Международные межправительственные морские организации
Международная морская организация. ИМО (International Maritime Organization, IMO) Специализированное учреждение ООН, до 22 мая 1982 года носила название - Межправительственной морская консультативная организация (ИМКО). Создана в 1948 году, ио работать начала с 1958 года. Членами ее состоят 163 государства.
Основными целями ИМО являются:
• содействие сотрудничеству между государствами в области правительственного регулирования и осуществления мероприятий по исследованию технических возможностей судоходства, разработка и содействие принятию наиболее высоких и практически достижимых норм для обеспечения безопасности на море, упрощения формальностей и т.п. (рекомендаций, кодексов, руководств, наставлений);
• рассмотрение любых вопросов судоходства по представлениям иных специализированных учреждений или органов ООН;
• обеспечение правительств информацией по рассматриваемым вопросам.
Неправительственные международные морские организации
Балтийский и Международный Морской Совет, БИМКО (Baltic and International ■laritime Council, BIMCOJ был создан в 1905 году на совещании представителей трамповых судовладельческих фирм восьми европейских стран первоначально как региональная неправительственная организация «Балтийская и Беломорская морская конференция». В 1927 году в связи с появлением в ее рядах судовладельцев других регионов и континентов оиа была переименована в Балтийскую и Международную морскую конференцию. Со- менное название организация получила в 1985 году.
Основными целями БИМКО являются
• объединение судовладельцев, а также других организаций и лиц. связанных с торговым судоходством;
• борьба с практикой взимания несправедливых сборов, со спекулятивными фрахтовыми сделками,
• организация сотрудничества с другими учреждениями, деятельность которых отвечает интересам торгового судоходства;
• издание в качестве одобренных (recommended) типовых форм перевозочных документов для использования судовладельцами
В БИМКО предусмотрены три категории членства; судовладельцы, брокеры и клубы (ассоциации по вопросам фрахта, защиты интересов судовладельцев и др ) Правовой статус организации определяется национальным законодательством Дании, так как цггаб- квартира БИМКО располагается в Копенгагене. Высший орган - Общее собрание; другие органы: Совет директоров, Исполнительный комитет, Совет по документации. Деятельность БИМКО развивается по трем направлениям:
• морская судоходная политика;
• упрощение и унификация транспортной документации;
• информация членов по различным аспектам международной торговли.
За период своего существования БИМКО в сотрудничестве с другими организациями разработал около 150 проформ перевозочных документов. Это проформы чартерен, коносаментов и других документов, используемых в настоящее время в коммерческой практике судоходства. К их числу относится:
• бербоут-чартеры;
• чартеры для перевозки цемента, удобрений, газа, генеральных грузов, зерна, нитратов, руды, жидких веществ в танкерах, шерсти;
• тайм-чартеры,
• букинг-ноты;
• стандартный таймшит;
• комбинированный транспортный документ;
• стандартная форма контракта на перевозку навалочных грузов
Международная палата судоходства, МПС (International Chamber of Shipping, ICS) Была учреждена в 1948 году на основе судоходной международной конференции, основанной в 1921 году. Это неправительственная организация, правовой статус которой определяется законодательством Великобритании. Членами ее являются 40 национальных Негоциаций судовладельцев нз 33 стран мира. Наибольшее внимание МПС уделяет еле- кующим группам вопросов:
• морская судоходная политика;
• безопасность судов, защита моря от загрязнений,
• открытая регистрация судов;
• унификация транспортной документации.
Органы управления МПС' Общее собрание, Исполнительный комитет. Секретариат Штаб-квартира находится в Лондоне.
Международный морской комитет, ММК (International Maritime Committee, IMC) воздан в 1897 году в Антверпене (Бельгия). Целями ММК являются содействие
• унификации международного морского права, морских обычаев и практики;
• разработки единообразных норм национального законодательства,
• поощрения создания национальных ассоциаций морского права в разных странах.
Международная ассоциагщя классификационных обществ, МАКО (International As- sociation of Classifications Societies, IACS) - основана в 1968 году, объединяет самые круп- ные и влиятельные в мире классификационные общества. Более подробно см. § 4.2.
I Международная ассоциация судовладельцев. ИНСА (International Shipowner's Asso- on, INS А) создана в 1970 году в целях развития сотрудничества в области международного морского судоходства и оказания помощи ее членам в решении технических, эксплуатационных, экономических и юридических вопросов. Членами ИНСА являются 9 \ стран, в т.ч. США, страны Восточной Европы, Куба, Индия. Имеет консультативный ста- I туе в ЮНКТАД ИМО, активно сотрудничает с БИМКО. Штаб-квартира находится в | Гдыне (Польше).
Международная ассоциация портов и гаваней, МАСПОГ (International Association I of Ports and Harbors, IAPH) создана в 1955 году в Лос-Анджелесе (США) Целью MAC- ПОГ является повышение эффективности деятельности портов и гаваней путем сбора, об- I работки и распространения информации, полезной для администрации портов и судоводителей посредством предоставления им возможности объединения для развития знаний в области организации работы портов, управления ими и эксплуатации Участниками МАСПОГ являются более 330 членов из почти 90 стран мира
Международный союз морского страхования, МСОМС (International Marine Insurance Union, IMIU) - объединение национальных организаций и отдельных страховых компаний, специализирующихся на страховании морских судов, грузов и фрахта. Основан в 1874 году в Берлине с целью развития и унификации этого вида страхования и защиты интересов членов организации; с 1946 года штаб-квартира МСОМС находится в Цюрихе S (Швейцария). Целью Союза является содействие развитию морского страхования и защита интересов морских страховщиков, формирование международной политики страхования морской деятельности.