В.П. Глушко, В.В. Шмытинский, В.И. Кузнецов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ »
_______________________________________________________
В.П. Глушко, В.В. Шмытинский, В.И. Кузнецов
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПЕРВИЧНОЙ СЕТИ СВЯЗИ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Учебное пособие
К дипломному и курсовому проектированию
Санкт-Петербург
2011 г.
Изложены особенности организации первичной сети связи железнодорожного транспорта на базе волоконно-оптических систем передачи (ВОСП) и волоконно-оптических линий передачи (ВОЛП).
Приведены основные параметры волоконно-оптических кабелей (ВОК) и ВОСП плезиохронной и синхронной цифровых иерархий (ПЦИ и СЦИ), рассмотрены варианты их применения на сети связи железнодорожного транспорта.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по следующим специальностям:
- «Системы обеспечения движения поездов» специализации «Телекоммуникационные системы и сети на железных дорогах» при изучении дисциплины «Многоканальная связь на железнодорожном транспорте»;
- «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» специализаций «Системы передачи и распределения информации», «Волоконно-оптические системы передачи информации и сети» при изучении дисциплин «Многоканальная связь на железнодорожном транспорте», «Цифровые системы передачи», «Волоконно-оптические системы передачи»;
- «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» при изучении дисциплин «Волоконно-оптические системы передачи», «Аппаратные средства телекоммуникационных систем»;
- «Информационная безопасность автоматизированных систем» при изучении дисциплины «Системы и средства передачи информации».
Разработали: канд. техн. наук, доцентВ.П. Глушко,канд. техн. наук, профессор В.В. Шмытинский,канд. техн. наук, доцент В.И. Кузнецов.
Под редакцией доцента В.П. Глушко
Содержание
Введение. 4
1 Исходные данные. 5
2 Разработка схемы каналов………………………………………………….7
3 Обоснование выбора типа и емкости кабеля и выбор способа прокладки кабеля. 9
4 Выбор систем передачи информации на участках сети. 10
5 Организация резервирования каналов и трактов первичной сети связи. 11
6 Разработка вариантов организации первичной сети, удовлетворяющих заданию. 19
7 Определение состава оборудования и размещение аппаратуры в ЛАЦ узла Упр.1. 29
8 Составление схем прохождения цепей и каналов по ЛАЦ узла Упр1. 31
9 Разработка схемы организации тактовой сетевой синхронизации на участке сети………………………………………………………………………34
Заключение. 35
Приложение А………………………………………………. …………….36
Кабели марки ОКМС, ОКМТ, ОКЗ
2 Кабели марки ОКБ
Приложение Б………………………………………………… …………47
Оборудование НПЛ «Пульсар» СМК-30
Оборудование АО «Морион»
Оборудование ЗАО «Новел-ИЛ»
4 Оборудование компании «Lucent Technologies»
Введение.
Цель курсового проекта – ознакомить студентов с основами организации и проектирования первичной сети связи на железнодорожном транспорте; закрепить знания, полученные при изучении дисциплин «Многоканальная связь на железнодорожном транспорте», «Цифровые системы передачи», «Волоконно-оптические системы передачи».
Основой железнодорожной связи является первичная сеть, которая включает в себя линии передачи, оборудование сетевых узлов и сетевых станций, образующие типовые каналы передачи и сетевые тракты.
По территориальному признаку первичная сеть подразделяется на магистральную и дорожную первичную сеть связи. На базе каналов и трактов первичной сети строятся вторичные сети, которые предназначены для предоставления пользователям услуг связи.
Для создания вторичных сетей связи необходимо выполнять многократно ввод и выделение цифровых потоков и каналов магистральной и дорожной первичной сети на железнодорожных узлах и станциях.
Перспективным направлением в области развития первичной сети связи на основных железнодорожных магистралях является применение аппаратуры цифровых систем передачи синхронной иерархии (СЦИ) и волоконно-оптических линий передачи (ВОЛП).
Исходные данные для проектирования
В задании на проектирование, выдаваемом преподавателем, в соответствии с вариантом приводятся:
- схема участка, на котором необходимо организовать первичную сеть связи;
- расстояние между пунктами участка;
- количество первичных цифровых каналов (ПЦК) между пунктами участка;
- даты начала и окончания проектирования;
- содержание разделов проекта.
Конкретные данные для вариантов берутся из таблиц, приведенных в задании.
Схема участка, на котором необходимо организовать первичную сеть связи, представляет собой трассу железной дороги с указанием расположения отдельных административных пунктов: ОАО «РЖД», управлений железных дорог (Упр1,…,Упр4) и узловых станций, на которых ранее до структурной реорганизации размещались отделения железных дорог (Ст1,…,Ст6).
Пример схемы участка железной дороги приведен на рисунке 1. На нем сплошными линиями показана трасса железной дороги с управлением Упр1 и относящимся к ней узловыми станциями (Ст1, Ст2 и т.д.), для которой необходимо выполнить проектирование первичной магистральной и дорожной сети связи. Трасса остальных железных дорог изображена штриховыми линиями с указанием расположения только управлений (Упр2, Упр3 и т.д.). Узловые станции, относящиеся к этим дорогам, на схеме не показаны.
Пример значений расстояний между пунктами участка приведен в
таблице 1.
Таблица 1
Расстояние между пунктами
№ участка | ||||||||||
Расстояние, км |
Пример требуемого количества первичных цифровых каналов ПЦК всех видов связи между пунктами трассы приведен в таблице 2.
Таблица 2
Количество первичных цифровых каналов ПЦК
Участок | Кол-во каналов ПЦК | Участок | Кол-во каналов ПЦК |
ОАО «РЖД»-Упр1 | Упр1-Ст4 | ||
ОАО «РЖД»-Упр3 | Упр1-Ст5 | ||
ОАО «РЖД»-Упр4 | Упр1-Ст6 | ||
Упр-Упр (смежные) | Ст-Ст (смеж-ные) | ||
Упр1-Ст2 | |||
Упр1-Ст3 |
Рис.1
Все исходные данные для проектирования согласно заданному варианту должны быть занесены в пояснительную записку в соответствии с приведенными примерами.
Разработка схемы каналов
На основании исходных данных строят схему каналов, которая является графическим представлением задания. Она позволяет осуществить при проектировании обоснованный выбор марки волоконно-оптического кабеля и количество оптических волокон в нем, а также аппаратуры для организации заданного числа каналов.
На схеме каналов указывают пункты, между которыми необходимо организовать связь, а также количество первичных цифровых каналов ПЦК между ними. Схема каналов для всех видов связи между пунктами трассы для приведенного выше примера представлена на рисунке 2.
Рис. 2
При разработке схемы каналов в соответствии с заданием (см. рис.1) на ней изображают в виде прямоугольников административные пункты, между которыми необходимо организовать связь (ОАО «РЖД», управления дорог Упр1,…,Упр4 и узловые станции Ст1,…,Ст6, на которых ранее до реорганизации структуры управления размещались отделения дорог).
Сплошными линиями указывают группы каналов ПЦК из таблицы 2, которые требуется организовать между административными пунктами (ОАО «РЖД» - Упр1, ОАО «РЖД» - Упр3 и т.д.). Над линиями записывают количество организуемых каналов, также приведенное в таблице 2.
При построении схемы каналов необходимо учитывать следующее.
Линии связи всегда проходят вдоль железной дороги. Поэтому и на схеме каналов линии, характеризующие группы каналов, должны обязательно проходить через соответствующие пункты согласно схеме участка дороги (см. рис.2).
Каналы заданные между различными административными пунктами, расположенными в одних и тех же узлах, (например, 3 канала между Упр1 – Ст6 и 2 канала между Ст1 – Ст6) на схеме каналов должны изображаться отдельными линиями.
Каналы связи между административными пунктами, расположенными в одном и том же узле (ОАО «РЖД» и Упр2, Упр1 и Ст1 и т.д.) не задаются. Эта связь будет осуществляться по местной сети и в данном проекте не рассматривается.
Указанное в задании число каналов между управлениями (Упр – Упр) следует организовывать только между управлениями смежных (соседних) дорог. Дороги считаются смежными (соседними), если между ними отсутствуют участки или пункты, которые по административному делению размещаются на территории другой дороги. Например, дороги с управлениями Упр3 и Упр4 не являются смежными, т.к. между ними находятся Ст2, Ст1 и Упр1, принадлежащее дороге №1.
Указанное в задании число каналов между узловыми станциями (Ст- Ст) необходимо организовывать только между смежными (соседними) станциями. Так узловые станции Ст1 и Ст2 считаются смежными, а Ст2 и Ст3 - не смежными.
Для удобства работы со схемой необходимо, чтобы линии, которые изображают группы каналов, имели минимальное число пересечений.
При разработке схемы следует учитывать, что необходимое количество каналов для организации всех видов оперативно-технологических связей (ОТС) входит в число каналов, заданных вариантом таблицы 2.
Схема каналов позволяет выбрать марку волоконно-оптического кабеля и количество оптических волокон в нем, а также аппаратуру для организации заданного числа каналов. Она помогает наметить пункты выделения и переприема каналов. Кроме того, схема каналов облегчает разработку различных вариантов организации связи.
Из приведенного выражения следует, что повышение надежности каналов и трактов путем увеличения коэффициента готовности Кг может быть достигнуто за счет увеличения времени наработки на отказ То различными способами резервирования и уменьшения времени восстановления Тв оптимизацией принимаемых при технической эксплуатации решений.
Под резервированием понимается способ обеспечения надежности объекта за счет использования дополнительных средств и возможностей, избыточных по отношению к минимально необходимым для выполнения требуемых функций.
На практике величина Кг зависит от типа кабельной линии и ее протяженности, вида используемой аппаратуры и способов их эксплуатации и может составлять 0,998… 0,9998.
Как известно, аппаратура СЦИ обладает высокой надежностью, а встроенные в нее средства контроля, обслуживания и управления облегчают и ускоряют обнаружение неисправностей и переключение на резерв. Однако современные сети связи позволяют организовывать очень большое количество каналов и трактов. Поэтому отказ даже одного участка может привести к перерыву связи для нескольких сотен или тысяч пользователей, нарушению технологических процессов, угрозе безопасности перевозки пассажиров и грузов, значительным экономическим потерям. Таким образом, необходимо применять специальные меры по обеспечению отказоустойчивости сетей, предусматривать резервные емкости каналов и трактов, реализовывать алгоритмы реконфигурации сетей при отказах ее элементов.
Целый ряд факторов облегчает принятие указанных мер: значительные емкости ВОЛП и относительно невысокая стоимость одного канало-километра; наличие в аппаратуре средств контроля и управления; деление сети на независимые функциональные слои; возможности резервирования основных блоков мультиплексоров; применение аппаратуры оперативного переключения АОП, позволяющей по командам сетевого оператора с использованием средств сетевого управления выполнять переключения на первичной сети.
Это дает возможность реализовывать принцип построения самовосстанавливающихся (самозалечивающихся) сетей СЦИ, которые при выходе из строя отдельных элементов способны сохранять или автоматически восстанавливать в короткое время нарушение связи без серьезных последствий для потребителей.
Так как первичную сеть связи образует аппаратура сетевых узлов и станций, а также линии передачи, то применяются следующие основные методы обеспечения самовосстановления сетей СЦИ [1, 5].
1. Резервирование основных блоков оборудования по принципу 1+1 (один блок рабочий и один резервный) или 1:N(один блок резервный на N рабочих; обычно N = 1,…, 16). Этот метод представляет собой аппаратурное резервирование.
2. Резервирование участков сети по схемам 1+1 или 1:1 по разнесенным трассам по принципу переключения секций или трактов. Этот метод называется также сетевым защитным механизмом MSP.
3. Организация самовосстанавливающихся кольцевых сетей, резервированных по схемам 1+1 или 1:1. Основными видами реализации данного метода являются сетевые защитные механизмы SNCP и MS-SPRING.
4. Организация обхода отказавшего узла, когда работоспособность сети восстанавливается за счет исключения этого узла системой управления мультиплексора и пропускания агрегатного потока по пассивному оптическому тракту.
5. Использование аппаратуры оперативного переключения АОП, которая выполняет реконфигурацию маршрутов на участках, прилегающих к вышедшему из строя элементу, и соответствующее переключение потоков.
Указанные методы могут применяться, как по отдельности, так и в комбинации.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся на железнодорожном транспорте методы самовосстановления сетей связи.
Аппаратурное резервирование
Аппаратурное защитное переключение EPS (Equipment Protection Switching) является одной из мер, направленных на повышение надежности работы сети СЦИ. В этом случае резервируются рабочие блоки оборудования (например, коммутационные матрицы, блоки для ввода- вывода цифровых потоков, линейные оптические агрегаты). Резервирование может быть организовано по принципу 1+1 (на один блок рабочий предусматривается один резервный) или по принципу 1: N (один резервный блок закрепляется за Nрабочими блоками; в зависимости от назначения блока N= 1,…,16). Очевидно, что аппаратурное резервирование увеличивает стоимость реализации сети СЦИ, поэтому вопрос о его целесообразности должен быть решен в ходе проектирования.
Сравнение SNCP и MS-SPRING
Из изложенного выше следует, что в общем случае в кольцах СЦИ в качестве сетевых защитных механизмов может быть использовано как SNCP, так и MS-SPRING. Поэтому целесообразно сравнить их достоинства и недостатки для определения области их наиболее эффективного применения.
Прежде всего, принципиально SNCP может быть реализовано в кольце СЦИ любого уровня, начиная с STM-0, a MS-SPRING начиная с уровня STM-4. Так как принцип действия SNCP проще, то, следовательно, оно является более надежным.
Для MS-SPRING существует ограничение на предельное число мультиплексоров в кольце – в настоящее время не более 16. Для SNCP такого ограничения нет. В кольце с SNCP из кассет всех мультиплексоров можно вынуть контроллеры (программируемое устройство, осуществляющее контроль и управление всеми блоками мультиплексора) – в случае повреждения линейного тракта произойдет аварийное защитное переключение APS.
В случае MS-SPRING, если вынуть контроллер из одного мультиплексора, то во всем кольце пропадает защита цифровых потоков. С другой стороны MS-SPRING обеспечивает большую технико-экономическую эффективность использования сети СЦИ. В качестве примера рассмотрим передачу по кольцу уровня STM-4 потоков 2 Мбит/с. В случае SNCP максимальное количество таких потоков будет равно 252. Применительно к MS-SPRING максимальное количество потоков будет определяться характером взаимодействия узлов в сети СЦИ. Самые неблагоприятные условия для применения MS-SPRING будут в случае взаимодействия типа «звезда», когда с каким-то «главным» узлом взаимодействуют все остальные, причем эти остальные узлы не взаимодействуют друг с другом. При таком характере взаимодействия узлов максимальное количество защищенных потоков 2 Мбит/с равно 252. Самые же благоприятные условия для MS-SPRING будут в том случае, когда все узлы в сети взаимодействуют только с соседними узлами. В этом случае количество защищенных потоков будет равно 126×К, где К – количество мультиплексоров в кольце с MS-SPRING (предполагается, что число К не превышает 16).
Таким образом, MS-SPRING может обеспечить передачу многократно большего количества защищенных цифровых потоков в сравнении с SNCP. А ведь еще можно передавать незащищенные потоки (низкоприоритетный трафик). Означает ли это, что MS-SPRING следует использовать везде, где только можно? Нет. Предположим, что по данному кольцу СЦИ уровня STM-4 необходимо передать 165 потоков 2 Мбит/с, причем существенного увеличения количества потоков в ближайшие несколько лет не ожидается. В этих условиях целесообразно использование SNCP как более надежного сетевого защитного механизма. Официальная статистика отсутствует, но, как показывает опыт, обслуживающий персонал сетей с SNCP сталкивается со значительно меньшим количеством различных неисправностей в сравнении с сетями, на которых установлен MS-SPRING.
Если бы в рассмотренном выше примере требовалось передать 365 защищенных потоков 2 Мбит/с, тогда применение MS-SPRING было бы оправданным.
В заключение отметим, что нельзя твердо говорить об установке MS-SPRING в том или ином кольце без проверки условий его реализуемости. На этапе проектирования необходимо убедиться, что на каждом участке сети в нормальном режиме количество передаваемых защищенных цифровых потоков не превосходит пропускной способности AU-4 × N/2, где N – уровень STM, передаваемого по кольцу.
Для повышения надежности работы сетей СЦИ могут быть использованы различные сетевые защитные механизмы. Целесообразность использования того или иного механизма определяется видом топологии сети (кольцо, шина, звезда и т.д.), допустимыми капитальными затратами на ее реализацию, а также дальнейшими перспективами увеличения передаваемого трафика.
6 Разработка вариантов организации первичной сети, удовлетворяющих заданию
На рис. 6 изображена схема организации первичной магистральной сети, на рис. 7, 8, 9 - варианты дорожной сети.
В процессе курсового проектирования для отработки навыков составления схем необходимо применить оборудование разных компаний-производителей. Краткие характеристики оборудования, используемого при организации первичной сети связи ОАО «РЖД», приведены в Приложении Б.
На магистральной сети (рис.6) в качестве примера показано применение различного оборудования СЦИ. На участке между ОАО «РЖД» (Упр2) и Упр1 установлена аппаратура СММ-01 АО «Морион». С ее помощью организуются в соответствии с заданием (см. таблицу 2) 30 каналов ПЦК на участке ОАО «РЖД»-Упр1 и 10 каналов ПЦК на участке Упр2-Упр1. Кроме того, еще на двух участках Упр1-Упр4, Упр1-Упр3 также используется оборудование СЦИ СММ-01 АО «Морион» для организации соответственно 10 каналов ПЦК.
На участке сети ОАО «РЖД» (Упр2)- Упр4 применяется оборудование МЦП-155 ЗАО «Новел-ИЛ» для организации 25 каналов ПЦК между ОАО «РЖД» и Упр1, а также 10 каналов между Упр2 и Упр1.
На участке ОАО «РЖД» (Упр2) - Упр3 проектируется оборудование СМК-30-3 НПЛ «Пульсар» для организации 25 каналов ПЦК между ОАО «РЖД» и Упр3 и 10 каналов между Упр2 и Упр3.
Все участки первичной сети магистрального уровня резервируются по схеме 1+1.
В качестве каналообразующего оборудования для мультиплексирования сигналов каналов тональной частоты (ТЧ) и основных цифровых каналов (ОЦК) в первичный цифровой поток уровня Е1 со скоростью передачи 2048 кбит/с используется аппаратура ОГМ-30Е АО «Морион», МВТК-2 ЗАО «Новел-ИЛ» и СМК-30-2 НПЛ «Пульсар» (рис.6).
На рис.7 и 8 приведены два варианта построения дорожной сети с использованием оборудования СЦИ СММ-11 и ПЦИ ТЛС-31 АО «Морион». Количество организуемых каналов ПЦК соответствует заданию (см. таблицу 2). Сравнивая указанные варианты, следует отметить, что применение СММ-11, во-первых, дает возможность внедрить также и на дорожной сети технологию СЦИ, и во-вторых, при примерно одинаковых затратах позволяет организовать 21 канал ПЦК вместо 16 в аппаратуре ТЛС-31.
В обоих вариантах в качестве аппаратуры каналообразования используется ВТК-12, которая одним из интерфейсов А или В, отмеченным стрелочкой, подключается к мультиплексору магистральной сети. Этим достигается резервирование каналов ОТС дорожной сети при выходе из строя ее отдельных элементов.
Кроме того, на рис.7 и 8 показаны еще два варианта резервирования наиболее важных каналов ОТС на участке «главного хода» Упр1 (Ст.1) – Ст.6:
- резервирование мультиплексорной секции (MSP) с использованием схемы 1+1;
- при помощи аппаратуры технологии HDSL, работающей по двум парам симметричного кабеля с медными жилами.
На рис.9 дан пример построения дорожной сети с применением оборудования СЦИ МЦП-155 и каналообразующей аппаратуры МВТК-2 ЗАО «Новел-ИЛ».
На рис.10 приведена схема организации магистральной и дорожной первичной сети с использованием аппаратуры СМК-30-4 и СМК-30-3 НПЛ «Пульсар» в соответствии с заданием, указанным в таблице 2. Мультиплексор СМК-30-3 имеет два агрегатных оптических интерфейса уровня СТМ-1. Мультиплексор СМК-30-4 устанавливается в крупных сетевых узлах: ОАО «РЖД», управлениях дорог, узловых станциях и комплектуется пятью агрегатными интерфейсами, из которых два могут быть СТМ-4 а три СТМ-1, либо все пять – СТМ-1. В качестве каналообразующей аппаратуры используются мультиплексоры СМК-30-1 и СМК-30-2. Аппаратура СМК-30 является более универсальной и имеет более высокую степень интеграции выполняемых функций. Мультиплексор СМК-30-3 может применяться не только для ввода-вывода потоков Е1, но и как каналообразующая аппаратура при наличии свободных мест в кассете для установки интерфейсных плат. Технические характеристики аппаратуры СМК-30 приведены в Приложении Б.
В ряде случаев ОАО «РЖД» для организации резервирования арендует каналы связи у другого ведомства или оператора. Эти каналы при нормальном функционировании железнодорожной сети связи используются как дополнительные, предоставляемые различным абонентам. В случае отказа на железнодорожной сети, арендуемые каналы используются для организации наиболее важных видов оперативно-технологической связи ОТС.
На рис.11 представлен вариант резервирования канала ПЦК, содержащего сигналы ОТС, на одном из самых грузонапряженных участков сети ОАО «РЖД». Участок содержит следующие узлы: ОАО «РЖД», Ст6, Упр1 и промежуточные станции. Для резервирования может использоваться сеть компании «ТрансТелеКом» построенная на оборудовании фирмы «Lucent Technologies»: мультиплексорах ввода-вывода с функцией местного кросс-коммутатора WaveStar LXC-16/1, мультиплексорах ввода-вывода WaveStar ADM-4/1 и регенераторах Phase LR-16/4. С помощью указанного оборудования организуется сеть транспортного сегмента уровня СТМ-4 и сеть технологического сегмента уровня СТМ-1 компании «ТрансТелеКом». При выходе из строя железнодорожной сети связи для резервирования каналов ОТС используются сеть технологического сегмента уровня СТМ-1 компании «ТрансТелеКом» (см. рис. 3). На промежуточных станциях, где необходимо выделение каналов дорожной сети ОТС ОАО «РЖД», резервирование выполняется с помощью мультиплексоров ввода-вывода уровня СТМ-1 WaveStar ADM-4/1. Они комплектуется трибутарными интерфейсными платами для ввода-вывода сигналов потока Е1 каналов ОТС.
На станциях транспортной сети, где нет необходимости в выделении каналов ПЦК, устанавливаются регенераторы оборудования Phase LR-16/4. Они не содержат трибутарных интерфейсных плат для ввода-вывода сигналов потока Е1.
Рассмотрим, как осуществляется резервирование сети ОТС ОАО «РЖД», если в свою очередь произошел выход из строя одного из элементов сети уровня СТМ-1 компании «ТрансТелеКом». Например, при обрыве волокна на первом участке направления Упр1 – Ст6. Тогда мультиплексор WaveStar ADM-4/1, размещенный в Упр1, выполняет переключение сигналов ОТС на западный интерфейс S1, который подключен к мультиплексору WaveStar LXC-16/1 уровня СТМ-4. Таким образом сигналы ОТС передаются в узел связи Ст6 в потоке СТМ-4. На Ст6 сигнал из мультиплексора WaveStar LXC-16/1 переключается по интерфейсу S1 на мультиплексор WaveStar ADM-4/1. То есть сигналы ОТС ОАО «РЖД» приходят на станцию, находящуюся за аварийным участком, со стороны Ст6.
Следует отметить, что оборудование Phase является универсальным и позволяет в процессе развития сети при добавлении соответствующих интерфейсных плат переходить из режима регенератора в режим мультиплексора ввода-вывода. Однако оборудование WaveStar дешевле, т.к. используется под конкретный проект.
Краткие технические характеристики оборудования фирмы «Lucent Technologies», применяемого при организации резервирования первичной сети связи ОАО «РЖД», приведены в Приложении Б.
Рис. 6
Рис.7.
Рис.8.
Рис.9.
Рис.10.
Рис. 11
Заключение.
В курсовом проекте рассмотрены вопросы организации и проектирования первичной сети связи железнодорожного транспорта с использованием современного оборудования. Прокладка кабеля осуществляется с помощью подвески на опорах контактной сети или линии автоблокировки на перегонах и прокладкой в грунт на станциях. Для организации сети технологической связи на участках железных дорог используется оборудование фирмы «Пульсар», «Морион», «Новел-ИЛ». Рассматриваются методы обеспечения защиты по схеме 1+1 в самовосстанавливающихся сетях СЦИ. Для резервирования оперативно-технологической связи на участке ОАО «РЖД» - Упр1 рассмотрена возможность применения аппаратуры фирмы «Lucent Technologies» компании «ТрансТелеКом». Предложены схемы организации ЛАЦ, размещения проектируемого оборудования в ЛАЦ, схемы прохождения цепей и каналов по оборудованию и стойкам ЛАЦ. В соответствии с методическими указаниями, изложенными в [4], разработаны схемы организации системы тактовой сетевой синхронизации на участке первичной сети связи.
Библиографический список
1. Многоканальная связь на железнодорожном транспорте/ В.В. Шмытинский, В.П. Глушко, Н.А. Казанский. Учебник для вузов ж.-д. транспорта. Под ред. Шмытинского В.В. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008.
2. Проектирование первичной сети связи на железнодорожном транспорте. Часть 3. Применение волоконно-оптических систем передачи информации/ сост. В.П. Глушко, В.К. Котов, М.А. Ракк, В.В. Шмытинский. Учебное пособие для дипломного и курсового проектирования.– СПб.: ПГУПС, 1998.
3. Методические указания по проектированию транспортных сетей SDH/ сост. В.И. Кузнецов Учебное пособие для дипломного и курсового проектирования.- СПб.: ПГУПС, 2008.
4. Проектирование системы тактовой сетевой синхронизации/ сост. В.В. Шмытинский, В.П. Глушко, В.И. Кузнецов. Учебное пособие для дипломного и курсового проектирования. - СПб.: ПГУПС, 2010.
5. Проектирование и техническая эксплуатация цифровых телекоммуникационных систем и сетей/ Е.Б. Алексеев, В.Н. Гордиенко, В.В. Крухмалев и др. Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия-Телеком, 2008.
6. Нормы проектирования цифровых сетей связи на железных дорогах Российской Федерации. СПб.: ГТСС, 2004.
7. Мультисервисный мультиплексор СМК-30. Руководство по эксплуатации. Пенза: НПЛ «Пульсар», 2006.
8. Каталог оборудования АО «Морион». Пермь: ОА «Морион», 2006.
9. Каталог оборудования ЗАО «Новел-ИЛ». СПб: ЗАО « Новел - ИЛ», 2008.
10. Краткий обзор системы «Phase» ( версия 3.0). Учебное руководство, выпуск 1.20. «Lucent Texnologies», 1999.
Приложение А
КАБЕЛИ ОКМС, ОКМТ, ОКЗ
НАЗНАЧЕНИЕ
Оптические кабели марки ОКМС предназначены для подвески на опорах контактной сети и линии автоблокировки, на опорах ЛЭП напряжением до 500 кВ, на опорах воздушных линий связи. (Допускается их эксплуатация при температуре окружающей среды от минус 60° С до плюс 70° С).
Оптические кабели марки ОКМТ используются для прокладки в пластмассовый кабельный трубопровод. (Эксплуатация при температуре окружающей среды от минус 40° С до плюс 60° С).
Оптические кабели марки ОКЗ с броней из стальной гофрированной ленты предназначены для прокладки в кабельной канализации, тоннелях, коллекторах. (Эксплуатация при температуре окружающей среды от минус 40° С до плюс 60°).
Кабели могут содержать от 2 до 144 одномодовых или многомодовых оптических волокон, соответствующих рекомендациям МСЭ-Т.
В зависимости от типа, кабели могут прокладываться ручным или механизированным способом.
НАЗНАЧЕНИЕ
Оптические кабели марок ОКБ используются для передачи информации в оптическом диапазоне частот, могут содержать от 2 до 144 одномодовых или многомодовых оптических волокон, соответствующих рекомендациям МСЭ-Т.
Они предназначены для прокладки в грунт, в кабельной канализации, в тоннелях, коллекторах, при вводе в здания и эксплуатации при температуре окружающей среды от минус 40°С до плюс 70° С.
Кабели могут прокладываться ручным и механизированным способом при условии соблюдения требований технических условий, в том числе указаний по монтажу и эксплуатации.
УСЛОВИЯ ПРОКЛАДКИ
Основные марки кабелей ОКБ и рекомендуемые условия прокладки приведены в таблице А 5.
Таблица А 5
№ п/п | Марка кабеля | Особенности конструкции | Рекомендуемые условия прокладки |
ОКБу | Внешняя оболочка из полиэтилена, броня из круглых стальных проволок (стеклопластиковых прутков), наложенных в два повива, внутренняя оболочка из полиэтилена. | В грунтах всех групп (категорий) в том числе скальных и подверженных мерзлотным деформациям | |
2. | ОКБу-Л | Внешняя оболочка из полиэтилена, броня из круглых стальных проволок (стеклопластиковых прутков), наложенных в два повива, внутрен-няя оболочка из полиэтилена, под которой находится алюмо-полиэтиленовая лента. | То же, а также для речных переходов |
ОКБ | Внешняя оболочка из полиэтилена, броня из круглых стальных проволок (стеклопластиковых прутков), внутренняя оболочка из полиэтилена. | В грунтах всех групп, в кабельной канализации, трубах, блоках, по мостам и эстакадам | |
ОКБ-Л | Внешняя оболочка из полиэтилена, броня из круглых стальных проволок (стеклопластиковых прутков), внутренняя оболочка из полиэтилена, под которой находится алюмополиэтиленовая лента. | То же, а также при пересечении болот и несудоходных рек | |
ОКБ-Н | Внешняя оболочка из полиэтилена, не распространяющего горение, броня из круглых стальных проволок (стеклопластиковых прутков), внутренняя оболочка из полиэтилена. | В грунтах всех групп, в кабельной канализации, трубах, блоках, туннелях, при вво-де в здания, по мо-стам и эстакадам | |
ОКБ-НЛ | Внешняя оболочка из полиэтилена, не распространяющего горение, броня из круглых стальных проволок (стеклопластиковых прутков), внутренняя оболочка из полиэтилена, под которой находится алюмополиэтиленовая лента. | То же, а также при пересечении болот и несудоходных рек |
Оптические параметры кабелей ОКБ должны соответствовать значениям, указанным в таблице А 6.
Таблица А 6
№ п/п | Наименование параметра | Значение оптического параметра кабелей | |||
Рекомендации МСЭ-Т | |||||
G.652 | G.655 | G.651 | |||
50/125 | 62,5/125 | ||||
Коэффициент затухания ОВ в кабеле, дБ/км, не более, на длине волны: - 850 нм - 1300 нм - 1310 нм - 1550 нм | - - 0,36 0,22 | - - - 0,22 | 2,5 0,7 - - | 3,0 0,7 - - | |
Длина волны отсечки, нм, не более | - | - | |||
Длина волны нулевой дисперсии, нм, в пределах | 1301,5–1321,5 | <1530 >1565 | 1297-1316 | 1332-1354 | |
Наклон дисперсионной характеристики в точке нулевой дисперсии, пс/(нм2×км), не более, в диапазоне (1285-1330) нм (1525-1575) нм | 0,092 - | - 0,05 | - - | - - | |
Хроматическая дисперсия, пс/(нм.км), не более, в диапазоне длин волн: (1285-1330) нм (1530-1565) нм (1565-1625) нм | 2,7 1,5 - | - 2-6,0 4,5-11,2 | - - | - - | |
Числовая апертура | - | - | 0,200 ±0,015 | 0,275 ±0,015 | |
Поляризационная модовая дисперсия, nс/км1/2, не более | 0,2 | 0,1 | - | - | |
Коэффициент широкопо-лосности, МГц×км, не менее, на длине волны 850/1300 нм | - | - | 400/400 400/600 400/800 400/1000 600/600 -/800 -/1000 | 160/200 200/200 200/400 160/500 200/600 - - |
Приложение Б
Варианты использования мультисервисного мультиплексора СМК-30
Использование СМК-30 в качестве мультиплексора СЦИ.
В качестве мультиплексора СЦИ СМК-30 позволяет подключать до 5 портов STM-1, либо 3 порта STM-1 и 2 порта STM-4. В мультиплексорах поддерживается функция «кроссконнекта» на уровне виртуальных контейнеров VC-12. Мультиплексор позволяет выделить до 64 потоков Е1 с электрическим интерфейсом и функцией ретайминга по всем каналам. При этом возможно использование контейнеров VC-12 для потребностей других систем непосредственно без выведения их в виде электрических интерфейсов. В мультиплексоре применяются современные оптические трансиверы формата SFP, которые представляют собой сменные модули с возможностью установки «на ходу» без отключения питания. Поддерживаются все стандартные стыки от S1.1 до L4.2. Дальность связи на одном регенерационном участке может составлять до 150км. В аппаратуре обеспечивается цифровая диагностика по каждому оптическому интерфейсу, включая реальное измерение мощности приема и передачи. Мультиплексор поддерживает стандартные протоколы резервирования SNCP, MSP, MSSP-Ring.
Использование СМК-30 в качестве первичного мультиплексора СПД-ОТН.
Аппаратура СМК-30 в роли первичного мультиплексора СПД-ОТН может применяться для организации прямых каналов связи с различным