Особенности конструкции и эксплуатации транспортных судов.
Контейнерово́з — грузовое судно длиной примерно примерно от 250 до 18 тысяч 20-футовых (TEU) контейнеров одновременно. В морских контейнерных перевозках в основном используются стандартные ISO-контейнеры. Как правило, экипаж контейнеровоза состоит из 10-26 человек, так как такие суда предельно автоматизированы
По своей конструкции трюмы контейнеровоза имеют вертикальные направляющие (cell guides) для установки и крепления контейнеров. Общий коэффициент раскрытия палуб составляет 80-85%, что достигается за счет устройства парных или тройных крышек люков по ширине. Крышки трюмов понтонного типа позволяют удобно размещать контейнеры на палубе. Отсутствие грузового устройства и сдвинутая надстройка высвобождают всю палубу для размещения контейнеров. В последние годы на ряде судов при размещении контейнеров на палубе в 4-5 ярусов по высоте между рядами контейнеров делаются опорные стойки, предназначенные для крепления контейнеров, что придает большую устойчивость всему штабелю палубных контейнеров. Для защиты палубных контейнеров от воздействия морской волны на судах, где высота надводного борта не превышает 8 м. делается удлиненный полубак или специальный отбойный козырек. С точки зрения обеспечения безопасности мореплавания наиболее сложной проблемой для контейнеровозов является обеспечение соответствующей остойчивости судна при различных вариантах загрузки.
Ба́лкер— специализированное судно для перевозки грузов насыпью (навалом), таких как зерно, уголь, руда, цемент и др. Балкер является разновидностью сухогруза. Современные балкеры имеют большую грузоподъемность, часто превышающую 100-150 тыс. т. Палуба балкеров практически полностью открыта, что позволяет быстро загружать суда мощными кранами или конвейерными перегружателями без горизонтального перемещения груза на самом судне. Перевозимые балкерами грузы обычно не требуют высоких скоростей движения, поэтому балкеры обладают сравнительно медленным ходом, что позволяет снизить мощность двигателей таких судов и экономить топливо.
Пассажирские суда – это суда предназначенные для перевозки пассажиров, в специально предназначенных помещениях – пассажирских каютах, а также багаж, почту, и какие-то незначительные сопутствующие грузы в специальных грузовых отсеках. Они подразделяются на рейсовые, круизные и суда местного сообщения. Отличительной особенностью является их высокая комфортабельность и скорость хода, а также повышенные по всем показателям нормы обеспечения безопасности пассажиров и всего судна в целом.
Морские паромы - Морские паромные транспортно-технологические системы (паромные переправы) и входящие в их состав морские паромы соединяют прерванные морями, и проливами и заливами шоссейные дороги и линии железных дорог. Все морские паромы перевозят пассажиров, причем довольно часто в весьма больших количествах, что придает им общие черты с морскими пассажирскими судами. Паромные ТТС характерны для относительно коротких морских линий (от нескольких миль до нескольких сот миль) с интенсивными устойчивыми грузо- и пассажиропотоками. Продолжительность рейсов составляет от нескольких часов до нескольких суток, причем наблюдается тенденция к постепенному удлинению линий и рейсов. Они похожи с морскими пассажирскими паромами и судами с горизонтальным способом проведения грузовых операций, с одной стороны, и пассажирскими судами, с другой. Главное и наиболее существенное отличие заключается в гораздо меньшей протяженности и длительности рейсов, совершаемых паромами.
Газово́з — специально построенное судно для перевозки сжиженного природного газа (метана), пропана и бутана в танках (резервуарах):
· при температуре окружающей среды — газовозы под давлением;
· охлажденные для снижения давления до заданного значения (выше атмосферного) — газовозы полурефрижераторы;
· охлажденные для снижения давления до атмосферного — газовозы рефрижераторы;
Для охлаждения газов газовоз имеет холодильные установки. Разгрузка производится на специальных регазификационных терминалах. Для перевозки СПГ два типа емкостей: сферические, системы Moss, и встроенные призматические мембранные, системы Gaz Transport& Technigaz. Сферические опираются на днище корабля с помощью особых цилиндров и не связаны с конструкциями корпуса судна. Форма встроенных близка к прямоугольной. Все статические и динамические нагрузки передаются на корпус судна
Лесовоз- сухогрузное судно для перевозки лесных грузов, в т. ч. круглого леса и пиломатериалов россыпью, в пакетах и блок-пакетах. Возможно использование ЛЕСОВОЗОВ и для перевозки массовых грузов (зерно, уголь). Гл. отличие ЛЕСОВОЗА от др. грузовых судов состоит в том, что 1/3 груза перевозится на верхней открытой палубе (караван). Это предопределяет обеспечение повышенной прочн. верхней палубы, освобождение ее от загромождающих констр. и оснащение ЛЕСОВОЗА спец. уст-вами для крепления каравана: деревянными или металлич. стензелями, установленными вдоль судна по бортам; поперечными найтовами. В зависимости от степени использования жидкого балласта для обеспечения достаточной начальной остойчивости при транспортировке леса на палубе ЛЕСОВОЗА подразделяются на балластные и безбалластные. ЛЕСОВОЗЫ могут иметь меньший надв. борт, чем др. груз. суда. С учетом этого ЛЕСОВОЗУ кроме осн. грузовой марки, соответствующей перевозке грузов в трюмах, назначается лесная груз. марка, осадка по к-рую на 5—6 см больше осадки по осн. груз, марку, что соответствует разности в двт 7—10 %.
Лихтеровозы – это суда , где в качестве грузовых единиц используются несамоходные баржи – лихтеры, погрузка которых на судно в порту производится с воды, а выгрузка соответственно на воду. Лихтер - несамоходное сухогрузное судно для перевалки (лихтеровки) грузов стоящих на рейде мор. судов на мелководный берег и обратно.ЛИХТЕРЫ могут иметь откидные носовые аппарели, собственные грузовые устройства. При перевозке на баржевозах применяются ЛИХТЕРЫ типа ЛЭШ — баржи стандартных размеров с упрощенной прямоугольной и прямостенной формой. Для восприятия нагрузок при установке на баржевоз они имеют верт. стойки по углам.
Рефрижераторные суда - это суда с повышенной скоростью хода, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов, в основном продовольственных, требующих поддержания определенного температурного режима в грузовых помещениях – трюмах. Грузовые трюмы имеют теплоизоляцию, специальное оборудование и люки небольшого размера, а для обеспечения температурного режима служит холодильная установка рефрижераторного машинного отделения судна.
Служебно-вспомогательные суда – суда для материально-технического обеспечения флота и служб, организующих их эксплуатацию. К ним относятся ледоколы, буксирные, спасательные, водолазные, патрульные, лоцманские суда, бункеровщики и т.п.
Наливные ( танкеры ) – это суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов. Все грузовые операции на танкерах производятся специальной грузовой системой, которая состоит из насосов и трубопроводов, проложенных по верхней палубе и в грузовых танках.
Универсальные суда не приспособлены для перевозки какого-либо определенного типа груза, что не позволяет в максимальной степени использовать возможности судна. По этой причине строятся и широко применяются в мировом судоходстве грузовые специализированные суда, на которых лучше используется грузоподъемность и значительно сокращается время стоянки в портах под грузовыми операциями
Самовыгружающиеся - суда используют для выгрузки конвейерную ленту и так называемый бум — стрела, рукав которой выходит на берег, по транспортной конвейерной ленте груз выгружается на берег. К этому же типу относятся и суда с пневматической выгрузкой. Несмотря на экономические преимущества использования таких судов, есть и ряд недостатков — главный из которых частые поломки систем выгрузки.
Комбинированные суда — суда, предназначенные для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов, а также навалочно-насыпных грузов: нефтерудовоз — судно типа О/О — oil/ore (нефть/руда);нефтенавалочник — судно типа ОВО — oil/bulk/ore (нефть/навал/руда).