Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений

Расчет ведомого диска. Задачей расчета является определение радиусов фрикционных накладок, влияющих на размеры других элементов сцепления; определение необходимого усилия, от которого зависят число и характеристика нажимных пружин, сила, прикладываемая к педали сцепления, и передаточное число привода управления.

В нейтральном положении привода сцепление постоянно включено, а передаваемый им крутящий момент ограничивается моментом трения

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru , (6.1)

где Т – окружная сила трения, действующая между одной парой трущихся поверхностей, кН;

z – число пар поверхностей трения;

Rср – плечо силы Т, м;

μ – коэффициент трения (μ = 0,3…0,35);

Q – суммарная сила, создаваемая нажимными пружинами;

Rср = 0,5(Rн + Rв), (6.2)

где Rн и Rв – соответственно наружный и внутренний радиусы кольцевой фрикционной накладки ведомого диска, м.

Чтобы сцепление во включенном состоянии не пробуксовывало, максимальный момент трения в нем Мс должен в β раз превышать максимальный крутящий момент двигателя Ме max .Следовательно, суммарная сила

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru , (6.3)

где β – коэффициент запаса сцепления.

Интенсивность изнашивания фрикционных накладок зависит от величины нагрузки на поверхности накладок. Чем она ниже, тем выше износостойкость фрикционных накладок. Поэтому нажимное усилие пружин

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru (6.4)

ограничивается допустимым давлением [q], и, задаваясь отношением Rв/ Rн = 0,55…0,70 и решая совместно (6.3) и (6.4), находят радиусы, а затем суммарную силу упругости нажимных пружин. При этом принимают для легковых автомобилей β = 1,2…1,75; для грузовых β = 1,5…3,0;

[q] = 1,15…3,0 МПа.

Другим параметром, определяющим износостойкость фрикционных накладок и тепловыделение в сцеплении, является удельная работа трения (буксования) Lуд. Поэтому основные размеры фрикционных накладок согласуют с условием

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru Дж/м2, (6.5)

где Lб – работа буксования сцепления при одном трогании автомобиля с места на первой передаче при расчетном значении ψ = 0,02 или 0,16;

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru , (6.6)

где Jм – момент инерции маховика и приведенных к нему деталей двигателя, Н·м2;

Jа – момент инерции массы mа автомобиля, приведенный к ведомому диску сцепления, Н·м2; определяется по выражению

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru ;

ωм – угловая скорость маховика, соответствующая максимальному крутящему моменту двигателя, с-1;

Мψ – момент сопротивления дороги, приведенный к ведомому диску сцепления, кН∙м;

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru – передаточные числа соответственно коробки передач на 1 передаче и главной передачи

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru ,

rк – радиус качения колеса, м.

Шлицевое соединение ступицы ведомого диска с первичным валом коробки передач рассчитывают по допустимому напряжению смятия:

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru , (6.7)

где Мр – расчетный момент; Мр = Ме max , кН∙м;

zшл – число шлицев;

h и ℓ – высота и длина поверхности контакта зубьев, м;

rср – средний радиус поверхности контакта зубьев, м;

ψ – коэффициент, учитывающий неравномерное распределение нагрузки по зубьям; ψ = 0,7…0,8;

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru – допускаемое напряжение; Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru = 30…40 МПа [8].

Для шлицев эвольвентного профиля h = m, rср = 0,5·m·zшл;

Для шлицев прямоугольного профиля h ≈ 0,5(D – d), rср = 0,25(D + d), - где m – модуль зуба; D и d – соответственно наружный и внутренний диаметры соединения.

Расчет нажимного диска. Нажимной диск является «тепловой губкой», поглощающей тепло, выделяемое при буксовании сцепления. Поэтому его делают массивным, обладающим необходимой теплоемкостью, жесткостью и прочностью. Массу mнд диска определяют из условия допустимого нагрева при трогании автомобиля с места:

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru , (6.8)

где γL – коэффициент, учитывающий, какая часть работы буксования Lб воспринимается рассчитываемой деталью (для нажимного диска однодискового сцепления γL = 0,5, в двухдисковом сцеплении для среднего диска γL = 0,5, для нажимного γL = 0,25);

Δt – увеличение температуры диска при одном трогании автомобиля с места, которое не должно быть больше 15о;

С – удельная теплоемкость; для чугуна С = 482Дж/кг∙К [8].

Выступы и шипы, соединяющие нажимный диск с маховиком, рассчитывают на смятие. Условие работоспособности поверхности, подвергаемой смятию:

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru , МПа, (6.9)

где γм – коэффициент, определяющий долю момента, передаваемого рассматриваемым диском (γм = γL);

R – расстояние от центра тяжести площади контакта сминаемых поверхностей до оси сцепления, м;

z – число выступов или шипов;

F – площадь контакта, м2.

Расчет рычагов выключения сцепления производится по допустимым напряжениям изгиба:

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru , МПа, (6.10)

где l – расстояние от точки приложения силы N до опасного сечения (рисунок 6.1);

Wu – момент сопротивления изгибу опасного сечения, м3;

Qmax – суммарная сила упругости нажимных пружин при выключенном сцеплении, кН;

f и е – плечи рычага, м;

zр – число рычагов; zр = 3…4.

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru

Рисунок 6.1 Расчетные размеры нажимного диска и рычага выключения:

1 – проушина; 2 – ось; 3 – опорная вилка; 4 – регулировочная гайка; 5 – передняя крышка коробки передач; 6 – вилка выключения; 7 – муфта выключения сцепления; 8 – упорный шарикоподшипник.

Расчет пружины выполняют для определения ее размеров, обеспечивающих необходимую характеристику пружины (рисунок 6.2). Нажимное усилие Р, создаваемое одной пружиной, является следствием ее деформации на величину f при установке на место. При выключении сцепления деформация пружины увеличивается на величину хода s нажимного диска, в результате чего сила упругости возрастает до значения Рmax, которое и является расчетной нагрузкой на пружину.

Обычно принимают Рmax =1,2 Р и из условия прочности пружины находят диаметр проволоки δ, а затем средний диаметр D витка по формулам

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru ; D = с·δ, (6.11)

где с – индекс пружины; с = D/δ = 6÷9; [τк] – допускаемое напряжение при кручении проволоки; [τк] = 500÷700 МПа [9].

Число рабочих витков ip пружины и ее максимальная деформация fmax связаны зависимостью

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru (6.12)

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru

Рисунок 6.2. Нажимная пружина и ее характеристика

Решив полученное выражение относительно iр, имеем

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru , (6.13)

где G – модуль упругости второго рода; для стальной проволоки (сталь 65 или 65Г) G = (8,0 ÷8,3) 104 МПа [8].

Длина пружины в свободном состоянии

lo = fmax + ioδ + (iо - 1) Δв, (6.14)

где iо – полное число витков; io = ip + 2; Δв – зазор между витками при выключенном сцеплении; принимают Δв = (0,5 ÷ 1,5) 10-3м.

Расчет привода сцепления.

Расчет привода производят для определения его передаточного числа и усилия на педали iп которые должны обеспечивать удобство и легкость управления. В выполненных конструкциях i = 24…45. Согласно схемам (рисунок 6.3) передаточные числа механического и гидравлического приводов соответственно равны:

iмп = (а/b)(c/d)(e/f);

iгп = (а/b)(c/d)(e/f)(d22/d12).

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru

Рисунок. 6.3 Схема привода механизма выключения сцепления:

а - механического; б – гидравлического.

Для удобства управления сцеплением необходимо, чтобы при проектировании механического привода были удовлетворены условия гидравлического привода:

Sn = siгп + ΔS = siгп + Δ(d22/d12) (a/b) (c/d) < 150÷180 мм, (6.16)

где Sn – полный ход педали; s – ход нажимного диска;

Δ S – свободный ход педали; в выполненных конструкциях

Δ S = 35÷60 мм;

Δ – зазор между рычагами и муфтой выключения сцепления;

Δ = 2÷4 мм.

Для достижения легкости управления должно выполняться условие

Q = Рmaxzn / (iпсηпс ) < 200 Н, (6.17)

где Q – усилие на педали, кН;

Рmах – сила упругости нажимной пружины при выключенном сцеплении, кН;

iпc – передаточное число привода;

ηпс – КПД привода; принимают ηпс = 0,7…0,8; ηпс = 0,8…0,9.

Привод с усилителем применяют в тех случаях, когда работа L, совершаемая при выключении сцепления, превышает 30 Дж. Усилие на педали в этом случае ограничивают до 100 – 150 Н.

Работу определяют по формуле

Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru (6.18)

где Основы расчета типовых элементов фрикционных сцеплений - student2.ru – средняя сила упругости zn нажимных пружин в процессе выключения сцепления.

Наши рекомендации