Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта

Внутренние водные пути – основа речного транспорта, водные пространства, используемые для судоходства и сплава леса. Они подразделяются на естественные (внутренние моря, озёра и реки ) и искусственные (шлюзованные реки, судоходные каналы, искусственные моря, водохранилища).

На внутренних водных путях движение судов происходит не по всей их ширине, а только по той части водного пространства, которая подготовлена для судоходства и обозначена на водной поверхности специальными навигационными ограждениями. Эту часть водного пространства называют судовым ходом (фарватером судового хода).

Глубина, ширина и радиус кривизны судового хода определяют судоходные условия пути и носят название габаритных размеров. Минимальные габариты судового хода гарантируются при проектном уровне воды в реке. При уровнях воды, отличающихся от проектного, устанавливаются дифференцированные глубины.

В зависимости от интенсивности судоходства и требований, предъявляемых к составу и качеству навигационного ограждения, водные пути делятся на 5 групп, а в зависимости от гарантированной глубины судового хода - на 7 классов.

В зависимости от ветроволнового режима все судоходные внутренние водные пути делятся на 4 разряда: «М», «О», «Р», «Л». В основу этого деления положены максимальная высота и длина волны, повторяющиеся в течение навигационного периода не более 4 %.

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис. 7.1. Карта рек России

На внутренних водных путях для обеспечения судоходства существуют различные гидротехнические сооружения – каналы, плотины, шлюзы, транспортные судоподъёмники.

Навигационные знаки, ограждающие судовой ход, в зависимости от водного пути подразделяются на речные, канальные, озёрные и водохранилищные, а по месту расположения – на береговые и плавучие. Плавучие – бакены, буи, вехи. Береговые – створные знаки, ориентиры и мостовые знаки.

Сигнальные огни на знаках различают по цвету, форме, характеру горения.

Для содержания и эксплуатации внутренних водных путей РФ используется более 2000 единиц технического и вспомогательного флота, а также разветвленная ремонтно - техническая база.

Управление и содержание ВВП осуществляют бассейновые«Администрации внутренних водных путей» (до реформы - 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (ГБУВПиС), имеющие в своем составе 98 филиалов, непосредственно занимающихся содержанием и эксплуатацией ВВП и СГТС.

Речное судно –плавучее средство, специально предназначенное для перевозки людей, грузов или выполнения иных работ на воде.

Суда делятся на: самоходные, несамоходные, скоростные, маломерные, парусные, плоты, буксирный состав, толкаемый состав, по мощности на 6 групп (маломерные, 1 – 5 групп).

Классификация речных судов по назначению:

- транспортные;

- служебно-вспомогательные;

- суда технического флота;

- промысловые;

- суда специального назначения.

К транспортным судам относятся:

- грузовые;

- грузопассажирские;

- пассажирские;

- буксиры и толкачи.

По роду перевозимого груза транспортные суда подразделяются:

- сухогрузные;

- наливные;

- комбинированные.

Сухогрузные суда подразделяются на:

- универсальные;

- комбинированные;

- специализированные.

К специальным судам относят:

- контейнеровозы;

- овощевозы;

- автомобилевозы;

- газовозы;

- суда для перевозки песка;

- суда для перевозки тяжёловесных грузов.

К комбинированным судам относят:

- нефтерудовозы;

- сухогрузно - наливные;

- баржи-площадки.

К пасажирским судам относятся:

- туристические;

- пассажирские;

- экскурсионные.

К судам технического флота относят суда, предназначенные для технического обслуживания судов, портового хозяйства и водных путей:

- земснаряды;

- землесосы;

- плавдоки;

- плавкраны;

- суда для очистки акватории.

Служебно - вспомогательные суда предназначены для материально - техни-ческого обеспечения флота:

- бункеровщики;

- плавмастерские;

- ледоколы;

- портовые буксиры-толкачи;

- разъездные суда.

К судам специального назначения относят:

- научно-исследовательские; учебные; учебно-производственные.

По архитектурно-конструктивным особенностям суда различаются в зависимости от числа корпусов, числа палуб, типа энергетической установки, типа движителя, режима и способа движения.

Типы речных судов:

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис7.2. Первые пароходы Сибири: п/х «Товарпар», переименованный

после национализации флота в п/х «Пролетарий»

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис. 7.3. Пассажирский прогулочный теплоход «Москва»

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис. 7.4. Пассажирский теплоход

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис. 7.5. Пассажирский теплоход на подводных крыльях «Восход»

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис.7.6. Пассажирский круизный лайнер

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис.7.7. Пассажирский теплоход на подводных крыльях «Ракета»

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис.7.8. Пассажирский теплоход на подводных крыльях «Метеор

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис.7.9. Пассажирский теплоход городских и пригородных линий ( ПТ )

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис.7.10. Толкаемый состав

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис 7.11. Речной буксир – толкач проекта № 1741 мощностью 600 л.с.

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис.7.12. Буксир – толкач пр. 428 мощностью 2000 л.с.

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис.7.13. Сухогрузный теплоход «река-море»

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис.7.14. Буксир-толкач проекта № 3290 мощностью 2400 л.с.

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис.7.15. Служебно-вспомогательный теплоход

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис 7.15. Сухогрузный грузовой теплоход

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис.7.16. Грузовой речной паром

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис. 7.17. Танкер для перевозки наливных грузов

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис 7.18. Большегрузный толкаемый состав

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис. 7.19. Путейский обстановочный теплоход

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис. 7.20. Грузовой теплоход для перевозки автомобилей

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис. 7.21. Буксир – толкач проекта № 911В мощностью 300 л.с.

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис.7.22. Сухогрузная баржа-площадка проекта Р-56

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис. 7.23. Нефтеналивная баржа проекта № 459-Н

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис. 7.24. Нефтеналивной состав: т/х пр. № Р-96В с баржей пр. № 81462

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис. 7.25. Плавучий кран КПЛ-16-30

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис.7.26. Плавучий кран КПЛ-5-30

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис. 7. 27. Откачная станция ОС-11

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис.7.28.Толкаемый состав: т/х пр. Р-96Б (150 л.с.) с баржей пр.Р-92 (400 т.)

Основные технико-эксплуатационные характеристики речного транспорта - student2.ru

Рис. 7.29. Транспортный флот на распаузке в устье малой реки

Наши рекомендации