Создание в Excel модели для решения задачи и ввод в нее условий задачи
Для решения задачи средствами Excel удобно подготовить на листе Excel модель следующего вида:
Для создания модели используются формулы расчета общей стоимости перевозок и определения суммарного количества перевозок от каждого производителя и к каждому потребителю. Эти формулы удобно задавать при помощи функции СУММПРОИЗВ.
Решение задачи в Excel
Для решения задачи используется команда Сервис/Поиск решения.
Если такой команды в меню нет, то необходимо выполнить команду Сервис/Надстройки и установить Поиск решения.
После выполнения команды появится окно:
Задать ячейку с целевой функцией, изменяемые ячейки, ограничения.
Задать параметры «Линейная модель» и «Неотрицательные значения» (См. лекцию по ЛП).
Для нахождения решения нажать кнопку «Выполнить» в окне Поиска решения.
В появившемся окне «Результаты поиска решения» отображается информация о том, найдено или нет решение, в этом окне можно выбрать тип отчета.
Иногда сообщения о том, найдено или нет оптимальное решение свидетельствуют не о характере оптимального решения задачи, а о том, что при вводе условий задачи в Excel были допущены ошибки, не позволяющие Excel найти оптимальное решение, которое в действительности существует.
В окне "Результаты поиска решения" представлены названия трех типов отчетов: "Результаты", "Устойчивость", "Пределы". Для выбора нужных отчетов необходимо выделить их названия. Отчет будет представлен на отдельном листе рабочей книги Excel.
Для получения более полной информации в отчете по устойчивости нужно в окне задания параметров установить флажок "Линейная модель".
Для получения же ответа (значений переменных и ЦФ) прямо в экранной форме можно сразу нажать кнопку "OK". После этого в экранной форме появляется оптимальное решение задачи.
Замечания по решению ТЗ:
· Если запасы груза в пунктах отправления и потребности в пунктах назначения выражены целыми числами, то, исходя из алгоритма решения ТЗ будут получены целочисленные решения.
· Если задача не сбалансированная и при этом объемы предложения больше спроса, то ограничения не меняются.
· Если задача не сбалансированная и при этом объемы предложения меньше спроса, то в ограничениях на количество отправляемых грузов надо знак « <= » поменять на знак « = », а в ограничениях на количество доставляемых грузов поменять знак « >= » на знак « <= » (т.е. не все потребности будут удовлетворены).
· Если по каким-либо маршрутам нельзя перевозить продукцию, то стоимости перевозок по этим маршрутам задаются так, чтобы они превышали самые высокие стоимости возможных перевозок (для того, чтобы было невыгодно везти по недоступным маршрутам) – при решении задачи на минимум. На максимум – наоборот.
· Если нужно учесть, что между какими-то пунктами отправки и какими-то пунктами потребления заключены договора на фиксированные объемы поставки, то надо исключить объем гарантированной поставки из дальнейшего рассмотрения. Для этого объем гарантированной поставки вычитается из следующих величин:
§ из запаса соответствующего пункта отправки;
§ из потребности соответствующего пункта назначения.