Игра «Кто самый внимательный?»
Цели: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме «Профессии».
Ход игры: воспитатель читает детям стихотворение, затем просит их постараться вспомнить, названия каких профессий встречаются в стихотворении, какие ещё профессии они знают.
Я ДОМА НЕ ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ
Я дома не люблю сидеть, Мне нравится ходить. Люблю ходить, люблю глядеть, Друзей с собой водить.
Люблю глядеть на облака, На солнечный восход; На то, как гулкая река Разламывает лёд.
На то, как мастерит столяр Стол, стул иль табурет, И красит комнаты маляр В любой весёлый цвет.
Как дворник убирает двор — Сгребает в кучу снег, И как танцует полотёр — Весёлый человек.
Как в бурю, в зной или в мороз, Под ветра острый свист Ведёт тяжёлый паровоз Бесстрашный машинист.
Я дома не люблю сидеть, Нет, не люблю сидеть. Мне нравится на мир глядеть, На солнечный глядеть!
Е. Благинина
Игра «Стихи-небылицы»
Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.
Ловко дом возвёл учитель, Учит нас читать строитель. Пишет музыку певец, Шьёт одежду продавец.
С. Чешева
Игра «Найди различия»
Цель: развивать зрительное внимание. Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки и найти отличия.
Игра «Угадай, кем я хочу быть?»
Цели: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализировать словарный запас по темам «Профессии», «Инструменты».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дета отгадали.
Например:
Ребёнок: Мне нужны такие инструменты: ножницы, расчёска, бритва, фен.
Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.
Игра «Кто чем управляет»
Цель: закреплять умение употреблять существительное в форме творительного падежа.
Ход игры. Воспитатель выставляет на панно картинки с изображением транспорта и предлагает сказать, кто каким транспортом управляет.
(Водитель) ... управляет автобусом. (Шофёр) ... управляет грузовиком. (Машинист) ... управляет поездом. (Вертолётчик) ... управляет вертолётом. (Лётчик) ... управляет самолётом. (Капитан) ... управляет кораблём. (Мотоциклист) ... управляет мотоциклом. (Велосипедист) ... управляет велосипедом. (Космонавт) ... управляет ракетой.
Игра «Кто чем занимается?»
Цели: развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме «Профессии».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.
Например:
Врач (что делает?) лечит людей.
Учитель... Повар...
Пожарный... Портниха...
Дворник... Почтальон...
Продавец... Художник...
Воспитатель... Парикмахер...
Игра «Объясняй-ка»
Цели: развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям объяснить, из каких слов получились названия профессий.
Слова: рыболов, лесоруб, дровосек, зверовод, коневод, овощевод, садовод и т. д.
Игра «Кому что нужно?»
Цели: развивать слуховое внимание, формировать грамматический строй речи, учить употреблению дательного падежа существительных, образованию относительных прилагательных.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложение, найти ошибку, исправить ее, повторить предложение правильно.
Кастрюля нужна ... повар {повару). Пила нужна ... плотник (плотнику). Станок нужен ... токарь (токарю). Мука нужна ... пекарь (пекарю). Кисти нужны ... художник (художнику). Топор нужен ... лесоруб (лесорубу). Ножницы нужны ... портной (портному). Молоток нужен ... сапожник (сапожнику).
Игра «Рассыпанные слоги»
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память, активизировать словарный запас по теме «Профессии».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям «починить» слова, которые рассыпались. На ковролинографе — слоги: ТОР — ПО — ПА — ЖЕ — РИК — МА — ДОВ — НИК — СА — ДОЖ — ХУ — НИК -ИН — ХЕР — НЕР — ДОК — ВАР . Дети составляют из них слова.
Слова: художник, парикмахер, доктор, садовник, инженер, повар.
Игра «Назови звуки»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах — названиях профессий.
Слова: повар, врач, инженер, плотник, машинист, столяр, каменщик, художник, маляр, архитектор.
Игра «Кем быть?»
Цели: развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей по теме «Профессии».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ.
Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:
— Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)... .
— А я, — сказала Юля, — когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)... .
— Это что! — ответил Вася. — Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)... . .
— Подумаешь, пожарный! — засмеялась Катя. — Я вот картины писать начну. Я стану (кем?)... .
Самый маленький мальчик Олег посмотрел на ребят и тихо сказал:
— А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?)...
С. Чешева
Текст для пересказа
ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А ещё для чего? — спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— А ещё?
— Чтобы кошку гладить.
— А ещё?
— Чтобы камешки в речку бросать...
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь свет держится.
Е. Пермяк Вопросы:
О чём дедушка спросил Петю? Что отвечал Петя? Почему Петя отвечал так? Для чего же человеку больше всего руки нужны?
Текст для пересказа
ДВА ПЛУГА
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга.
Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно лежал, провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
— От труда, мой милый, — отвечал тот. — А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
К. Ушинский
Вопросы:
Как и где были сделаны два плуга?
К кому попал один плуг и, что случилось с другим?
Как выглядели оба плуга, когда встретились снова?
О чём говорили два плуга?
ИНСТРУМЕНТЫ
Новая лексика
Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата, грабли, наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень.
Глаголы:
забивать, рубить, пилить, чинить, строить, собирать, разбирать, вскапывать, откручивать, закручивать, шить, резать, копать, сгребать.
Прилагательные:
кожаный, металлический, кирпичный, стеклянный, острый, тяжёлый.
Пальчиковая гимнастика
Чтобы дом построить новый, Запасают Тёс дубовый, Кирпичи, Железо, Краску, Гвозди, Паклю И замазку. А потом, потом, потом Начинают строить Дом! Е. Благинина | (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.) (Разворачивают кулаки за- гнутыми пальцами вверх.) (Поочерёдно разгибают пальцы на каждое название на правой, а потом на левой руке (Ритмично сжимают и разжимают кулаки.) (Ударяют кулаками друг о друга.) |
Пальчиковая гимнастика
СЛЕСАРЬ
Мне нужны такие вещи:
Молоток,
Тиски
И клещи,
Ключ,
Напильник
И ножовка,
А всего нужней —
Сноровка!
Б. Заходер
(Ритмично сжимают ираз-жимают ладони.) (Ритмично соединяют большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным на правой, а потом на левой руке.)
(Ритмично сжимают и разжимают ладони.)
Игра «Субботник»
Цели: обогащать предикативный словарь, развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Ход игры. Воспитатель читает детям текст, дети договаривают пропущенные глаголы.
Сегодня в нашем саду субботник. Все папы и мамы вышли работать на участок. Митин папа взял пилу. Он ... ветки. Машина мама принесла кисточку и краску. Она ... забор. Сашиному папе выдали косу. Он ... траву. Родители Димы пришли с лопатами. Они ... землю и высевают семена. А мы с папой принесли молоток. Мы ... гвозди — ремонтируем скамейку. Все поработали дружно, и теперь на участке чисто и красиво.
И. Михеева, С. Чешева
Игра «Найди отличия»
Цель: развивать зрительное внимание.
Игра «Стихи — небылицы»
Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Инструменты».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.
Кистью гвозди забивают, Подметают молотком, Землю ножиком копают, Ну а пилят топором.
С. Чешева
Игра «Отгадай»
Цели: развивать зрительное внимание, логическое мышление, актуализировать словарный запас по темам «Инструменты», «Профессии».
Ход игры. Ребенок рисует инструменты, относящиеся к определенной профессии. Другие дети должны отгадать название этой профессии.
Игра «Назови ласково»
Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать ласково различные орудия труда и инструменты. Например:
молоток — молоточек топор — ...
ключ — ... грабли — ...
нож — ... напёрсток — ...
гайка — ... игла — ...
гвоздь — ... метла — ...
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Цели: формировать грамматический строй речи: учить образовывать относительные прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Ход игры. Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая слова-определения к предметам из металла, дерева, стекла, пластмассы.
Пила, напильник из металла — (какие?) ... Лопата, линейка из дерева — (какие?) ... Молоток, гвозди из железа — (какие?) ... Лупа из стекла — (какая?) ... Линейка, ведро из пластмассы — (какие?) ...
Даётся задание составить предложения с полученными словами-определениями.