Здравствуйте, Джордже. Расскажите о вашем жизненном выборе - почему вы решили служить в войсках ПВО Союзной Федеративной Республики Югославии?

-Здравствуйте, друзья. В то время служба в ПВО была популярна, было популярно быть офицером. Когда я закончил школу, то решил пойти в военную академию и защищать Родину. В то время в Югославии при населении 22 млн. была только одна академия ПВО и большой конкурс на одно место. Ежегодный набор составлял 70-80 человек, причём не только югославы - с нами учились ливийцы, иракцы, замбийцы и алжирцы.

Как для вас началась служба в армии?

- После окончания военной академии меня направили служить в город Скопье (Республика Македония), в 450-й ракетный полк ПВО. В то время командиром полка был полковник Джордже Петковский. После него командирами были Радомир Стоянович и Драголюб Маркович. В звании подпоручик я был назначен на должность командира 1-го взвода УНВ (антенный пост - Прим.). На тот момент полк был вооружён зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) С-125 «Нева». В 1984 году в первый раз в составе полка я отправился на боевые стрельбы в Советский Союз на полигон Ашулук, недалеко от г. Астрахань. Должность по штату у меня была командир 1-го взвода УНВ, но на боевом дежурстве и при боевой работе я выполнял функции офицера наведения в составе боевого расчёта.

Марта 1999 года. Какой момент первого дня агрессии НАТО вам запомнился больше всего?

- Мы до последнего не верили, что страны НАТО нападут на нас. Не верили, что такое может быть, но ожидали удара агрессора. И когда авиация НАТО нанесла удар по нашей позиции в районе деревни Яково, то мы поняли, что агрессия началась. На наших складах в Яково находилось 120 ракет к ЗРК С-125М «Нева» и все они были уничтожены.

На вооружении ПВО СРЮ вместе с ЗРК С-125М «Нева» средней дальности также имелись на вооружении ЗРК 2К12 «Куб». Какую оценку вы можете дать этому комплексу? Какая система на ваш взгляд наиболее эффективна: «Нева» или «Куб»?

- Я не могу дать оценку ЗРК «Куб», так как не служил на нём. Но как показали события 1999 года, ЗРК С-125М «Нева» оказался более эффективен в бою, чем «Куб», так как он смог уничтожить больше самолётов НАТО.

(Достоверно известно, что за время агрессии стран НАТО из ЗРК С-125М были сбиты два американских самолёта - F-117A и F-16CG - Прим.).

В системе «Куба» есть особенность: одна часть личного состава (технические специалисты) только настраивает и обслуживает технику, вторая часть (боевой расчёт) ведёт боевую работу, но настраивать технику не умеет. А у «Невы» ситуация другая - тот личный состав, который настраивает технику - он же и стреляет.

Но безусловное преимущество системы «Куб» перед С-125 - её мобильность. «Куб» после пуска зенитной ракеты может покинуть огневую позицию через 5 минут, а нам на это требовалось 2,5 часа.

Почему почти с первых дней войны у ракетных дивизионов ПВО были проблемы с определением высоты целей?

- Основная причина проблемы с определением высоты целей заключалась в том, что при первом массированном ударе авиации НАТО, в котором участвовало около 120 самолётов, 126-я бригада воздушного наблюдения, оповещения и наведения (VOJIN) была почти полностью уничтожена, так как стационарные радары, которые находились в распоряжении бригады - лёгкая мишень для самолётов НАТО. Своих РЛС определения высоты (типа ПРВ) в дивизионах не было.

Мы могли определить высоту цели только тогда, когда захватывали её с помощью СНР (станции наведения ракет - Прим.). На вооружении ПВО нашей армии имелись переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) и малокалиберные зенитные орудия с дальностью поражения воздушных целей до 5 километров. Натовцы это знали, поэтому летали на высоте 8 километров и не входили в зону поражения этих средств ПВО. Проще говоря, на высоте до 5 километров работали средства войсковой ПВО, а мы начинали искать цели на дальности 15 километров и высоте 5 километров (тригонометрически - 19,3 градуса) - в зоне поражения нашего ЗРК С-125М.

Многим известна история с обломками от сбитого вашим дивизионом американского ударного самолёта F-117A - часть из них сейчас находится в музее Воздухоплавания в Белграде, и в Военном музее на Калемегдане, часть разобрали на сувениры местные жители. Некоторое количество маленьких обломков даже было продано - такой необычный сувенир с сертификатом подлинности раньше можно было купить в музее Воздухоплавания. А что случилось с обломками от сбитого 2 мая 1999 года американского истребителя F-16CG? Известно только то, что часть из них, в частности, фонарь кабины и вертикальный стабилизатор самолёта тоже находятся в музее Воздухоплавания, а также имеется небольшой памятник в деревне Накучани.

-Совершенно верно. Обломки от истребителя F-16CG имеются в музее Воздухоплавания, в деревне Накучани действительно был установлен небольшой памятник, но сейчас его убрали. Снаряжение сбитого пилота этого самолёта выставлено в военном музее Белграда на Калемегдане. Но в отличие от F-117A, на сувениры обломки от F-16CG не разбирались и не продавались.

Споры об истинных потерях стран НАТО на территории СРЮ в 1999 году не утихают до сих пор. Как известно, после агрессии НАТО Союзная Республика Югославия сообщала завышенные в несколько раз цифры потерь НАТО в конфликте. Достоверно установлено, что потери пилотируемой авиации НАТО составили 2 самолёта: F-117A и F-16CG, которые сбил ваш дивизион. Плюс к этому - беспилотные летательные аппараты, вертолёты, управляемые авиабомбы и крылатые ракеты. Также известно об уничтожении вашим дивизионом тяжёлого малозаметного стратегического бомбардировщика B-2A Spirit ВВС США, хотя этому нет материальных доказательств, так как самолёт упал на территорию Хорватии, а американцы не признали эту потерю. Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счёт.

-Достоверны те данные,которые сообщилоМинистерство обороны СРЮ, в частности, что был сбит и повреждён 61 самолёт НАТО. Подчёркиваю - сбит и повреждён! На территорию нашей страны упало только два сбитых самолёта НАТО - F-117A и F-16CG. Это данные по всей системе ПВО СРЮ.

Но было множество фактов потерь стран НАТО - то, что было сбито с материальными доказательствами и выставлено в музеях Белграда, то, что нашим дивизионом был сбит стратегический бомбардировщик B-2A «Spirit», и упал на территорию Хорватии. Также следует отметить американский штурмовик A-10, который пилотировал сын генерала Шорта - он был подбит, но сумел приземлиться на аэродроме Скопье. Плюс к этому - ещё два F-117A, которые были подбиты, но сумели приземлиться - первый в Германии, а второй в аэропорту Загреба в Хорватии. Также было сбито около 200 крылатых ракет, вертолёт, и множество беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) НАТО. Несколько сбитых БПЛА выставлено в белградском музее Воздухоплавания.

А насчёт подбитого и упавшего в Хорватии B-2A я могу сказать следующее: когда мы вели огонь по воздушным целям, то мы не знали, в какой именно самолёт стреляли. Мы могли только зафиксировать поражение цели. Если на экране после попадания в самолёт будет вспышка, значит - цель уничтожена. И всё. Где самолёт - упал, долетел до своего аэродрома, упал на территорию другой страны - для нас, ракетчиков, это не важно. В ту ночь, когда мы стреляли по B-2A, мы не знали, что это был именно он. Эту информацию мы получили уже позже. Как, например, и то, что мы сбили F-117A - это стало известно, когда были обнаружены его обломки. А то, что 20 мая мы сбили именно стратегический бомбардировщик B-2A ВВС США (номер 88-0329 «Дух Миссури»), говорит следующее:

- После 20 мая самолёты B-2A перестали принимать участие в бомбардировках СРЮ.

-Хорватские и немецкие СМИ в ту ночь сразу сообщили об этом, но после все упоминания о сбитом бомбардировщике исчезли.

- В одном американском военном журнале за 2000 год была информация по поводу сбитого B-2A.

- У службы государственной безопасности СРЮ от радиолюбителей есть перехват разговоров пилотов самолёта с АВАКСом (натовским воздушным командным пунктом - Прим.). Лётчики просили разрешения катапультироваться, но им запретили это делать. Вместо этого они должны были увести подбитый самолёт за территорию СРЮ. Им это удалось сделать - B-2A упал в лес на территории Хорватии. Но пилоты погибли. Нам об этом сообщил в Печинцах генерал Бане Петрович - командир корпуса ПВО. Получается, что американцы решили заплатить жизнями своих лётчиков за скрытие обломков.

- Также стоит сказать, что уничтожение B-2A официально засчитано нашему дивизиону наряду с F-117A и F-16CG.

Возможно, что был сбит B-2A не с именем «Дух Миссури», а скажем, «Дух Канзаса», который якобы разбился на Гуаме в 2008 году. Как можно разбить самолёт ценой свыше двух миллиардов долларов? Это невероятно! Американцы всегда старались всячески скрыть свои потери.

Наши рекомендации