Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта
Внутренние водные пути – основа речного транспорта, водные пространства, используемые для судоходства и сплава леса. Они подразделяются на естественные (внутренние моря, озёра и реки ) и искусственные (шлюзованные реки, судоходные каналы, искусственные моря, водохранилища).
На внутренних водных путях движение судов происходит не по всей их ширине, а только по той части водного пространства, которая подготовлена для судоходства и обозначена на водной поверхности специальными навигационными ограждениями. Эту часть водного пространства называют судовым ходом (фарватером судового хода).
Глубина, ширина и радиус кривизны судового хода определяют судоходные условия пути и носят название габаритных размеров. Минимальные габариты судового хода гарантируются при проектном уровне воды в реке. При уровнях воды, отличающихся от проектного, устанавливаются дифференцированные глубины.
В зависимости от интенсивности судоходства и требований, предъявляемых к составу и качеству навигационного ограждения, водные пути делятся на 5 групп, а в зависимости от гарантированной глубины судового хода - на 7 классов.
В зависимости от ветроволнового режима все судоходные внутренние водные пути делятся на 4 разряда: «М», «О», «Р», «Л». В основу этого деления положены максимальная высота и длина волны, повторяющиеся в течение навигационного периода не более 4 %.
Рис. 7.1. Карта рек России
На внутренних водных путях для обеспечения судоходства существуют различные гидротехнические сооружения – каналы, плотины, шлюзы, транспортные судоподъёмники.
Навигационные знаки, ограждающие судовой ход, в зависимости от водного пути подразделяются на речные, канальные, озёрные и водохранилищные, а по месту расположения – на береговые и плавучие. Плавучие – бакены, буи, вехи. Береговые – створные знаки, ориентиры и мостовые знаки.
Сигнальные огни на знаках различают по цвету, форме, характеру горения.
Для содержания и эксплуатации внутренних водных путей РФ используется более 2000 единиц технического и вспомогательного флота, а также разветвленная ремонтно - техническая база.
Управление и содержание ВВП осуществляют бассейновые«Администрации внутренних водных путей» (до реформы - 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (ГБУВПиС), имеющие в своем составе 98 филиалов, непосредственно занимающихся содержанием и эксплуатацией ВВП и СГТС.
Речное судно –плавучее средство, специально предназначенное для перевозки людей, грузов или выполнения иных работ на воде.
Суда делятся на: самоходные, несамоходные, скоростные, маломерные, парусные, плоты, буксирный состав, толкаемый состав, по мощности на 6 групп (маломерные, 1 – 5 групп).
Классификация речных судов по назначению:
- транспортные;
- служебно-вспомогательные;
- суда технического флота;
- промысловые;
- суда специального назначения.
К транспортным судам относятся:
- грузовые;
- грузопассажирские;
- пассажирские;
- буксиры и толкачи.
По роду перевозимого груза транспортные суда подразделяются:
- сухогрузные;
- наливные;
- комбинированные.
Сухогрузные суда подразделяются на:
- универсальные;
- комбинированные;
- специализированные.
К специальным судам относят:
- контейнеровозы;
- овощевозы;
- автомобилевозы;
- газовозы;
- суда для перевозки песка;
- суда для перевозки тяжёловесных грузов.
К комбинированным судам относят:
- нефтерудовозы;
- сухогрузно - наливные;
- баржи-площадки.
К пасажирским судам относятся:
- туристические;
- пассажирские;
- экскурсионные.
К судам технического флота относят суда, предназначенные для технического обслуживания судов, портового хозяйства и водных путей:
- земснаряды;
- землесосы;
- плавдоки;
- плавкраны;
- суда для очистки акватории.
Служебно - вспомогательные суда предназначены для материально - техни-ческого обеспечения флота:
- бункеровщики;
- плавмастерские;
- ледоколы;
- портовые буксиры-толкачи;
- разъездные суда.
К судам специального назначения относят:
- научно-исследовательские; учебные; учебно-производственные.
По архитектурно-конструктивным особенностям суда различаются в зависимости от числа корпусов, числа палуб, типа энергетической установки, типа движителя, режима и способа движения.
Типы речных судов:
Рис7.2. Первые пароходы Сибири: п/х «Товарпар», переименованный
после национализации флота в п/х «Пролетарий»
Рис. 7.3. Пассажирский прогулочный теплоход «Москва»
Рис. 7.4. Пассажирский теплоход
Рис. 7.5. Пассажирский теплоход на подводных крыльях «Восход»
Рис.7.6. Пассажирский круизный лайнер
Рис.7.7. Пассажирский теплоход на подводных крыльях «Ракета»
Рис.7.8. Пассажирский теплоход на подводных крыльях «Метеор
Рис.7.9. Пассажирский теплоход городских и пригородных линий ( ПТ )
Рис.7.10. Толкаемый состав
Рис 7.11. Речной буксир – толкач проекта № 1741 мощностью 600 л.с.
Рис.7.12. Буксир – толкач пр. 428 мощностью 2000 л.с.
Рис.7.13. Сухогрузный теплоход «река-море»
Рис.7.14. Буксир-толкач проекта № 3290 мощностью 2400 л.с.
Рис.7.15. Служебно-вспомогательный теплоход
Рис 7.15. Сухогрузный грузовой теплоход
Рис.7.16. Грузовой речной паром
Рис. 7.17. Танкер для перевозки наливных грузов
Рис 7.18. Большегрузный толкаемый состав
Рис. 7.19. Путейский обстановочный теплоход
Рис. 7.20. Грузовой теплоход для перевозки автомобилей
Рис. 7.21. Буксир – толкач проекта № 911В мощностью 300 л.с.
Рис.7.22. Сухогрузная баржа-площадка проекта Р-56
Рис. 7.23. Нефтеналивная баржа проекта № 459-Н
Рис. 7.24. Нефтеналивной состав: т/х пр. № Р-96В с баржей пр. № 81462
Рис. 7.25. Плавучий кран КПЛ-16-30
Рис.7.26. Плавучий кран КПЛ-5-30
Рис. 7. 27. Откачная станция ОС-11
Рис.7.28.Толкаемый состав: т/х пр. Р-96Б (150 л.с.) с баржей пр.Р-92 (400 т.)
Рис. 7.29. Транспортный флот на распаузке в устье малой реки