Показатели качества выполнения транспортного процесса.
Работа автомобильного транспорта оценивается не только уровнем ТЭП и количеством перевезенных тонн груза, но и показателями качества выполнения транспортного процесса.
В отраслевом стандарте «Комплексной системы управления качеством перевозок грузов» приводится определение качества перевозок применительно к грузовому автомобильному транспорту. Качество перевозок представляет собой совокупность их потребительных свойств, характеризующихся степенью полезности перемещения и уровнем организации перевозок. Степень полезности перемещения определяется сохранностью количества и первоначального состояния груза, своевременностью его доставки потребителям. Уровень организации перевозок определяется удобством пользования автомобильным транспортом и полнотой удовлетворения потребностей клиентуры.
Исходя из вышерассмотренных положений, можно сформулировать основные показатели качества перевозок:
- уровень удовлетворения потребностей клиентуры в перевозках по установленной номенклатуре грузов (по объему, в тоннах);
- степень сохранности груза по количеству и первоначальному состоянию; своевременность доставки грузов;
- безопасность перевозок грузов для окружающей среды.
Состав показателей качества перевозок может изменяться в зависимости от степени изучения требований клиентуры, развития и совершенствования транспортных средств и дорог, технологии перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, уровня автоматизации процессов управления автотранспортным производством.
В современных условиях установленные стандартом определение транспортной услуги требуется расширить.
В обеспечении надлежащего уровня качества перевозок участвуют все подразделения и службы АТО при активном участии клиентуры. Однако основные задачи ложатся на службу эксплуатации, автоколонны и трудовые коллективы водителей.
При планировании показателей повышения качества перевозок грузов АТО руководствуются требования Стандарта ИСО 9001-2001, нормативно-технической документацией, техническими условиями (согласованными с клиентурой и дорожными службами).
Ответственное лицо по стандартизации на АТО участвует в разработке нормативно-технических документов, формирует фонд стандартов предприятия и осуществляет контроль за соблюдением требований стандартов системы управления качеством.
Система управления качеством работы АТО должна содержать:
- документально оформленные заявления о политике и целях в области качества предоставляемых услуг;
- руководство по качеству, включающее описание области применения системы управления качеством и обоснование любых исключений, документированные процедуры для системы управления качеством, описание взаимодействия процессов системы управления качеством;
- документированные процедуры деятельности АТО по предоставлению транспортных услуг потребителям (технологические карты, расписания, нормативы и пр.);
- документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;
- документальные свидетельства соответствия работы АТО требованиям системы управления качеством (подтвержденные клиентами данные о сроках доставки, сохранности груза, выполнении заявок и договоров и т.п.). Эти данные должны легко идентифицироваться и восстанавливаться. Должны быть разработаны документированные процедуры для определения средств управления, требуемых при идентификации, хранении, защите, восстановлении, определении сроков сохранения и изъятия данных.
Показатели качества грузовых автомобильных перевозок приведены на рис. 4.14.
При формировании комплексного плана АТО по повышению качества перевозок грузов включаются следующие мероприятия:
· оптимизация технологических схем перевозок грузов;
· сокращение времени доставки грузов получателям;
· повышение уровня сохранности перевозимых грузов;
· повышение уровня выполнения транспортно-экспедиционных операций.
Контрольные вопросы:
- Какие показатели, кроме перечисленных 7, также оказывают влияние на ТЭП?
- В чем суть корреляционного метода многофакторного анализа?
- Какие данные можно получить из характеристического графика?
- Как определяется влияние дорожных условий на ТЭП?
- Каков характер изменения годового пробега от срока эксплуатации?
- Как изменяются затраты на ремонт АТС в зависимости от общего пробега?
- Каковы основные показатели качества транспортных услуг?
- Какова должна быть структура системы управления качеством перевозок?
Тема 18