Игра «Какие буквы спрятались?»
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению существительных в творительном падеже единственного числа с предлогом «за», совершенствовать навык чтения, закреплять навыки звукового анализа и синтеза, активизировать словарь по теме «Животный мир морей и океанов».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и ответить на вопрос «Какие буквы спрятались?» Ребёнок называет буквы, которые спрятались за морскими животными, отвечая при этом полным предложением.
Например: За дельфином спряталась буква /О (и т. д.).
Воспитатель просит назвать маленькое слово-предлог, кото-эое понадобилось, чтобы ответить на поставленный вопрос («за»). Уточняет смысл этого предлога, соотносит с графической схемой.
Затем воспитатель просит детей угадать, какое слово задумано, называя при этом последовательно морских животных. Дети называют слово.
В конце игры воспитатель просит детей нарисовать животных, названия которых они прочитали, и составить их звуковые схемы (под нарисованными картинками).
Игра «Отгадай, какое слово задумано»
Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление, учить определять первый и последний звуки в слове.
Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями морских животных. Воспитатель называет первый и последний звук в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.
Слова: скат, кит, акула, черепаха, рыба, щука, рак, краб, окунь, колюшка, сом.
Игра «Загадай загадку»
Цели: развивать связную речь, учить составлению рассказов-описаний по графической схеме.
Ход игры. Дети загадывают друг другу загадки, описывая морское животное по опорной схеме.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
ФОРЕЛЬ
Я семь недель ловил форель,
Не мог ее поймать я.
Я весь промок, и весь продрог,
И все порвал я платье.
Ловил в лесах, ловил в садах,
Ловил я даже в печке.
И что ж? Форель все семь недель
Скрывалась, братцы, в речке!
Шотландский фольклор (пер. И. Токмаковой)
РЫБКА
Что ты мечешься, рыбка, по дну, Словно что-нибудь там потеряла? — Я здесь ночью с луною ныряла, А к утру Потеряла луну!
Байрамов Нуры (пер. В. Приходько )
Тексты для пересказа
МОРСКОЙ КОНЁК
Морской конёк живёт у берега среди морской травы. Зацепится за травинку хвостом и качается: взад-вперёд, взад-вперёд, вместе с прибоем.
Как осветит солнце морскую траву, станет она зелёная, и морской конёк станет зелёным. Солнце зайдёт, травы будут коричневые, и конёк сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.
По Г. Снегирёву
Вопросы:
Где живёт морской конёк?
За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем? Как маскируется морской конёк?
КАМБАЛА
В море рыбы тоже маскируются. Вот камбала плоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть — хищных рыб.
Но врагам её трудно найти. Рядом проплывёт зубатка, а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая.
Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни.
Даже такой с камбалой опыт делали. Положили на дно аквариума шахматную доску. Камбала подумала немного и стала вся, как шахматная доска...
Так камбала меняет окраску — маскируется, как настоящий разведчик.
По Г. Снегирёву
Вопросы:
О какой рыбе говорится в рассказе?
Как выглядит камбала?
Почему врагам трудно найти камбалу?
Какой опыт провели с камбалой?
Текст для пересказа
КОЛЮШКА
В Балтийском море, и в Белом, и в реке Неве живёт колюшка, маленькая рыбка в пол-лад они. На спине у неё девять острых колючек, чтоб от хищных рыб защищаться.
Весной колюшка не выпускает свои икринки в воду, а строит для них гнездо. Всё идёт в дело: и подводные травинки, и кусочек дерева со дна — всё вплетает колюшка в круглое гнездо. Колюшка то плавает вокруг гнезда, то потрётся об него боком — попробует, прочно ли? Вдруг увидит большую рыбу, растопырит колючки и бросается на неё.
Но вот гнездо готово, и мама-колюшка откладывает в него всего штук пятьдесят икринок. Зато отец-колюшка так охраняет гнездо, что ни одна икринка, ни один малёк не погибает.
Г. Снегирёв
Вопросы:
Где живёт колюшка?
Как выглядит колюшка?
Куда колюшка откладывает икринки?
Из чего колюшка строит своё гнездо?
Как колюшка защищается от больших рыб?
Как ведёт себя отец-колюшка?
РАННЯЯ ВЕСНА. ПРИМЕТЫ
Новая лексика
Существительные:
сосулька, ручеёк, птицы, солнце, небо, ствол, весна, оттепель, проталина, март, апрель, май, месяц, журчание, звон, капель.
Глаголы:
греть, мёрзнуть, висеть, расти, щебетать, чирикать, таять, чернеть, вить, пригревать, отогревать, нагревать, замерзать, подмерзать, оттаять, наступать, отступать, звенеть, таять, греть, расцветать, распускаться, набухать, пахнуть, просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться.
Прилагательные:
весенний, зимний, солнечный, теплый, прохладный, яркий, рыхлый, ранний, поздний, звонкий, радостный, дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый.
Наречия:
тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.
Пальчиковая гимнастика
ВЕСНА
Иди, весна, иди, красна, (Пальчиками «идут» по сто
лу.)
Принеси ржаной колосок, (Загибают по одному пальцу
Овсяный снопок, на обеих руках, начиная с ми-
Яблоки душистые, зинца.)
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
Подвижная игра
Цели: развивать общие речевые навыки, координацию речи с движением.
СОЛНЫШКО
Солнышко, (Стоят в маленьком кругу;
Колоколнышко, шагают назад, максимально
расширяя круг, держась за руки.)
Ты пораньше взойди, (Поднимают руки вверх, тя-
нутся на носочках — вдох, фраза на вдохе.)
Нас пораньше разбуди. (Опускают руки — выдох,
фраза на выдохе.)
Нам в поле бежать, (Бегут по кругу, взявшись за
Нам весну встречать. руки.)
Диалог
Цель: развивать общие речевые навыки.
— Ну, весна, как дела? — У меня уборка.
— Для чего тебе метла? — Снег мести с пригорка.
— Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!
— Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже. Всё помою, просушу, вас на праздник приглашу!
О. Высотская
Заклички
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Ждём, весна, давным-давно, А ты бродишь где-то! Без тебя ведь не придёт Солнечное лето!
Г. Лагздынь
Солнышко ясное, нарядись. Солнышко красное, покажись. Платье алое надень, Подари нам красный день!
А. Прокофьев
«Найди отличия»
Цели: развивать зрительное внимание.
Игра «Найди ошибки»
Цели: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас по теме.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы). Сначала читает весь текст целиком. Спрашивает, какие ошибки заметили дети. Затем читает по одному предложению, даёт ребятам возможность найти остальные ошибки. Просит, исправляя предложение, повторять его верно целиком.
Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче(длиннее), а ночи длиннее(короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о грачах(скворцах) — сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки(бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики(подснежники).
С. Чешева