Анализ основных характеристик объекта исследования

В Республике Беларусь эксплуатацию магистральных трубопроводов осуществляют четыре предприятия трубопроводного транспорта: ЧУП «Запад-Транснефтепродукт», ОАО «Гомельтранснефть Дружба», ОАО «Полоцктранснефть Дружба», ОАО «Белтрансгаз». Перечисленные предприятия осуществляют снабжение углеводородным сырьем нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в городах Новополоцк и Мозырь, обеспечивают бесперебойное газоснабжение потребителей Республики Беларусь, и осуществляют транзитные поставки энергоносителей в страны Западной Европы, Латвию, Литву, Польшу, Украину и Калининградскую область Российской Федерации.

Основные характеристики магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, расположенных на территории Республики Беларусь представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Основные характеристики магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

Наименование трубопровода Предприятие, эксплуатирующее трубопровод Основные характеристики
Протяжённость трубопровода, км Протяжённость коридора, км Диаметр, мм Год ввода в эксплуатацию
МНП «Унеча-Мозырь» I ОАО «Гомельтранснефть «Дружба»
МНП «Унеча-Мозырь» II
НП «Речица-Мозырь»
МНПП «Унеча-Стальной Конь» (345-527 км) ЧУП «Запад-Транснефтепродукт»
МНПП «Унеча-Стальной Конь» (527-559 км) ЧУП «Запад-Транснефтепродукт»
МНП «Мозырь-Броды» I ОАО «Гомельтранснефть «Дружба»
МНП «Мозырь-Броды» II
МНП «Мозырь-Брест» I ОАО «Гомельтранснефть «Дружба»
МНП «Мозырь-Брест» II
МНП «Мозырь-Брест» III 1978 -2000
МНП «Унеча-Полоцк» I ОАО «Полоцктранснефть «Дружба»
МНП «Унеча-Полоцк» II
МНПП «Унеча-Полоцк» (53-433 км) ЧУП «Запад-Транснефтепродукт»
МНПП «Унеча-Полоцк» (433-455 км) ЧУП «Запад-Транснефтепродукт» 112,5
МНП «Полоцк-Вентспилс» ОАО «Полоцктранснефть «Дружба» 112,5
МНП «Полоцк-Биржай-Мажейкяй» 112,5
МНПП «Дисна-Илуксте» ЧУП «Запад-Транснефтепродукт» 90,5
МНП «Сургут-Полоцк» ОАО «Полоцктранснефть «Дружба»
НПП «Полоцк-Минск» ЧУП «Запад-Транснефтепродукт» 1987 -1990

Транспортировка нефти и нефтепродуктов осуществляется по шести коридорам: Унеча-Полоцк-Илуксте и Сургут-Полоцк, которые проходят по северо-восточной части; Дисна-Фаниполь, соединяющий северную и центральную часть республики (в данный момент выведен из эксплуатации), и Унеча-Мозырь-Брест, Бельчица-Мозырь, Мозырь-Броды, которые проходят по южной части страны. Общая протяжённость технических коридоров, в которых проложены магистральные нефтепроводы и магистральные нефтепродуктопроводы по Беларуси составляет 1509 км, а суммарная длина этих трубопроводов в однониточном исчислении – 3778 км.

Обеспечение газом потребителей Беларуси и транзит российского природного газа через территорию Республики Беларусь осуществляется по следующим газопроводам:

· трёхниточный магистральный газопровод Торжок-Минск-Ивацевичи диаметром 1220 мм;

· двухниточный магистральный газопровод Ивацевичи-Долина диаметром 1220 мм;

· магистральный газопровод Кобрин-Брест-Госграница диаметром 1020 мм;

· магистральный газопровод Минск-Вильнюс диаметром 1220 мм;

· магистральный газопровод Торжок-Долина диаметром 1420 мм;

· газопровод Волковыск-Госграница диаметром 273 мм;

· магистральный газопровод Ямал-Европа диаметром 1420 мм.

Общая протяженность магистральных газопроводов в однониточном исчислении составляет 7490 км, в том числе более 2500 км газопроводов обеспечивающих непосредственно транзит природного газа в страны Европы.

Характеристики и условия эксплуатации кольцевых сварных соединений (величина и характер изменения внутреннего давления, срок эксплуатации, температура эксплуатации, диаметр соединения и др.) аналогичны характеристикам и условиям соответствующего трубопровода. В результате анализа имеющихся на предприятиях раскладок труб определено количество эксплуатируемых сварных соединений магистральных трубопроводов. В случае отсутствия информации расчет проводился исходя из длины труб изготавливаемых для сооружения нефтегазопроводов в 10,6 – 11,6 метра. Всего в Беларуси эксплуатируется более миллиона сварных кольцевых соединений магистральных трубопроводов. При этом не менее трети стыков выполнялось в трассовых условиях, что связано с наиболее распространенным в момент секционным способом сооружения, и имеют более низкое качество по сравнению с теми, которые выполнялись в базовых условиях.

В жизненном цикле магистральных трубопроводов и их сварных соединений можно выделить три основных периода [24 с. 41, 151]: приработки (длится в течение 3-4 лет), этап стабилизации (наступает после этапа приработки и длится приблизительно до 20 лет эксплуатации) и старения (начинает проявляться после 20 лет). Магистральные трубопроводы и соответственно их сварные соединения вступили в третий цикл и стареют из года в год. Данная проблема актуальна также для магистральных трубопроводов России. Так, например, средний возраст газопроводов в России составляет 16 лет, 30 % газопроводов эксплуатируется более 20 лет, 40 тыс. км выработали нормативный срок эксплуатации России [38]. Если экстраполировать указанные данные на текущий год, то цифры будут еще более серьезными: около 70 % трубопроводов эксплуатируется за нормативным сроком эксплуатации или вплотную подходят к данному возрасту. Фактический срок эксплуатации магистральных нефтепроводов также приближается к тому моменту, когда значительно возрастает интенсивность отказов и аварий [42, 151].

Рассмотрим более подробно сроки эксплуатации магистральных трубопроводов, находящихся на территории Республики Беларусь. Возрастной состав существующих магистральных трубопроводов различен – от новых участков до участков находящихся в эксплуатации в течение почти 50 лет. В результате изучения данных, представленных отделами эксплуатации операторов трубопроводного транспорта, о сроках ввода в эксплуатацию, а также замены участков магистральных трубопроводов в результате проведения реконструкции и ремонтных работ, выявлена возрастная структура магистральных трубопроводов Республики Беларусь, которая представлена на рисунке 1.1.

Анализ основных характеристик объекта исследования - student2.ru

Рис. 1.1 – Возрастная структура магистральных трубопроводов Республики Беларусь

Как видно из представленной диаграммы, в настоящий момент более 7000 км магистральных трубопроводов эксплуатируются свыше 20 лет, а за пределами нормативного срока службы, установленного Временным республиканским классификатором равным 33 годам, – 4845,9 км или 43% от всех пролегающих по территории Республики Беларусь магистральных трубопроводов.

Рассмотрим возрастную структуру магистральных трубопроводов в привязке к транспортируемым продуктам (рисунки 1.2-1.4).

Анализ основных характеристик объекта исследования - student2.ru

Рис. 1.2 –Возрастная структура магистральных нефтепроводов Республики Беларусь

Анализ основных характеристик объекта исследования - student2.ru

Рис. 1.3 –Возрастная структура магистральных нефтепродуктопроводов Республики Беларусь

Анализ основных характеристик объекта исследования - student2.ru

Рис. 1.4 –Возрастная структура магистральных газопроводов Республики Беларусь

Как видно из представленных данных наиболее сложная ситуация сложилась для магистральных нефтепроводов. 82% из них эксплуатируется более 30 лет, а количество трубопроводов с небольшими сроками эксплуатации до 20 лет практически не остается. Это в значительной мере связано с длительной остановкой транзита нефти в направлении Республики Латвия и некотором снижении объемов перекачки нефти по южному направлению.

Магистральные нефтепродуктопроводы вводились в эксплуатацию практически одновременно с магистральными нефтепроводами, пролегающими по территории Республики Беларусь, что также стало причиной того, что 57% из них работают за пределами нормативного срока службы. Увеличение доли магистральных нефтепродуктопроводов с небольшими сроками эксплуатации (до 20 лет) связано с заменой значительных по протяженности участков магистрального трубопровода.

Срок эксплуатации магистральных газопроводов, проходящих по территории Республики Беларусь несколько ниже. Свой нормативный срок службы выработало 28% газопроводов. Через несколько лет можно ожидать, что до половины магистральных газопроводов перейдет рубеж в 33 года, а новые газопроводы – это в основном вводившиеся в последние годы отводы имеющие малый диаметр и производительность, в отличие от длительно эксплуатируемых основных магистралей.

Таким образом, характерной чертой эксплуатируемой в Беларуси системы трубопроводного транспорта углеводородов является ее прогрессирующее старение, что увеличивает вероятность аварии. Обновление всей системы транспорта углеводородов, и особенно линейной части, требует значительных финансовых затрат. В тоже время возможно использование магистральных трубопроводов и за пределами нормативного срока службы. Надежность и безопасность работы трубопроводной сети напрямую зависит от технического состояния линейной части, стабильности структуры и механических свойств материала труб. В связи с этим необходимо провести анализ материально-технического исполнения линейной части магистральных трубопроводов, расположенных на территории Республики Беларусь.

Наши рекомендации