Составления расписания движения автобусов в городе
Расписание должно обеспечивать минимальное время на ожидание автобуса и поездку, хорошую регулярность движения по всему маршруту, эффективное использование автобусов, согласованность интервалов движения с сопряженными маршрутами, нормальный режим работы автобусных бригад, увязку с плановыми показателями.
Расписания бывают: сводное маршрутное, станционное, конкретное для промежуточных пунктов, для водителей, для пассажиров.
Обычно расписания имеют табличную форму, иногда для междугородних маршрутов – графическую форму.
Рабочее (автобусное) расписание составляется по каждому выходу автобуса и выдается водителю при выезде из АТП или на линейном диспетчерском пункте. Необходимо составить расписание движения в табличной форме для всех автобусов. В расписании указывают время выезда из АТП и прибытие на начальную (конечную) остановку маршрута, продолжительность смены, время обеда и отстоя, если он есть, время пересменки. Зная длину маршрута, расстояния по перегонам маршрута, число остановок, техническую скорость и время простоя на промежуточных и конечных остановках, нетрудно определить время рейса и прибытие в контрольные пункты по каждому рейсу, пример составления рабочего расписания приведен.
При планировании и организации работы водителей необходимо строго выполнять требования трудового законодательства, соблюдать установленный порядок режима труда и отдыха, согласно «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» от 24.08.2004 № 15 и Директивы (ЕС) 561/2006 Европейского Парламента и Совета от 15 марта 2006 «О режиме труда и отдыха водителей».
В течение рабочего дня (смены) водителю должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Обеденный перерыв предоставляется не позднее 4 часов после начала работы
Правильно составленное расписание должно обеспечивать:
1. Минимальные затраты времени пассажиров на поездку и её ожидание;
2. Нормальное применение автобусов во все часы суток;
3. Высокую регулярность движения;
4. Высокую скорость сообщения;
5. Нормальный режим труда водителей;
6. Соблюдение интервала движения.
При необходимости расписание составляется для пассажиров и водителей отдельно, а так же отдельно на летний и зимний период, на будние и выходные дни и т.п..
ОБРАЗЕЦ
Исходные данные:
Начало движения – 5 ч. 50 мин., окончание – 2400.
Время выезда из ПАТП | 1 автобус | 2 автобус | ||
Прибыл | Убыл | Прибыл | Убыл | |
542 | 548 617 646 715 744 813 842 911 940 1040 1109 1138 1207 1236 1305 1334 1403 1432 | 550 619 648 717 746 815 844 913 Обед 1042 1111 1140 1209 1238 1307 1336 1405 1434 | 615 644 713 742 811 840 909 938 1007 1036 1136 1205 1234 1303 1332 1401 1430 1459 | 617 646 715 744 813 842 911 940 1009 Обед 1138 1207 1236 1305 1334 1403 1432 1501 |
Пересменка | ||||
1501 1530 1559 1628 1657 1726 1755 1824 1853 1922 | 1503 1532 1601 1630 1659 1728 1757 1826 1855 Обед | 1528 1557 1626 1655 1724 1753 1822 1851 1920 1949 | 1530 1559 1628 1657 1726 1755 1824 1853 1922 1951 |
Автоматизированная система управления пассажирскими перевозками
В этом разделе должны быть рассмотрены основные функции, структура программно-диспетчерского управления. Принципы работы автоматизированных систем и их роль в повышении уровня транспортного обслуживания населения и эффективности использования подвижного состава. Перспективы развития АСУ движением автобусов в нашей стране и за рубежом.
Экономический раздел
В экономическом разделе требуется определить доходы, расходы и прибыль от перевозки грузов, а так же рентабельность.
1 Общий доход определяется по формуле
Д = Т . Qгод, рублей (4.1)
где Т – тарифная ставка;
Qгод – объем перевезенных пассажиров.
2 Определяем расходы по формуле
Р = Qгод . S1 поездки, рублей (4.2)
где S1 поездки – себестоимость одной поездки пассажиров
3 Определяем прибыль по формуле
П= Д- Р, рублей (4.3)
4 Определяем рентабельность
, % (4.4)
5. Определяем производительность по формуле
- в пассажирах на 1 пасс место
(4.5)
где Qгод – объем перевезенных пассажиров;
Ас – списочное количество автобусов, ед;
q – вместимость автобуса, пасс.
- в пассажиро- километрах на 1 км пробега
, (4.6)
где Ргод – пассажирооборот, пасс км;
Lгод – общий пробег за год, км.