Основные показатели, связанные с пробегом.
Число ездок с грузом — определяется путем подсчета числа пробегов с грузом между начальным пунктом погрузки и конечным пунктом разгрузки. Частичная разгрузка в промежуточных пунктах считается заездами.
Общий пробег — определяется как разница между показаниями спидометра автотранспортного средства при возвращении в гараж и при выезде на линию.
Пробег с грузом — рассчитывается суммированием пробега по каждой ездке с грузом на основе данных товарно-транспортных накладных.
Среднесуточный пробег — определяется делением общего пробега транспортных средств на количество дней работы.
Средняя дальность ездки — характеризует среднюю величину пробега автотранспортного средства с грузом, приходящуюся на каждую выполненную ездку.
Среднее расстояние перевозки одной тонны груза — определяется отношением суммарного грузооборота к количеству перевезенного груза за этот период;
Средняя дальность перевозок — определяется делением грузооборота в тонно-километрах на количество перевезенных тонн.
Коэффициент использования пробега — относительный показатель для оценки использования общего пробега, представляющий собой отношение пробега транспортного средства с грузом к общему пробегу.
Коэффициент порожнего пробега подвижного состава — характеризует величину порожнего пробега. Коэффициент зависит от следующих факторов:
- особенности работы и использования транспортных средств;
- специализация транспортных средств;
- месторасположение пунктов производства и потребления, сырьевых источников и пунктов переработки продукции.
На железнодорожном транспорте этот показатель применяется только для грузовых вагонов, как в целом, так и по родам вагонов; исчисляется отношением порожнего пробега к общему и отдельно к груженому пробегу. На автомобильном транспорте определяется как отношение величины пробега автомобиля без груза к величине общего пробега автомобилей. На морском транспорте учитываются балластные пробеги (переходы), которые морские транспортные суда проходят без груза.
Основные показатели работы транспортных средств на линии.
Маршрут движения — путь следования транспортного средства при выполнении перевозки между начальным и конечным пунктами.
Длина маршрута — расстояние между начальным и конечным пунктами.
Время работы автотранспортного средства на маршруте — равняется времени в наряде, за исключением времени нулевых пробегов транспортного средства в начале смены до первого пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до транспортного предприятия в конце смены.
Оборот автомобиля — законченный цикл движения автотранспортного средства с возвращением в начальный пункт маршрута. Длина оборота и время оборота характеризуют работу автотранспортных средств на маршруте.
Интервал движения — это промежуток времени между прохождением любого пункта маршрута двумя следующими друг за другом автотранспортными средствами.
Виды маршрутов движения.
Маятниковый — маршрут, на котором путь следования транспортного средства в прямом и обратном направлениях лежит на одной и той же трассе. Прямое (обратное) направление — направление, по которому следует больший (меньший) грузопоток;
Кольцевой — путь следования транспортного средства по замкнутому контуру, соединяющему несколько пунктов погрузки-разгрузки. В кольцевом маршруте начальный пункт является конечным;
Комбинированный — сочетание нескольких маршрутов движения транспортного средства, в ходе которых за один оборот может быть совершено несколько ездок.
Маятниковые маршруты:
- с обратным порожним пробегом — на маршруте имеется один погрузочный и один разгрузочный пункт (простой маятниковый маршрут);
- с полным использованием пробега — на каждом грузовом пункте маршрута транспортные средства после разгрузки перемещаются на этом же пункте под погрузку другим грузом;
- с неполным использованием пробега (в прямом, обратном или обоих направлениях) — на маршруте имеется по одному пункту погрузки и разгрузки, а также один совмещенный пункт, где осуществляется погрузка (разгрузка).
Кольцевые маршруты:
- развозочный — маршрут, на котором загруженное транспортное средство развозит груз по нескольким пунктам назначения и постепенно разгружается;
- сборный — маршрут, на котором транспортное средство последовательно проходит несколько погрузочных пунктов, постепенно загружается и завозит груз в один пункт разгрузки;
- сборно-развозочный — маршрут, на котором одновременно развозится один груз и собирается другой.