Показатели качества выполнения транспортного процесса.

Работа автомобильного транспорта оценивается не толь­ко уровнем ТЭП и коли­чеством перевезенных тонн груза, но и показателями каче­ства выполнения транспортного процесса.

В отраслевом стандарте «Комплексной си­стемы управления качеством перевозок грузов» приводится определение качества перевозок применительно к грузовому автомобильному транспорту. Качество перевозок представляет собой совокупность их потребительных свойств, характери­зующихся степенью полезности перемещения и уровнем орга­низации перевозок. Степень полезности перемещения опреде­ляется сохранностью количества и первоначального состояния груза, своевременностью его доставки потребителям. Уровень организации перевозок определяется удобством пользования автомобильным транспортом и полнотой удовлетворения потребностей клиентуры.

Исходя из вышерассмотренных положений, можно сформулировать основные показатели качества перевозок:

- уровень удовлетворения потребностей клиентуры в перевозках по установленной номенклатуре грузов (по объему, в тоннах);

- степень сохранности груза по количеству и первоначальному состоянию; своевременность доставки грузов;

- безопасность перевозок грузов для окружающей среды.

Состав показателей качества перевозок может изменять­ся в зависимости от степени изучения требований клиентуры, развития и совершенствования транспортных средств и до­рог, технологии перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, уровня автоматизации процессов управления автотранспорт­ным производством.

В современных условиях установленные стандартом определение транспортной услуги требуется расширить.

В обеспечении надлежащего уровня качества перевозок участвуют все подразделения и службы АТО при активном участии клиентуры. Однако основные задачи ложатся на службу эксплуатации, автоколонны и трудовые коллективы водителей.

При планировании показателей повышения качества пере­возок грузов АТО руководствуются требования Стандарта ИСО 9001-2001, нормативно-технической документацией, техническими условиями (согласованными с клиентурой и дорожными службами).

Ответственное лицо по стандартизации на АТО участвует в разработке нормативно-технических документов, формирует фонд стан­дартов предприятия и осуществляет контроль за соблюдением требований стандартов системы управления качеством.

Система управления качеством работы АТО должна содержать:

- документально оформленные заявления о политике и целях в области качества предоставляемых услуг;

- руководство по качеству, включающее описание области применения системы управления качеством и обоснование любых исключений, документированные процедуры для системы управления качеством, описание взаимодействия процессов системы управления качеством;

- документированные процедуры деятельности АТО по предоставлению транспортных услуг потребителям (технологические карты, расписания, нормативы и пр.);

- документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;

- документальные свидетельства соответствия работы АТО требованиям системы управления качеством (подтвержденные клиентами данные о сроках доставки, сохранности груза, выполнении заявок и договоров и т.п.). Эти данные должны легко идентифицироваться и восстанавливаться. Должны быть разработаны документированные процедуры для определения средств управления, требуемых при идентификации, хранении, защите, восстановлении, определении сроков сохранения и изъятия данных.

Показатели качества грузовых автомобильных перевозок приведены на рис. 4.14.

При формировании комплексного плана АТО по повыше­нию качества перевозок грузов включаются следующие ме­роприятия:

· оптимизация технологических схем перевозок грузов;

· сокращение времени доставки грузов получателям;

· повышение уровня сохранности перевозимых грузов;

· повыше­ние уровня выполнения транспортно-экспедиционных операций.

Контрольные вопросы:

  1. Какие показатели, кроме перечисленных 7, также оказывают влияние на ТЭП?
  2. В чем суть корреляционного метода многофакторного анализа?
  3. Какие данные можно получить из характеристического графика?
  4. Как определяется влияние дорожных условий на ТЭП?
  5. Каков характер изменения годового пробега от срока эксплуатации?
  6. Как изменяются затраты на ремонт АТС в зависимости от общего пробега?
  7. Каковы основные показатели качества транспортных услуг?
  8. Какова должна быть структура системы управления качеством перевозок?

Тема 18

Наши рекомендации