Классификация и технико-эксплуатационные характеристики железнодорожных путей и подвижного состава железнодорожного транспорта

Железнодорожный путь – комплекс инженерных сооружений, предназначенных для пропуска поездов с установленной скоростью.

Расстояние между рельсами называется шириной колеи. В разных странах принята разная ширина колеи. В России, СНГ, Прибалтике и Финляндии – 1520 мм (русская колея), в Европе(за исключением Испании и Португалии, где ширина колеи – 1670 мм - иберийская колея) – 1435 мм (стандартная колея), в Китае и Иране – 1435 мм, в Индии и Пакистане – 1676 мм (индийская колея), в отдельных штатах Южной Америки, Ирландии, странах Африки – 1067 мм, 1600 мм (ирландская колея).Может быть и узкая колея 1000, 750 мм, характерная для промышленного транспорта.

Классификация и технико-эксплуатационные характеристики железнодорожных путей и подвижного состава железнодорожного транспорта - student2.ru

Рис. 5.1. Железнодорожное полотно

К путевому хозяйству железнодорожного транспорта относится как соб-ственно путь, так и комплекс производственных подразделений и хозяй-ственных предприятий, предназначенных для обеспечения бесперебойной работы путевого хозяйства.

Линейными предприятиями путевого хозяйства являются дистанции пути, дистанции лесозащитных насаждений и путевые машинные станции. На долю путевого хозяйства в системе железнодорожного транспорта приходится более 50% всех основных средств железной дороги и свыше 20% общей численности персонала.

Железнодорожные линиипредставляют собой совокупность перегонов, станций и других разделительных пунктов, оснащённых соответствующими техническими средствами для осуществления перевозок.

В зависимости от назначения, скорости движения и грузонапряжённости железнодорожные линии делятся на категории:

- скоростные;

- особо грузонапряжённые:

1-й категории - железнодорожные магистральные линии, наиболее грузо-

напряжённые;

2-й категории - железнодорожные магистральные линии грузонапряжённые;

3-й категории - железнодорожные линии (не магистральные);

4-й категории - внутристанционные соединительные пути.

Для устройства линий при необходимости возводят искусственные сооружения: путепроводы, виадуки, эстакады, мосты, тоннели, переезды.

Станцииявляются основными предприятиями железнодорожного транспорта, играющими важнейшую роль в обслуживании пассажиров, отправителей и получателей грузов, организации грузопотоков и перевозочного процесса в целом.

Грузовые станции размещаются в крупных населённых и промышленных центрах. Станции классифицируются в зависимости от эксплуатационного назначения:

- неспециализированные (общего пользования), где происходит погрузка – выгрузка всех видов груза собственными техническими средствами железной дороги;

- специализированные для переработки отдельных видов груза;

- портовые (припортовые), обслуживающие морские, речные порты и паромные переправы.

Подвижной составжелезнодорожного транспорта:

- локомотивы (тепловозы, паровозы, электровозы);

- вагоны (пассажирские и грузовые);

- электропоезда, дизель - поезда;

- специальный подвижной состав.

Локомотивы - транспортные машины. Предназначенные для создания движущей силы, посредством которой перемещаются составы с грузами и пассажирами по рельсовым путям железных дорог.

К грузовым вагонам относятся:

- универсальные крытые вагоны грузоподъёмностью 68-72 тонны и объёмом кузова 120-140 куб. м;

- специализированные крытые вагоны для перевозки различных грузов закрытого хранения: зерна, цемента, минеральных удобрений (вагоны-хоппёры), скота, легковых автомобилей и т.д.;

- полувагоны (четырёхосные и восьмиосные) грузоподъёмностью 69-130 тонн для грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков;

- платформы грузоподъёмностью от 20тонн до 73 тонн;

- думпкары - открытые платформы для перевозки навалочных грузов с возможностью самовыгрузки;

- цистерны грузоподъёмностью 60-125 тонн; рефрижераторные вагоны;

- спецтранспортёры грузоподъёмностью до 500тонн.

Вагоны для пассажирских перевозок классифицируются:

пассажирские; багажные; почтовые, почтово-багажные; вагоны-рестораны; специальные.

Подвижной состав железнодорожного транспорта:

Классификация и технико-эксплуатационные характеристики железнодорожных путей и подвижного состава железнодорожного транспорта - student2.ru

Рис.5.2. Паровоз

Классификация и технико-эксплуатационные характеристики железнодорожных путей и подвижного состава железнодорожного транспорта - student2.ru

Рис.5. 3. Тепловоз

Классификация и технико-эксплуатационные характеристики железнодорожных путей и подвижного состава железнодорожного транспорта - student2.ru

Рис. 5.4. Электровоз

Классификация и технико-эксплуатационные характеристики железнодорожных путей и подвижного состава железнодорожного транспорта - student2.ru

Рис. 5. 5. Пассажирский высокоскоростной поезд «Сапсан»

Классификация и технико-эксплуатационные характеристики железнодорожных путей и подвижного состава железнодорожного транспорта - student2.ru

Рис. 5.6. Полувагон

Классификация и технико-эксплуатационные характеристики железнодорожных путей и подвижного состава железнодорожного транспорта - student2.ru

Рис. 5.7. Крытый вагон

Классификация и технико-эксплуатационные характеристики железнодорожных путей и подвижного состава железнодорожного транспорта - student2.ru

Рис. 5.8. Железнодорожная цистерна

Классификация и технико-эксплуатационные характеристики железнодорожных путей и подвижного состава железнодорожного транспорта - student2.ru

Рис.5.9. Рефрижераторная секция

Классификация и технико-эксплуатационные характеристики железнодорожных путей и подвижного состава железнодорожного транспорта - student2.ru

Рис. 5.10. Вагон – платформа для перевозки контейнеров

Классификация и технико-эксплуатационные характеристики железнодорожных путей и подвижного состава железнодорожного транспорта - student2.ru

Рис. 5.11. Вагон – хоппёр для перевозки насыпных грузов

Классификация и технико-эксплуатационные характеристики железнодорожных путей и подвижного состава железнодорожного транспорта - student2.ru

Рис. 5.12. Саморазгружающийся вагон – думпкар

Наши рекомендации