Транспортные тарифы, при международных перевозках груза морем

Наличие двух организационных форм перевозок грузов морем - трамповой, при­способленной, в основном, для перевозок массовых грузов крупными (судовыми) партия­ми, принадлежащими немногим владельцам, и линейной, обслуживающей перевозки так называемых генеральных, штучных товаров, отгружаемых, как правило, многочисленны­ми отправителями, а также, разная степень монополизации трампового и линейного судо­ходства привели к тому, что цена морской перевозки грузов находит свое выражение в двух формах: в виде фрахтовых ставок на трамповый тоннаж и тарифов на линейные суда * виде системы ставок.

Фрахт (freight) — установленная договором плата перевозчику за перевозку грузов морем. В чартерах оговаривается фрахтовая ставка (rate of freight) - цена перевозки од­ной фрахтовой единицы (freight unit) груза. Последняя — это единица массы, объема или числа мест (единиц) груза (кип, бочек, ящнков и пр.), принимаемая для расчета провозных платежей.

Величина фрахтовой ставки отражает уровень цен мирового рынка на транспорти­ровку морем данного товара и, при прочих равных условиях, зависит от рода груза, рас­стояния и направления перевозки, норм погрузки/выгрузки, дополнительных расходов, которые несет судно (портовые сборы, проход каналов, стоимость погрузки/выгрузки и т п) В чартере оговаривается, за какое количество груза уплачивается фрахт — погружен­ное (intaken), т-е. коносаментов, или за выгруженное (delivered). При перевозке угля, ру­ды и других грузов, которые могут заметно изменять свою массу в процессе перевозки, применяется первый вариант, для штучных грузов — обычно второй. Для особо ценных грузов фрахт устанавливается в процентах от стоимости.

Если фрахтователь не предъявит к погрузке обусловленное количество груза, то он I оплачивает мертвый фрахт за недогруженное количество груза.

«Мертвый» фрахт (dead freight) - оплата за недоиспользованную грузосодьем ностъ или грузовместимость судна. Когда согласно договору на судне бронируется место Ж для определенного количества груза, а отправитель не смог предоставить всего количест­ва груза, то судовладелец вправе требовать оплаты «мертаого» фрахта. В практике перевозок грузов морем используется понятие «обратного» фрахте I (back freight) - дополнительного фрахта, который грузовладелец обязан оплатить перевозчику за обратную доставку груза в первоначальный порт отправления, если он не может быть сдав в порту назначения по причинам, не зависящим от перевозчика

В линейном судоходстве под тарифами понимается сборник ставок провозных плат и правил их применения, которые разрабатываются линейной компанией и применя­ются в течение длительного периода для всех грузовладельцев, пользующихся услугами данной линии.

На многих линиях ставки тарифа разделяются в зависимости от рода груза и пор­тов погрузки-выгрузки. Построение тарифов по роду груза имеет три формы.

• Классные тарифы - class rate. В этом случае в тарифе приведена тарифная шка­ла (class scale). Для каждого класса указана определенная ставка Кроме того, приводится алфавитный перечень грузов, где против каждой позиции груза ука­зан тарифный класс. Для удобства алфавитный перечень разбит по видам груза продовольствие, металл, химические грузы и т.д. Такой подход позволяет диф­ференцировать ставки тарифа для различных групп товаров. Классные тарифы применяются на направлениях с обширной номенклатурой грузов, где слишком большая дифференциация ставок привела бы к путанице в их применении

• Постатейный (товарный) тариф - commodity rate. Ставки указываются непо­средственно в алфавитном перечне товаров, против каждого наименования. Ко­личество ставок в обоих формах примерно одинаково (30-50).

• Смешанные тарифы - mix rate. В этом случае для некоторой группы товаров указаны постатейные ставки, а для остальных - тарифный класс. Постатейные ставки тарифов применяются при перевозках определенных товаров из стран их традиционного экспорта (шерсть из Австралии, кофе из Бразилии и т. д.).

Обычно линейные тарифы состоят из двух частей, вступительной, содержащей ус­ловия применения тарифов и основной, в которой указываются тарифные ставки для гру­зов, перевозимых на данном направлении- Тарифные ставки устанмштааотся в зависи­мости от кубатуры, массы или ценности груза

Линейные тарифы имеют ряд правил, объясняющих способ применения . ставок, а также указаний и оговорок, которые с момента предъявления отправится зов к перевозке становятся обязательными для клиента, пользующегося услугами ЛИНИН. Контейнеризация существенно упростила тарифы ка перевозки грузов Обычно применяют принятые на мировом транспортном рывке следующие виды контейнерных тарифов

- ставка FAK (Freight All Kinds) предполагает, что доставка всех грузов, погру­женных в контейнер, оплачивается по единой ставке.

- ставка CBR (Commodity Box Rates) предлагает изменение единицы расчета по отдельным тарифным позициям путем перехода от расчетов за тонну веса или объема к расчетам за контейнер.

- ставка TVC (Time Volume Contracts rate) предполагает уплату ставок типа FAK, или они могут быть установлены на определенный товар с применением поощ­рительной системы в виде скользящей шкалы тарифов.

Наши рекомендации