Процедура осмотра грузов и заявления претензий
Порядок проведения осмотров грузов и заявления претензий (разработан на основе Инструкции клиента ОАО «Ингосстрах»):
1. До обращения за осмотром груза и направления претензии в страховую компанию проверяется, что убыток предприятия не относится к перечисленным ниже случаям, претензии по которым регулируются с поставщиками и (или) перевозчиками, а не со страховой компанией:
- утрата или порча груза по причине задержки в доставке;
- утрата груза при целостности упаковки или неповрежденных пломбах отправителя;
- утрата (повреждение) груза, происшедшая из-за использования несоответствующей упаковки;
- пересортица.
2. Проверяется количество и качество груза при приемке его у перевозчика или другого ответственного лица.
3. Удостоверяется количество грузовых мест, целостность упаковки продукции и сохранность пломб.
4. Определяется причина ущерба, и принимаются меры к предотвращению дальнейших потерь.
5. Осуществляется связь с аварийным комиссаром страховой компании или напрямую со страховой компанией для проведения возможного осмотра.
6. В случае выявления кражи груза следует незамедлительно обратиться в правоохранительные органы. О краже груза информируется страховая компания.
7. Для того чтобы сохранить возможность предъявления исковых требований к лицам, ответственным за убытки, необходимо следующее:
- пригласить представителя перевозчика для совместного осмотра груза;
- письменно удостоверить обнаруженные повреждения или утрату груза;
- подать письменную претензию перевозчику с возложением на него ответственности за причиненный ущерб.
При проведении этих действий руководствуются уставами, законами, нормами и обычаями, принятыми для данного вида транспорта.
8. В случае обнаружения утраты (повреждения) груза при перевозке морским транспортом получатель немедленно извещает об этом перевозчика. Если утрата (повреждение) груза не могла быть визуально обнаружена в момент приемки продукции, то в течение 3 дней после окончания разгрузки судна перевозчику направляется письменное извещение об ущербе. Агент страховой компании в порту выгрузки незамедлительно извещается об утрате или повреждении груза. В портах России и других стран СНГ основными документами, подтверждающими факт несохранной перевозки, являются Акт-извещение и Генеральный акт.
9. При приемке груза в контейнерах проверяется сохранность и целостность как самого контейнера, так и его пломб. Если контейнер поврежден или повреждены (или отсутствуют) пломбы, то приемка груза производится обязательно с участием представителя перевозчика.
10. В случае утраты (повреждения) груза при перевозке автомобильными транспортными средствами грузополучатель делает отметку о количестве прибывшего груза (с описанием характера ущерба) в товарно-транспортных накладных (в экземпляре грузополучателя и экземпляре перевозчика). (Эта процедура обязательна как для внутренних, так и для международных перевозок.) Такие отметки удостоверяются подписями перевозчика и грузополучателя. Если грузополучатель принимает груз без его надлежащей проверки совместно с перевозчиком (при международной автомобильной перевозке), то грузополучатель делает письменное заявление перевозчику об утрате или повреждении груза в день их обнаружения, но не позднее 7 дней после выдачи груза. Это осуществляется также в том случае, когда утрата и повреждение продукции не являются очевидными. При отказе водителя поставить свою подпись необходимые отметки во всех экземплярах товарно-транспортной накладной делает сам грузополучатель, одновременно с этим составляя акт о приемке груза. Такой акт составляется в момент выгрузки груза, содержит необходимую информацию для определения размера ущерба и обстоятельств дела. К подписанию акта о приемке груза привлекаются представители незаинтересованной организации. После этого грузополучатель направляет письменную претензию в адрес перевозчика с изложением случившегося и возложением на него ответственности за причиненный ущерб.
11. В случае утраты (повреждения) груза при перевозке железнодорожным транспортом по требованию грузополучателя или его агента железная дорога обязана составить и выдать коммерческий акт. При отказе железной дороги в составлении коммерческого акта грузополучатель должен в течение 2 часов письменно обжаловать отказ у начальника отделения той железной дороги, станция которой отказала в составлении коммерческого акта.
12. В случае утраты (повреждения) груза при перевозке воздушным транспортом по требованию грузополучателя или его агента воздушный перевозчик составляет и выдает коммерческий акт незамедлительно после выдачи груза. В течение 14 дней при повреждении груза и в течение 120 дней при утрате груза грузополучатель должен заявить перевозчику претензию за несохранную перевозку с приложением копии авианакладной и коммерческого акта. Указанные сроки исчисляются со дня выдачи груза.
13. Для установления факта несохранной перевозки и определения ущерба аварийные комиссары ОАО «Ингосстрах» или эксперты при Торгово-промышленной палате (при перевозках внутри СНГ) составляют аварийный сертификат (акт экспертизы). Список аварийных комиссаров ОАО «Ингосстрах» в крупных городах можно получить в центральном офисе. При необходимости проведения осмотра грузов в других местах можно навести справки в ОАО «Ингосстрах».
14. До прибытия аварийного комиссара (эксперта) осуществляется подготовка отгрузочных документов, включая страховой полис, поврежденный груз отделяется от сохранного, а также принимаются меры к снижению размера убытка.
15. Вознаграждение аварийному комиссару (эксперту) выплачивает грузополучатель. Сумма вознаграждения включается в страховую претензию.
16. Претензия страховой компании составляется в письменной форме, содержит описание и расчет убытка. К ней прилагаются следующие документы:
- оригинал страхового полиса;
- оригинал транспортного документа с необходимыми отметками, указанными в п. 10;
- счет-фактура (инвойс);
- спецификация;
- упаковочный лист;
- заявление перевозчику (в случае необходимости);
- оригинал Акта-извещения и Генерального акта или другого официального документа, подтверждающего наличие убытка и составленного в соответствии с правилами и обычаями порта (при морской перевозке);
- оригинал коммерческого акта (при железнодорожной или воздушной перевозке);
- аварийный сертификат;
- счет за ремонт или замену;
- справка дорожной полиции (в случае дорожно-транспортного происшествия во время перевозки);
- справка из милиции (в случае необходимости).
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И ЭКСПЕДИРОВАНИЯ ГРУЗОВ
Экспедитор:
- физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по транспортировке грузов как внутри страны, так и за ее пределами по поручению других физических или юридических лиц либо от своего имени и выполняет все необходимые вспомогательные операции;
- оператор смешанной перевозки, который выдает накладную ФИАТА и принимает на себя ответственность за выполнение договора смешанной перевозки в роли перевозчика.
Экспедиторское обслуживание:
- услуги по перевозке, консолидации, хранению, обработке, упаковке или распределению грузов;
- вспомогательные и консультационные услуги, связанные с выполнением вышеуказанных услуг, включая таможенные и финансовые вопросы, декларирование грузов для целей таможенного оформления, обеспечение страхования грузов, сбор документов, относящихся к грузам, обеспечение оплаты.
Перевозчик — физическое или юридическое лицо, реально выполняющее перевозки грузов собственным транспортом (фактический перевозчик), или любое лицо, принимающее на себя такую же ответственность, что и перевозчик, в результате четко выраженного или подразумеваемого обязательства взять на себя эту ответственность (договорный перевозчик).
Транспортное предприятие — юридическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность перевозчика грузов по автомобильным дорогам и имеющее лицензию для выполнения транспортных операций, выданную компетентными органами в стране регистрации.
Международная перевозка — поездка груженого или незагруженного транспортного средства, пункты отправления и пункты назначения которого находятся в двух различных странах. Международная перевозка может осуществляться транзитом через одну или несколько стран.
Транзит — поездка через территорию страны, в которой не производится ни загрузка, ни разгрузка груза.
Интермодальная (прямая смешанная) перевозка — перевозка, осуществляемая различными видами транспорта по одному договору перевозки и одному перевозочному документу. Признаки интермодальной перевозки:
- один договор перевозки независимо от числа видов транспорта и числа перевалок;
- единый документ, подтверждающий наличие такого договора — накладная ФИАТА;
- одно лицо, которое несет ответственность по договору, — оператор смешанной перевозки;
- единый сквозной тариф.
Функции экспедирования:
- выбор перевозчика;
- работа с документацией по поставкам;
- отслеживание поставок;
- аудит и визирование оплаты тарифов на перевозку;
- оценка деятельности перевозчика;
- анализ транспортировки (оценка общей стоимости транспортировки, включая погрузку и выгрузку; способы упаковки; время перевозки; случаи воровства и другие потери; разработка методов снижения общих транспортных расходов).
Типичные ошибки и упущения экспедитора при выполнении поручений клиента:
- неверное описание груза (в результате чего груз перевозят, например, не охлажденным до требуемой температуры);
- неверная или неполная информация о предполагаемом месте назначения (например, порт Галифакс — в Великобритании или в Канаде?);
- ошибочный выбор маршрута для данного груза (в результате чего он может стать субъектом применения эмбарго);
- выбор перевозчика, находящегося в сложном финансовом положении;
- неверное или неполное информирование перевозчика об особенностях перевозки опасного груза;
- страхование груза без учета полученных от клиента инструкций.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Автотранспортное средство — механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров или оборудования, установленного на нем.
Грузовые автотранспортные средства в зависимости от устройства кузова и других конструктивных особенностей делятся на автотранспортные средства:
- общего назначения — автомобили, прицепы и полуприцепы, имеющие неопрокидывающийся бортовой кузов, оборудованный в ряде случаев дугами с тентом. Используются для перевозки различных видов грузов;
- специализированные — автомобили, прицепы и полуприцепы, имеющие различные типы кузовов, предназначенные для перевозки грузов определенных видов (например, самосвалы, цистерны, автомобили со специальными платформами и др.);
- специальные — автомобильные лавки, автомобили с компрессорными установками, автомобильные краны, уборочные автомобили.
Тяжеловесное и (или) крупногабаритное автотранспортное средство — автотранспортное средство с грузом или без груза, у которого хотя бы один из весовых или габаритных параметров превышает допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам.
Тягач — автотранспортное средство с двигателем, предназначенное исключительно или преимущественно для буксировки прицепа или полуприцепа.
Прицеп — автотранспортное средство без механического привода, предназначенное для перевозки грузов.
Полуприцеп — автотранспортное средство без механического привода, предназначенное для перевозки грузов и соединяемое с тягачом таким образом, чтобы часть его располагалась непосредственно на тягаче.
Автопоезд — комбинация автотранспортных средств, состоящая из грузового автомобиля и прицепа (прицепной автопоезд), тягача и прицепа или полуприцепа (седельный автопоезд).
Одиночная ось — ось автотранспортного средства, расположенная на расстоянии более 2,5 м от ближайшей другой оси этого автотранспортного средства.
Смежные оси — две (или более) оси автотранспортного средства, расположенные на расстоянии менее 2,5 м друг от друга.
ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ
Группы требований к подвижному составу автомобильного транспорта:
- обязательные — требования экологического характера, технические требования и требования безопасности дорожного движения;
- необязательные — требования, которые можно выполнять или не выполнять (например, тип подвески — рессорная или пневматическая);
- связанные с особыми условиями перевозок (например, перевозка скоропортящихся и опасных грузов в соответствии с правилами, перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов в соответствии с имеющимися рекомендациями).
Требования к грузовым отделениям автотранспортных средств:
- невозможность извлечения груза из опечатанной части транспортного средства и размещения грузов внутри его без оставления видимых следов взлома или повреждения таможенных печатей и пломб;
- возможность наложения печатей и пломб;
- отсутствие потайных мест для сокрытия грузов;
- доступность для таможенного досмотра.
Основные технические требования к автомобильным транспортным средствам:
- глубина протектора шин для всех автомобилей не менее 1,6 мм;
- наличие заднего защитного бампера, для полуприцепов — бокового защитного приспособления, наличие аварийной сигнализации, тахографа, задних опознавательных знаков;
- наличие устройства ограничения скорости для «зеленых» автомобилей, совершающих двустороннюю перевозку (вне рамок разрешений (квот) ЕКМТ), и для «очень зеленых и безопасных» автомобилей;
- наличие АБС (антиблокировочной системы) для «очень зеленых и безопасных» автомобилей.
Тахографы обеспечивают автоматическую регистрацию:
- времени управления водителями транспортным средством;
- времени отдыха;
- скорости движения;
- пройденного расстояния и других параметров.