах, позволяющих сохранять температуру битумного материала в цистерне во время перевозки без подогрева, подогревать битумный материал в цистерне до рабочей температуры, перекачивать битум и т. д. Жидкий битум, как правило, перевозят по радиальным или маятниковым мapшрутам по графикам. Правильно составленные графики доставки потребителям жидкого нефтебитума с учетом расстояния перевозки, скорости движения и изменения его температуры по пути способствуют более рациональному использованию автобитумовозов и сокращению транспортных издержек. При перевозке на небольшие расстояния (городские перевозки) заливаемый битум должен быть подогрет грузоотправителем до 170ºС - 200º С. Такая температура дает возможность сливать битум без предварительного подогрева на автобитумовозе. При перевозке битума на большие расстояния первоначальную температуру залива устанавливает грузоотправитель в зависимости от расстояния перевозки, марки битума и температуры окружающего воздуха.
Перевозки кирпича
Перевозки кирпича занимают большое место, так как кирпич широко применяется в строительстве. Объемный вес кирпича от 1 до 2 т/м3 в зависимости от материала и конструкции.
Кирпич и стеновые керамические камни перевозят универсальными автомобилями и автопоездами различной грузоподъемности и грузовместимости, используя несколько способов. При выборе способа перевозки кирпича учитывают его вид и способ производства погрузочно-разгрузочных работ. Глиняный кирпич и стеновые керамические камни перевозят от завода-поставщика на строительные объекты пакетами на поддонах, реже в специальных контейнерах.
Кирпич на поддонах в пакеты укладывается двумя способами: «в елку» или с перекрестной перевозкой (рис. 7.10). Укладка кирпича на поддон «в елку» лучше обеспечивает сохранность пакета от рассыпания при транспортировке. При этом способе укладки крайние кирпичи опираются на треугольные бруски, прикрепленные к поддону. Допускается укладка глиняного обыкновенного кирпича и лицевого сплошного пластического прессования на поддон без треугольных брусков, вместо них укладывают кирпичи на плашок, на которые опираются крайние кирпичи пакета.
Опорные кирпичи, уложенные на плашок, удерживаются от сдвига специальными стальными пластинками или крюками, расположенными на торцовых сторонах поддона.
Рис.18.10 Схема укладки кирпича пакетами на поддоны:
а)- укладка «в елку"; б)–укладка на плашок; в)-укладка с перекрестной
перевязкой на ребро;
Пустотелый сухой кирпич, а также керамические камни укладывают на поддоны как с перекрестной перевязкой на плашок, так и на ребро.
Во избежание разваливания кирпича при перевозке высота пакетов не должна превышать 1 м. При укладке кирпича и керамических камней на поддоны необходимо соблюдать правильную форму пакетов, перевязку и одинаковые количество изделий в пакетах. Пакеты формируют двух весовых категорий в зависимости от плотности вещества изделия и вида укладки: «в елку» или с перекрестной перевязкой.
Пакеты кирпичей, уложенных «в елку», перевозят подвижным составом с универсальным кузовом без дополнительного переоборудования. Пакеты кирпича и керамических камней, уложенные на поддоны с перекрестной перевязкой, перевозят подвижным составом с универсальным кузовом, оборудованным дополнительными приспособлениями, предохраняющими пакеты от разваливания в пути и представляющими собой ограждающие щиты или подвижные борта, устанавливаемые в кузов подвижного состава и плотно прилегающие с четырех сторон к пакетам с кирпичом. Глиняный кирпич перевозят в пакетах и без поддонов. В этом случае при разгрузке обжиговой печи на заводе его формируют пакетами «в елку» на ша6ель по 200 шт.
Силикатный кирпич от заводов-поставщиков на строительные площадки перевозят пирамидами. Чтобы пакеты с кирпичом не разваливались при перевозке, применяют торцовые ограждающие щиты.