Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»
Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.
МОУБКОСУЛБЁТМ— Клёст
Ребус «Сова»
Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии.
Стихотворение для чтения и заучивания наизусть
РАЗГОВОР С СИНИЦЕЙ
Посвисти ещё, синичка, Это добрая привычка: Рано утром прилететь У окошка посвистеть. В январе в лихую стужу Голос твой мне очень нужен. А тебе за твой привет Приготовил я обед. Не забудь же, прилети, У окошка посвисти...
М. Садовский
Текст для пересказа
* * *
Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся прямо на ствол сосны. И не заметишь дятла на де-
реве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.
Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот. Много семян упадёт на землю и прорастёт. Вон сколько сосенок из-под снега топорщится! Все они выросли из выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.
По Г. Скребицкому
Вопросы:
О какой птице говорится в рассказе?
Что делал дятел в лесу?
Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?
Как называют дятла?
Текст для пересказа
В ЗИМНЮЮ СТУЖУ
Спит заснеженный лес. Стайка птиц пролетела над лесной полянкой. Это клесты. Птицы облетели вершину ели. Цепкими коготками они выбирали семена из шишек. Как хлопотали клесты в своей воздушной столовой!
Вдруг один из них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес не казался угрюмым и безжизненным.
По Г. Скребицкому
Вопросы:
О каких птицах рассказ?
Что делали клесты на лесной полянке?
Где находилось гнездо клестов?
Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?
МЕБЕЛЬ
Новая лексика
Существительные:
шкаф, стол, стул, софа, диван, сервант, комод, буфет, кресло, кровать, полка, тумбочка, мебель, спинка, ножки, дверцы, сиденья.
Глаголы:
вытирать, передвигать, задвигать, пылесосить, покупать, переставлять, ремонтировать, заправлять.
Прилагательные:
детская, железная, пластмассовая, кожаный, стеклянная, деревянная, мягкая, кухонная, платяной, книжный, двуспальная, лакированная, удобный, новая, старая.
Пальчиковая гимнастика
Скоро мы переезжаем, (Сжимают — разжимают
Всё с собою забираем. пальцы на обеих руках одно-
временно.)
Стулья, стол, сервант, комод (Ритмично ударяют кулак
Переедут тоже. о кулак и ладонь о ладонь.)
Вот! (Делают громкий хлопок в ладоши.)
В новом доме будут с нами (Складывают ладони уголком — «домик».)
Два стола, комод с вещами,
Кресла два, диван, кроватка,
Где братишка мой спит сладко.
С. Чешева
Координация речи с движением |
Михаил Потапыч спать Лёг в большущую кровать, Отдых дал уставшим лапам,
Дом его наполнен храпом.
В маленькой кроватке Сны Мишутки сладки.
Во сне сосёт он лапу, Когда не видит папа.
Спит медведица тревожно, Очень позабыть ей сложно,
Что забрался кто-то в дом,
Всё перевернул вверх дном.
Кашу съел и стул сломал, Все перины разбросал...
И скрипит её кровать, Всей семье мешая спать.
С. Васильева
(Поочерёдно загибают пальцы обеих рук на каждое название предметов мебели.) (Сложенные вместе ладони подкладывают под щёку.)
(Разводят руки в стороны, показывая размер.) (Гладят ладонью сначала правую, а затем левую руку от плеча к пальцам.) (Складывают ладони домиком.)
(Приседают, сложенные вместе кисти подкладывают под щёку.)
(Грозят указательным пальцем сначала правой, а затем левой руки.)
(Сложенные вместе кисти подкладывают сначала под правую, затем под левую щёку, хмурятся.) (Складывают ладони домиком.)
(Делают «моталочку» перед грудью.)
(Делают шаркающие движения ладонями, руки вытянуты перед грудью.) (Делают «пружинку»,руки на поясе.)
Игра «Большой — маленький»
Цели: развивать слуховое внимание, мышление, совершенствовать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов; обогащать словарный запас по теме «Мебель».
Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение С. А. Васильевой (из предыдущего задания) и задаёт вопросы по нему.
По какой сказке написано это стихотворение?
Какая мебель была в доме трёх медведей?
Затем воспитатель предлагает детям назвать Мишуткину мебель.
Например:
У Михаила Потапыча большая кровать, а у Мишутки маленькая кроватка.
У Михаила Потапыча большой стул, а у Мишутки...
У Михаила Потапыча большой стол, а у Мишутки...
Михаил Потапыч качается в большом кресле, а Мишутка...
У Михаила Потапыча большой шкаф, а у Мишутки...
У Михаила Потапыча большая полка, а у Мишутки...
Игра «Подскажи словечко»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.
Я на кухне самый нужный
Для семьи большой и дружной!
Я готов служить всегда
И стоит на мне еда!
Все тарелки, ложки, кружки —
Мои верные подружки,
Не посыпятся на пол,
С ними вместе друг их ... (стол).
Про меня вы все забыли
И не вытерли от пыли!
Я блестящий, я стеклянный, Не похож на деревянный!
Я красивую посуду
Охраняю от простуды,
Чтоб она не простудилась
И случайно не разбилась! Охраняю я бокалы,
И фужеры, и пиалы,
Вазы для цветов, конфет Потому, что я — ... (буфет).
На меня вы посмотрите,
Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного стоит!
Выше всех я, как жираф:
Я — большой, красивый... (шкаф).
Я на стол чуть-чуть похожа, Есть на кухне и в прихожей, В спальне я бываю редко, А зовусь я... (табуретка).
Н. Майданик
Игра «Сложи из палочек»
Цели: развивать зрительное внимание, мелкую моторику, совершенствовать конструктивные навыки.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям сложить из палочек стол и стул.
Игра «Подбери рифму»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель называет слово — название мебели, дети подбирают рифмующееся с ним слово. Например: Диван — ... чемодан, сарафан.
Игра «Что это?»
Цели: развивать слуховое внимание, мышление, обогащать оварный запас по теме «Мебель».
Ход игры. Воспитатель называет части какого-либо предмета мебели, не называя его, а дети должны отгадать, что это за мебель. Например:
Ножки, крышка — стол. Спинка, сиденье, ножки — стул. Сиденье, ножки — табурет. Дверцы, полки, ручки — шкаф. Сиденье, ножки, спинка, подлокотники — кресло.
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Цели: совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке выполнить домашнее задание (образовать относительные прилагательные по образцу).
Например:
Тумбочка из дерева (какая?) деревянная.
Стол из пластмассы (какой?) ...
Кровать из железа (какая?) ...
Диван из кожи (какой?) ...
Полка из стекла (какая?) ...
Игра «Один — много»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению родительного падежа существительных во множественном числе.
Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мя1 ребёнку и называет предмет мебели в именительном падеже единственного числа. Ребёнок ловит мяч и кидает его обратно употребив слово с наречием «много».
Например: Один стул. — Много стульев.
Игра «Дополни предложение»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению предлогов в речи.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения и назвать «маленькое» слово, которое они добавили.
Ваза стоит ... столе.
Мяч закатился ... диван.
Валя достала мяч ... дивана.
Паша упал ... кровати.
Папа сидит ... кресле.
Мама поставила стаканы ... сервант.
Бабушка достала конфеты ... буфета.
Игра «Составь предложение»
Цели: развивать слуховое внимание, мышление, формировать грамматический строй речи (согласование слов в предложении).
Ход игры. Воспитатель называет слова в неопределённой форме, дети составляют из них предложение.
Например:
Стол, мальчик, сидеть, письменный, за. — Мальчик сидит за письменным столом.
Папа, стул, присесть, на, работа, после. — Папа присел на стул после работы.
Игра «Собери слово»
Цели: формировать навык слогового синтеза слов, развивать слуховое и зрительное внимание.
Ход игры. На столе карточки со слогами. Воспитатель сообщает детям, что слова рассыпались и нужно помочь Незнайке их собрать. Дети составляют слова из слогов.
Другим вариантом игры является произнесение воспитате-.т-ем слогов устно, дети воспринимают слоги только на слух. Например: ВАН, ДИ —диван ЛЫ, СТО — столы ТА, РЕТ, БУ — табурет КА, ПОЛ — полка
Игра «Мебель»
Цели: тренировать детей в умении находить слова с заданным звуком [т] и определять его место в слове. Закреплять умение делить слова на слоги. Учить подбирать слова к заданным слоговым схемам.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, сервант, тумбочка, буфет). Дети обобщают одним словом увиденные на рисунках предметы (мебель); определяют, в названиях каких из этих предметов есть буква г; определяют место данного звука в слове и дают ему характеристику (твердый или мягкий).
Затем воспитатель размещает на фланелеграфе слоговые схемы и предлагает детям, разделив слова на слоги, поместить их к соответствующим схемам. Дети по очереди подходят к фла-нелеграфу и выполняют задание. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Затем подсчитывается, кто дал большее количество правильных ответов.