Транспортные тарифы, при международных перевозках груза морем
Наличие двух организационных форм перевозок грузов морем - трамповой, приспособленной, в основном, для перевозок массовых грузов крупными (судовыми) партиями, принадлежащими немногим владельцам, и линейной, обслуживающей перевозки так называемых генеральных, штучных товаров, отгружаемых, как правило, многочисленными отправителями, а также, разная степень монополизации трампового и линейного судоходства привели к тому, что цена морской перевозки грузов находит свое выражение в двух формах: в виде фрахтовых ставок на трамповый тоннаж и тарифов на линейные суда * виде системы ставок.
Фрахт (freight) — установленная договором плата перевозчику за перевозку грузов морем. В чартерах оговаривается фрахтовая ставка (rate of freight) - цена перевозки одной фрахтовой единицы (freight unit) груза. Последняя — это единица массы, объема или числа мест (единиц) груза (кип, бочек, ящнков и пр.), принимаемая для расчета провозных платежей.
Величина фрахтовой ставки отражает уровень цен мирового рынка на транспортировку морем данного товара и, при прочих равных условиях, зависит от рода груза, расстояния и направления перевозки, норм погрузки/выгрузки, дополнительных расходов, которые несет судно (портовые сборы, проход каналов, стоимость погрузки/выгрузки и т п) В чартере оговаривается, за какое количество груза уплачивается фрахт — погруженное (intaken), т-е. коносаментов, или за выгруженное (delivered). При перевозке угля, руды и других грузов, которые могут заметно изменять свою массу в процессе перевозки, применяется первый вариант, для штучных грузов — обычно второй. Для особо ценных грузов фрахт устанавливается в процентах от стоимости.
Если фрахтователь не предъявит к погрузке обусловленное количество груза, то он I оплачивает мертвый фрахт за недогруженное количество груза.
«Мертвый» фрахт (dead freight) - оплата за недоиспользованную грузосодьем ностъ или грузовместимость судна. Когда согласно договору на судне бронируется место Ж для определенного количества груза, а отправитель не смог предоставить всего количества груза, то судовладелец вправе требовать оплаты «мертаого» фрахта. В практике перевозок грузов морем используется понятие «обратного» фрахте I (back freight) - дополнительного фрахта, который грузовладелец обязан оплатить перевозчику за обратную доставку груза в первоначальный порт отправления, если он не может быть сдав в порту назначения по причинам, не зависящим от перевозчика
В линейном судоходстве под тарифами понимается сборник ставок провозных плат и правил их применения, которые разрабатываются линейной компанией и применяются в течение длительного периода для всех грузовладельцев, пользующихся услугами данной линии.
На многих линиях ставки тарифа разделяются в зависимости от рода груза и портов погрузки-выгрузки. Построение тарифов по роду груза имеет три формы.
• Классные тарифы - class rate. В этом случае в тарифе приведена тарифная шкала (class scale). Для каждого класса указана определенная ставка Кроме того, приводится алфавитный перечень грузов, где против каждой позиции груза указан тарифный класс. Для удобства алфавитный перечень разбит по видам груза продовольствие, металл, химические грузы и т.д. Такой подход позволяет дифференцировать ставки тарифа для различных групп товаров. Классные тарифы применяются на направлениях с обширной номенклатурой грузов, где слишком большая дифференциация ставок привела бы к путанице в их применении
• Постатейный (товарный) тариф - commodity rate. Ставки указываются непосредственно в алфавитном перечне товаров, против каждого наименования. Количество ставок в обоих формах примерно одинаково (30-50).
• Смешанные тарифы - mix rate. В этом случае для некоторой группы товаров указаны постатейные ставки, а для остальных - тарифный класс. Постатейные ставки тарифов применяются при перевозках определенных товаров из стран их традиционного экспорта (шерсть из Австралии, кофе из Бразилии и т. д.).
Обычно линейные тарифы состоят из двух частей, вступительной, содержащей условия применения тарифов и основной, в которой указываются тарифные ставки для грузов, перевозимых на данном направлении- Тарифные ставки устанмштааотся в зависимости от кубатуры, массы или ценности груза
Линейные тарифы имеют ряд правил, объясняющих способ применения . ставок, а также указаний и оговорок, которые с момента предъявления отправится зов к перевозке становятся обязательными для клиента, пользующегося услугами ЛИНИН. Контейнеризация существенно упростила тарифы ка перевозки грузов Обычно применяют принятые на мировом транспортном рывке следующие виды контейнерных тарифов
- ставка FAK (Freight All Kinds) предполагает, что доставка всех грузов, погруженных в контейнер, оплачивается по единой ставке.
- ставка CBR (Commodity Box Rates) предлагает изменение единицы расчета по отдельным тарифным позициям путем перехода от расчетов за тонну веса или объема к расчетам за контейнер.
- ставка TVC (Time Volume Contracts rate) предполагает уплату ставок типа FAK, или они могут быть установлены на определенный товар с применением поощрительной системы в виде скользящей шкалы тарифов.