Валентина Петровича Глушко» и «Первые в космосе».
Космонавтика как наука об освоении космического пространства сформировалась в середине 20 века.
Но ей предшествовали полёт фантазии, первые теоретические работы и эксперименты.
Величайшую ценность научной фантазии в творческом процессе неоднократно подчёркивал Владимир Ильич Ленин:
«Напрасно думают, что она нужна только поэту.
Это глупый предрассудок!
Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии.
Фантазия есть качество величайшей ценности...»
Рождение и развитие идеи полёта в мировое пространство имеет увлекательную историю.
На начальном этапе воображаемый полёт человека в небесные просторы совершался с помощью магических средств, фантастических животных, ураганов и извержений вулканов и т. д.
Прошли тысячелетия, и примерно в середине 17 века в фантастической литературе появились описания полётов человека на небесные тела с помощью технических средств: воздухоплавательных шаров, наполненных лёгким газом, паровых машин, пушек, мощных магнитов, пружин, центробежных машин.
Описываются воображаемые полёты человека
- с помощью последовательно срабатывающих пороховых ракет (Сирано де Бержерак, «Путешествие на Луну», 1649),
- с помощью ракетного аппарата, использующего воду как рабочее тело (Ашиль Эро, «Путешествие на Венеру», 1865),
-в пушечном ядре, снабжённом ракетными двигателями для коррекции траектории и торможения при посадке (Жюль Верн, «Вокруг Луны», 1870),
- на искусственном спутнике Земли (Эдвард Эверетт Хейл «Кирпичная Луна», 1869-1870).
Появляется идея создания искусственных спутников Земли с помощью ракет, выстреливаемых из пушек (Жюль Верн, «Пятьсот миллионов бегумы», 1879).
Наконец, для полёта на Марс фантазия романистов создаёт реактивный двигатель, работающий на атомной энергии (Александр Александрович Богданов (Малиновский), «Красная Звезда», 1908),
И урановый двигатель для полёта на Луну (Артур Трэн и Роберт Вуд, «Вторая Луна», 1917).
В одном из романов для путешествия на Луну используется давление солнечного излучения на большой экран, установленный на космическом корабле (Борис Красногорский, «По волнам эфира», 1913).
После публикации в начале 20 века первых теоретических работ Константина Эдуардовича Циолковского, Роберта Годдарда, Робера Эно-Пельтри, Германа Оберта и других пионеров космонавтики авторы фантастических романов вынуждены были ограничиться в основном ракетными двигателями - пороховыми, жидкостными, либо использующими солнечную, электрическую, атомную, термоядерную и аннигиляционную энергию, а для ближних полётов - давление солнечного света, т. е. тем, что разрешала наука.
В лучших произведениях научно-фантастического жанра авторы пытаются заглянуть в далёкое, а может быть и не в такое уж далёкое будущее, чтобы оценить влияние развития космонавтики на человеческое общество, рассмотреть различные аспекты контакта с внеземными цивилизациями.
Можно выделить произведения этого увлекательного жанра, созданные Константином Эдуардовичем Циолковским («Вне Земли», 1918-1920), Иваном Антоновичем Ефремовым («Туманность Андромеды», 1957), Айзеком Азимовым, Аркадием Натановичем и Борисом Натановичем Стругацкими и другими авторами.