Вилочные масла, виды, вязкость.
Вязкость масла обычно маркируют по стандарту SAE, где первый индекс показывает, что его вязкость при 400C лежит в каком-то диапазоне. Масло для вилок маркируется 2.5w, 5w и т.д. По большому счету, это ничего нам не говорит, потому что самые интересные диапазоны вязкости для вилок спортивных мотоциклов определены исключительно по распиздя…, в общем, халатно. Стандарт придуман для определения вязкости моторных масел, а там не особенно важна разница между 0w и 2.5w — для пуска двигателя это практически одно и то же.
Поэтому для вилочного масла возможны сюрпризы, когда у разных производителей маркировка вязкости по SAE одинаковая, а реально вязкость значительно отличается.
Чтобы не ломать голову над тем, какое масло использовать в условиях, когда выбор вязкости действительно важен (от этого напрямую зависят настройки демфирования), можно воспользоваться вот этой таблицей, в которой указаны вязкости большинства известных производителей вилочного масла. Таблица взята с англоязычного сайта http://www.peterverdonedesigns.com, который специализируется на технических моментах, связанных с ремонтом и тюнингом спортивных мотоциклов — рекомендую почитать, если нет проблем с иностранным языком.
При выборе масла для вилки спортивного мотоцикла следует учитывать, что в процессе демфирования вилка нагревается. В таблице указаны все данные, чтобы вычислить реальную вязкость масла при определенной рабочей температуре. После этого можно подобрать масло другого производителя, которое будет иметь другую начальную вязкость, но и другой температурный коэффициент разжижения. Таким образом можно получить более линейную зависимость демфирования от температуры. К сожалению для стандартного вилочного масла спортивных Сузуки (L01) в таблице указаны не все параметры — лично меня, как владельца GSX-R 1000, это огорчает. Мой личный выбор замены стандартному вилочному маслу -Red Line 2.5w (Extra Light).
http://moto.swissblog.ru/maslo-dlya-vilki-mototsikla.html
Табличные значения вязкости для вилочных масел различных производителей, которые помогут ответить на вопрос "Какое масло или аналог заливать в вилку," приведены в следующей таблице*(помогает при покупке :-)), в скобках прописаны бренды под которыми продается точно такое же масло: Honda SS-7 = Showa SS-7 вопрос лишь в том кто печатал наклейку на упаковку.
Бренд | Название | Кинематическая вязкость, мм^2/с | Мотоцикл** |
Yamaha | 15.6 | R1 04-08 | |
G5 | 17.7 | ||
G10 | 33.2 | ||
G15 | 47.3 | ||
Honda | 17.0 | ||
35.2 | |||
Suzuki | L01 | 15.5 | GSX-R1000 05-08 Hayabusa 2008 |
W-15 | 16.8 | ||
G10 | 33.3 | ||
G15 | 47.7 | ||
Kawasaki | KHL-15-10 (Kayaba) | 15.3 | ZX-10R 06-09 |
G5 | 17.9 | ||
G10 | 33.9 | ||
G15 | 49.5 | ||
Kayaba | G10S | 37.2 | |
G15S | 55.2 | ||
G30S | 116.1 | ||
Showa | SS-05 | 15.7 | GSX-R600 06-07 GSX-R750 06-07 ZX-6R(636) 05-06 |
SS-7 (Honda) | 16.6 | ||
SS-8 (Honda) | 36.8 | ||
SS-15 | 20.0 | ||
SS-47 (Honda) | 10W*** | 1000RR 08-11 600RR 07-11 ZX-6R 07-08 | |
SS-55 (Honda) | 10W*** | 1000RR 04-05 | |
Ohlins | R&T43 | 19.0 | R6 06-11 |
No.5 | 16.5 | ||
No.10 | 22.0 | ||
No.15 | 30.7 | ||
Castrol | Light | 15.0 | |
Medium | 68.3 | ||
Wako's | FK01 | 15.4 | |
FK10 | 33.6 | ||
FK20 | 53.4 | ||
White Power | #5 | 22.0 | |
#7.5 | 33.4 | ||
#10 | 48.1 | ||
#15 | 67.8 | ||
Motul | Factory Line Very Light 2.5W | 15.0 | |
Factory Line Light 5W | 18.0 | ||
Factory Line Light-Medium | 24.0 | ||
Factory Line Medium 10W | 36.0 | ||
Expert Medium 10W | 35.9 | ||
Expert Medium-Heavy 15W | 57.1 | ||
Expert Heavy 20W | 77.9 | ||
Elf | 2.5W | ||
5W | 23.3 | ||
10W | 45.4 |
Присадки
Виды присадок
Улучшитель Индекса Вязкости: помогает универсальному маслу быть не слишком жидким в теплое время года и препятствует его загустеванию в холодное время. Антивспенивание: малая вспениваемость при высоких и низких температурах в двигателе и коробке передачь. Пена (воздушные пузыри) понижают смазывающие свойства масла и значительно ослабляют масляную пленку. Антифриз: позволяет маслу сохранять заданную текучесть в холодное время года, облегчая холодный пуск. Это особенно актуально для минерального масла у которого нет хороших всесезонных свойств. Устойчивость к избыточному давлению и износу: достаточные противоизносные свойства, обеспечиваемые прочностью масляной пленки, способностью химически модифицировать поверхность металла при граничном трении и нейтрализовать кислоты, образующиеся при окислении масла и из продуктов сгорания топлива, Моющее действие: для поддержания деталей двигателя в чистоте (двигатель активно засоряется из-за плохой карбюрации). Диспергатор: уменьшение смолообразования в двигателе предотвращает «забрасывание» свечей и «залегание» поршневых колец. Антиокислитель: нейтрализует окисление масла из-за тепловых или химических воздействий внутренней среды двигателя, а так же от воздуха или кислотных загрязнителей находящихся в бензине. Окисление ухудшает свойства масла. Противокоррозийные: защита от воздействия коррозии на материалы деталей двигателя как в процессе работы, так и при длительных перерывах. |
Тормозная жидкость, виды
Замена тормозной жидкости мотоциклов производится 1 раз в каждые 2 года.
За этот период свойства жидкости значительно изменяются, в первую очередь, благодаря гигроскопичности большинства составов, их способности “впитывать” влагу. Тормоза мотоцикла становятся “мягкими”, непредсказуемыми. Значительно снижаются “смазывающие” способности, жидкость начинает закипать, при этом образуются пузыри газа, начинает “западать” рычаг тормоза. Поэтому безопасное вождение и своевременная замена тормозной жидкости – вещи взаимосвязанные. Как правило, тип жидкости, предназначенный для конкретной модели мотоцикла указывают на тормозных шлангах и на крышке расширительного бачка.
Итак, рассмотрим основные типы жидкостей, которые используются в современных мотоциклах.
DOT3
1. Уже ставшая “традиционной” DOT3, которая используется в большинстве ТС, отличается относительной дешевизной и доступностью на большинстве автозаправок и в магазинах автозапчастей. К минусам можно отнести – “запрет” на использование в мотоциклах с тормозными прокладками из натуральной резины (поскольку DOT 3 повреждает такой материал). Кроме того, такой вид довольно агрессивно воздействует на окрашенные поверхности (попросту, “разъедает” краску). Еще одно свойство – после вскрытия упаковки, в течение недели жидкость необходимо использовать, так как DOT3 поглощает воду, а влага, в свою очередь, способна вызывать коррозию цилиндров и тормозных магистралей.
DOT4
2. DOT 4 – чаще всего рекомендуется к использованию в новых моделях мотоциклов. Так же как и 3, DOT 4 можно закупить практически во всех авто-магазинах и на некоторых АЗС. В отличие от вышеуказанного типа не так быстро поглощает воду (но все же поглощает, поэтому опасность коррозии сохраняется). Помимо этого, DOT4 больше подходит для больших нагрузок (когда тормозная система близка к перегреву), так как ее точка кипения выше. Но, впрочем, так же как и DOT3, DOT4 разъедает краску.
DOT5
3. А вот DOT 5(«silicone», «силиконовая») не разъедает покраску, не поглощает воду и совместима с любыми резиновыми деталями (актуально для последних формул). Но зато ее сложнее купить, и она где-то в 2 раза дороже DOT4. Стоит упомянуть и следующий момент – DOT5 создает ощущение несколько «мягкой педали», так как жидкость является немного компрессионной.
Перед “переходом” на DOT5 необходимо предусмотреть 2 момента:
- ее нельзя смешивать с DOT3 или 4. Именно из-за смешивания с другими видами и возникает большинство проблем при использовании DOT5. В этом случае лучше всего вообще полностью перебрать “гидравлику”;
- как уже было отмечено, DOT5 не поглощает воду, поэтому любая влага в гидравлической системе будет “собираться” в одном месте, что может стать причиной локальной коррозии. Нужно “прокачать” систему (могут потребоваться даже несколько прокачек) для того, чтобы удалить весь воздух, поскольку в жидкости могут образоваться пузырьки, которые со временем будут увеличиваться в размерах.
DOT5.1
И относительно новая DOT 5.1 (внимание - это не “модификация” силиконовой DOT5, она имеет гликолевую основу, так же как и DOT3, 4, поэтому ее, скорее, можно назвать «высокотехнологичной» DOT4) действительно во-многом превосходит вышеуказанные тормозные жидкости.
По сравнению с DOT3, 4 имеет более высокую как начальную (около 175-200 град. C - что выше, чем у гоночных тормозных жидкостей), так и конечную точку кипения (около 275-ти град. C - почти столько же, что и у гоночных). Указывается, что DOT5.1 совместима с любыми резиновыми частями.
Но и у этого тормозного “состава” есть некоторые недостатки: поглощает воду, разъедает покраску. Конечно, сложности возникнут и с покупкой DOT5.1 – она продается только в нескольких магазинах (предназначенных, в первую очередь, для скоростных транспортных средств) по весьма “значительным” ценам.
Общие рекомендации по замене:
- Не стоит, изучив свойства других жидкостей, стремиться улучшить существующую систему вашего мотоцикла и менять тип жидкости. Если тормозная система не “страдает” от утечек и других очевидных неисправностей, и при этом на нем установлены старые прокладки, то вы рискуете не “починить” ТС, а наоборот, сломать. Лучше обратитесь в профессиональный мотосервис и проведите диагностику тормозной системы.
- Независимо от марки и типа тормозной жидкости, которую вы используете, лучше “прокачивать” систему каждые пару лет. Таким образом вы сможете предотвратить коррозию
- При замене (и особенно при “переходе” на другой тип) необходимо сливать старую тормозную жидкость, а все прокладки нужно заменять на новые.