Организационно – производственные структуры железнодорожного транспорта
5.3.1. Организация производственно - хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта
Организация работы железнодорожного транспорта крайне сложна, в том числе из - за привязки его к железнодорожной колее.
Основой технологии работы железнодорожного транспорта являются следующие составляющие:
- теория расписания (график движения);
- план формирования поездов по направлениям движения;
- согласованный план формирования поездов на магистральном направлении с графиком работ подъездных путей предприятий, имеющих связь с магистральной сетью железных дорог.
Управление транспортным процессом осуществляется через диспетчерские центры (круги). Территория железных дорог разделена на сектора (круги), диспетчеры которых регулируют движение в зонах своей ответственности, передавая от одного другому контроль за движением поездов.
Приём груза к перевозке железнодорожным транспортом оформляется железнодорожной накладной.
В основе структуры железнодорожного транспорта лежит производственно -территориальный принцип, согласно которому железнодорожная сеть страны разделена на крупные отдельные участки – железные дороги. Каждая железная дорога имеет в своём составе различные службы, занимающиеся конкретной деятельностью в различных областях железнодорожной отрасли: пассажирскими перевозками, грузовыми перевозками, безопасностью движения и экологией, информацией и связью, внешними связями и т.д. В свою очередь железные дороги делятся на отделения, являющиеся основными производственными звеньями железных дорог. Отделения осуществляют руководство производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью всех производственных и линейных подразделений, находящихся в пределах этой железной дороги: станций, дистанций пути, дистанций электроснабжения, пунктов водоснабжения и т.д.
5.3.2. Структура управления железнодорожным транспортом России
Руководство железнодорожным транспортом РФ осуществляет Минтранс РФ.
Структура управления:
- Заместитель министра;
- Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - Управление безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (Госжелдорнадзор);
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта («Росжелдор»);
- Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»);
- территориальные филиалы ОАО «РЖД» - Железные дороги.
Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства транспорта РФ.
Руководство Департаментом осуществляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности Министром.
Директор Департамента имеет заместителей. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей директора Департамента осуществляется Министром по представлению директора Департамента, согласованному с заместителем Министра, координирующим и контролирующим работу Департамента.
Основные задачи департамента:
- формирование государственной политики в области железнодорожного транспорта;
- разработка проектов законов и нормативных правовых актов в области железнодорожного транспорта;
- координация деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (в вопросах железнодорожного транспорта) и Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Основные функции департамента:
- разрабатывает предложения к транспортной стратегии развития транспорта;
- готовит предложения по концепциям и программам социально - экономического развития на перспективу;
- разрабатывает предложения по совершенствованию системы управления железнодорожным транспортом;
- организует разработку правил перевозок пассажиров, багажа, грузов, правил сертификации, правил технической эксплуатации и другие документы в области железнодорожного транспорта.
Структура департамента государственной политики в области железнодо-рожного транспорта:
- Директор департамента;
- Заместитель директора департамента;
- Заместитель директора департамента.
- Отдел мониторинга и анализа реализации государственной политики;
- Отдел нормативного обеспечения международных перевозок;
- Отдел развития пассажирского комплекса;
- Отдел правового регулирования эксплуатационной безопасности и технической политики;
- Отдел экономического анализа и тарифной политики;
- Отдел нормативных правовых актов.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор)-федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере железнодорожного транспорта.
Росжелдор образован 09.03.2004 года, что явилось последним этапом ликвидации Министерства путей сообщения. В соответствии с концепцией административной реформы и структурной реформы железных дорог, функции выработки государственной политики и издания нормативных актов перешли к Минтрансу РФ, функции по правоприменению, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг к Росжелдору, а хозяйственные функции к ОАО «Российские железные дороги».
Федеральное агентство железнодорожного транспорта возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра транспорта Российской Федерации.
Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство полномочий.
Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром транспорта Российской Федерации по представлению руководителя Агентства.
Структура Федерального агентства железнодорожного транспорта::
- Руководитель Росжелдора;
- Заместитель руководителя;
- Заместитель руководителя;
- Заместитель руководителя.
- Административно – кадровое управление;
- Управление инфраструктуры и перевозок;
- Управление транспортной безопасности;
- Управление учебных заведений и правового обеспечения;
- Управление экономики и финансов.
Рис. 5.13. Структура Федерального агентства железнодорожного транспорта
Территориальные органы управления Росжелдора:
- Центральное управление (РЦентр, г.Москва) - Московская и Юго-Восточная железные дороги;
- Северо - Западное управление (РСЗап, г.Санкт-Петербург) - Калининград-ская, Октябрьская и Северная железные дороги;
- Южное управление (РЮг,г.Ростов-на-Дону) - Приволжская и Северо-Кавказская железные дороги;
- Южное территориальное управление Росжелдора (РКрым, г. Симферополь) - Крымская железная дорога;
- Приволжское управление (РПрив, г.Н.Новгород) - Куйбышевская и Горьковская железные дороги;
- Уральское управление (РУрал, г.Екатеринбург) - Свердловская и Южно-Уральская железные дороги;
- Сибирское управление (РСиб, г.Новосибирск) - Западно-Сибирская, Красноярская и Восточно-Сибирская железные дороги;
- Дальневосточное управление (РДВост, г.Хабаровск) - Забайкальская и Дальневосточная железные дороги.
Организации, подведомственные Росжелдору:
- Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» (ФГП ВО ХДТ России);
- Федеральное бюджетное учреждение «Регистр сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте» (ФБУ «РС ФЖТ»);
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Единая группа заказчика» (ФГУП ЕГЗ);
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Учебно - методический центр по образованию на железнодорожном транс-порте» ( ФГБОУ «УМЦ ЖДТ»);
- Федеральное казённое учреждение «Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта» (ФКУ УСЗ);
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога»;
- Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центральный дом детей железнодорожников» (ГОУ ЦДДЖ);
- Вузы железнодорожного транспорта:
1. Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ);
2. Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС);
3. Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС);
4. Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС);
5. Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС);
6. Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС);
7. Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС);
8. Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС);
9. Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:
огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;
высокие финансовые рейтинги;
квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;
большая научно - техническая база;
проектные и строительные мощности;
значительный опыт международного сотрудничества.
ОАО "РЖД" было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384.
1 октября 2003 года – начало деятельности ОАО "РЖД".
Учредителем и единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.
Технические характеристики инфраструктуры ОАО "РЖД":
Эксплуатационная длина железных дорог 85,2 тыс. км
Протяженность электрифицированных линий 43,3 тыс. км
Парк подвижного состава:
Грузовые магистральные локомотивы (электровозы и тепловозы) 11,7 т. ед.,
Грузовые вагоны всех типов 189,9 т. ед.,
Маневровые локомотивы (тепловозы) 6,1 т. ед.,
Пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) 3,1 т. ед.,
Пассажирские вагоны дальнего следования 21,0 т. ед.,
Пассажирские вагоны пригородных поездов 14,3 т.ед..
Миссия компании заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.
Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Стратегические цели компании:
- увеличение масштаба транспортного бизнеса;
- повышение производственно-экономической эффективности;
- повышение качества работы и безопасности перевозок;
- глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему;
- повышение финансовой устойчивости и эффективности.
Виды деятельности:
- грузовые перевозки;
- пассажирские перевозки в дальнем сообщении;
- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
- предоставление услуг инфраструктуры;
- предоставление услуг локомотивной тяги;
- ремонт подвижного состава;
- строительство объектов инфраструктуры;
- научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы;
- содержание социальной сферы.
Доля в грузообороте транспортной системы России (ткм) – 45,0% (с учетом трубопроводного транспорта).
Доля в пассажирообороте транспортной системы России (пкм) – 23,0%
Органы управления ОАО "РЖД":
- Общее собрание акционеров. Поскольку единственным акционером обще-
ства является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно.
- Совет директоров общества. Назначается Правительством РФ.
- Президент общества. Назначается Правительством РФ.
- Правление общества.
Органы контроля ОАО "РЖД":
- Ревизионная комиссия общества.
Центральный аппарат управления компанией:
Пассажирские перевозки:
- Департамент пассажирских перевозок;
- Федеральная пассажирская компания;
- Центральная пригородная пассажирская компания.
Грузовые перевозки:
- Департамент по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике;
- Центр фирменного транспортного обслуживания.
- Департамент капитального строительства;
- Департамент пути и сооружений;
- Центральная дирекция управления движением.
Корпоративная структура ОАО "РЖД":
Филиалы ОАО "РЖД":
- филиалы – 17 железных дорог;
- функциональные филиалы;
- филиалы – перевозочные компании;
- филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения;
- филиалы в области капитального строительства;
- филиалы в области ремонта подвижного состава;
- филиалы в области путевого хозяйства;
- филиалы в области информатизации и связи;
- филиалы в области социальной сферы;
- филиалы – проектные бюро;
- иные филиалы.
Рис. 5.14. Схема организационной структуры ОАО «РЖД»
Представительства ОАО "РЖД":
- Представительство в Венгрии (г. Будапешт);
- Представительство в Германии (г. Берлин);
- Представительство в Китае (г. Пекин);
- Представительство в Северной Корее (г. Пхеньян);
- Представительство в Польше (г. Варшава);
- Представительство в Словакии (г. Братислава);
- Представительство в Украине (г. Киев);
- Представительство в Финляндии (г. Хельсинки);
- Представительство в Белоруссии (г. Минск);
- Представительство в Эстонии (г. Таллинн);
- Представительство во Франции (г. Париж);
- Представительство в Иране (г. Тегеран).
5.3.3. Железные дороги-филиалы ОАО «РЖД»
В настоящее время в Российской Федерации выделено 17 железных дорог, являющихся филиалами ОАО «Российские железные дороги».
Московская железная дорога(8985 км) обслуживает Московский узел и территории Московской, Смоленской, Брянской, Тульской, Рязанской, Орловской и Курской областей. Управление дороги находится в Москве. Московская железная дорога занимает 1-е место по пассажирским перевозкам, перевозит примерно 30% пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Московская железная дорога обслуживает 13 субъектов Российской Федерации, в том числе 9 полностью (Москва, Московская, Тульская, Орловская, Курская, Рязанская, Смоленская, Калужская, Брянская области) и 4 частично – (Владимирская, Белгородская, Липецкая области и республика Мордовия), в которых проживает около 30 млн. жителей – почти пятая часть населения страны.
Московская железная дорога – это 13 тыс. километров путей. Характерная особенность дороги – ее разветвленность. В самом напряженном регионе – Московском железнодорожном узле – сходится 11 радиальных направлений, которые связаны между собой Малым кольцом (54 км), Большим окружным кольцом (558 км) и многочисленными рокадными линиями. Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога компании.
С 2003 г. дорога является филиалом крупнейшей транспортной компании ОАО "Российские железные дороги".
Рис. 5.15. Схема Московской железной дороги
Октябрьская железная дорога(10193 км) объединяет северо – западные участки европейской части России. В её ведении находится Санкт-Петербургский узел, территории Мурманской, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Тверской областей, республики Карелия, а также части Московской области. Управление дороги находится в Санкт-Петербурге. В сеть Октябрьской железной дороги входит дорога «Санкт-Петербург – Москва» - фактически первая железнодорожная магистраль (649,7 км), построенная в России. Указ о строительстве этой магистрали был подписан 1 февраля 1842г. царём Николаем I. После начала эксплуатации в 1851 году эта дорога стала называться Николаевской. Сейчас скоростной поезд «Сапсан» преодолевает расстояние между Санкт-Петербургом и Москвой за 4 часа.
Октябрьская железная дорога-одна из крупнейших железных дорог Российской Федерации, имеет эксплуатационную длину — 10 363,9 км и обслуживает территорию с населением более 25 млн. человек.
Рис. 5.16. Схема Октябрьской железной дороги
Калининградская железная дорога(618 км)организована в соответствии с постановлением Совета Министров РФ от 15.04.1992 года. Она была выделена из состава Прибалтийской железной дороги и пролегает по Калининградской области. Управление находится в Калининграде.
Особенностью Калининградской железной дороги является то, что она не соединяется непосредственно с национальной железнодорожной сетью страны, так как после распада СССР Калининградская область превратилась в анклав. В связи с этим возникли определённые трудности, связанные с пересечением границ иностранных государств (Польши, Литвы, Белоруссии), поскольку перевозка железнодорожным транспортом в этом случае стала иметь статус международной.
Перевозки осуществляются через сопредельные государства Литву по двум сухопутным пограничным переходам (Нестеров-Кибартай, Советск-Пагегяй) и с Польшей по трем пограничным переходам (Мамоново- Бранево, Багратионовск-Бартошице, Железнодорожный-Скандава). По своей специфике дорога является выгрузочной - объем переработки экспортно-импортных грузов от общего грузооборота составляет 85%.
Магистраль осуществляет тесное взаимодействие с портами, обслуживая 2 морских порта (торговый и рыбный) и 1 речной, 6 терминалов по перевалке нефтепродуктов и 2 терминала по перевалке зерновых грузов.
Калининградский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания, структурное подразделение ТЦФТО филиала ОАО "РЖД", работает с 800 грузоотправителями и грузополучателями.
Рис. 5.17. Схема Калининградской железной дороги
Северная железная дорога(5955 км) пролегает по территориям Архангельской области, Республике Коми, Вологодской, Ярославской, Костромской и Ивановской областей. Управление дороги находится в Ярославле (рис. 5.18.).
Северная железная дорога взаимодействует с морским, речным и автомобильным транспортом, с беломорскими портами, Северным морским пароходством, речными портами Волги, Северной Двины, Печёры, Оби (рис. 5.19.).
Горьковская железная дорога(5346 км) пролегает по территориям Кировской, Владимирской, Нижегородской областей, Республики Марий Эл, Чу- вашской Республики, Удмурдской Республики и частично Республики Та-тарстан. Управление дороги находится в Нижнем Новгороде (рис. 5.20.).
Юго-Восточная железная дорога(4238 км) охватывает территории, расположенные в Липецкой, Тамбовской, Белгородской и Воронежской областях. Управление дороги находится в Воронеже (рис. 5.21.).
Куйбышевская железная дорога(4572 км) проходит по территориям Республики Татарстан, Республики Мордовия, Пензенской, Ульяновской, Самарской областей и Республики Башкортостан. Управление дороги находится в Самаре (рис. 5.22.).
Рис. 5.18. Схема Северной железной дороги
Рис. 5.19. Схема Северного широтного хода
Рис. 5.20. Схема Горьковской железной дороги
Рис. 5.21. Схема Юго-Восточной железной дороги
Куйбышевская железная дорога – крупнейшая магистраль, соединяющая запад и центр страны с важнейшими экономическими районами Урала, Сибири и с государствами Средней Азии.
Дорога образована из Самаро-Златоустовской железной дороги, ряда участков Московско-Казанской железной дороги и бывшей Сызрано-Вяземской железной дороги. В 1936 году дорога была названа в честь В. В. Куйбышева. До 15 мая 1953 года называлась железной дорогой имени В. В. Куйбышева. Общая протяжённость путей — 11 502,5 км, в том числе главных 7 234,8 км..
Дорога обслуживает крупнейшие автомобильные заводы в Ульяновске, Набережных Челнах и Тольятти. Кроме того в регионе дороги находятся крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, заводы химической промышленности и оборонные предприятия.
Рис. 5.22. Схема Куйбышевской железной дороги
Северо-Кавказская железная дорога(6358 км) обслуживает Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Калмыкия, Республику Северная Осетия, Республику Ингушетия, Чеченскую Республику и Республику Дагестан.
Управление дороги находится в Ростове-на-Дону.
Особое значение Северо-Кавказской железной дороги обусловлено тем, что она обеспечивает громадный пассажиропоток к местам летнего отдыха Чёрного и Азовского морей. Кроме того, она осуществляет связь с морскими грузовыми портами Новороссийск, Туапсе, Ейск, Таганрог, Махачкала, речными портами, расположенными на Дону, Северном Донце и Кубани.
Эксплуатационная длина дороги составляет 6311,4 км, численность сотрудников — 60 567 человек, число станций — 403 (из них на 281 производятся грузовые операции).
Северо-Кавказская железная дорога выполняет очень важную транспортную задачу, обеспечивая выход грузопотоков на Российские черноморские порты: Туапсе, Новороссийск.
Важную роль для всей России в летний и осенний сезон играют пассажирские перевозки, осуществляемые дорогой к таким курортам, как Сочи, Туапсе, Анапа, Кисловодск, Ейск, Горячий Ключ.
Рис. 5.23. Схема Северо-Кавказской железной дороги
Крымская железная дорогав ранге федерального государственного предприятия (ФГУП), образована в марте 2014 года после присоединения республики Крым к России.
Состоит из нескольких участков:
1. Солёное Озеро-Севастополь;
2. Остряково- Евпатория;
3. Владиславовка — Керчь;
4. Джанкой — Армянск.
Территориальным предшественником современной Крымской железной дороги являлась Крымская дирекция Приднепровской железной дороги. До 15 марта 2014 года дирекция подчинялась Приднепровской железной дороге, после чего было достигнуто соглашение о её переподчинении Совмину автономной республики Крым.
26 марта 2014 года постановлением Государственного совета Республики Крым образовано государственное предприятие «Крымская железная дорога» на базе предприятий железнодорожного транспорта, находящихся на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым отошла большая часть переставшей существовать Крымской дирекции. В ходе событий весны 2014 года из Крыма на материковую Украину вывезена вся новая железнодорожная техника, в том числе электровозы ЧС7, путевые машины и вагоны новых серий. Участки бывшей Крымской дирекции, оставшиеся на территории Херсонской и незначительной частью Запорожской областей Украины, были переданы Запорожской дирекции.
В первое время на составах поездов дальнего следования, переподчинённых Крымской железной дороге, были закрашены герб Украины и логотип «Укрзализныцы», замененные гербом Республики Крым и аббревиатурой «КЖД», но сине-жёлтая цветовая гамма оформления сохранялась. Также на пассажирских вагонах был изменён код приписки с 045 и 046 на 085.
Состояние инфраструктуры и подвижного состава дороги на момент её образования было плохим. В середине октября 2014 года специалисты РЖД и Госжелдорнадзора провели обследование КрымЖД и пришли к выводу, что верхнее строение путей и стрелочные переводы находятся в неудовлетворительном состоянии. В результате, на некоторых участках скорость движения поездов было рекомендовано снизить до 40, 25, а местами и до 10 км/ч.
С 26 декабря 2014 года по инициативе украинской стороны прекращено грузовое, а с 27 декабря-пассажирское сообщение с Крымом со стороны Украины.
В 2014 году погрузка составила 3,9 млн т, что на 41,5 % меньше, чем в 2013 году, выгрузка сократилась на 21,8 %.
В составе дороги находятся три локомотивных депо: Симферополь, Джанкой, Керчь; вагонное депо в Джанкое, два пассажирских депо с ремонтной базой, одно моторвагонное депо в Симферополе, дистанции пути, сигнализации и связи, электрификации. Отсутствует собственная путевая машинная станция (ПМС) для капитального ремонта пути. До 2014 года станции дирекции работали преимущественно на выгрузку, обеспечивая основную долю годовой перевалки портов Крыма, в 2013 году составлявшую 11 млн. тонн. Основная погрузка — вывоз флюсов с Балаклавского карьерного управления.
Из Крыма осуществляется пассажирское сообщение с Москвой, Воронежем, Ростовом-на-Дону по интермодальной схеме «поезд+паром+поезд».
В ноябре 2014 года возобновлено железнодорожное грузовое паромное сообщение через Керченский пролив.
Согласно «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года», подготовленной Минтрансом РФ в 2014 году, на развитие железнодорожной инфраструктуры Крымского федерального округа предполагается выделить 135,4 миллиарда рублей. Предусматривается строительство новой железнодорожной линии Пролётная — Керчь и ряда новых железнодорожных станций, в том числе и крупных, модернизация линии от Джанкоя до Феодосии и Керчи протяженностью около 207 километров, планируется перевод всех железнодорожных линий Крымского полуострова на переменный ток 25 кВ.
1 мая 2014 года было создано совместное предприятие («ГК Автодор» и ОАО «Российские железные дороги») ООО «Керченский мостовой переход», которое приступило к строительству железнодорожно-автомобильного моста Тамань-Керчь через Керченский пролив, протяжённостью 19 км. Срок строительства-3 года. Это предполагает реконструкцию железнодорожного хода Керчь-Армянск со строительством вторых главных путей и электрификацией. Также планируется полное обновление подвижного состава КЖД.
Рис. 5.24. Схема Крымской железной дороги
Приволжская железная дорога(4191 км) пролегает по территориям Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей. Управление дороги находится в Саратове. Дорога связывает между собой промышленные города , расположенные в низовьях Волги, с центром России, Сибирью, странами Средней Азии и с Украиной (Рис. 5.25.).
Свердловская железная дорога (7126 км) проходит по территориям Пермского края, Тюменской, Свердловской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Управление дороги находится в Екатеринбурге.
Особая роль дороги заключается в том, что к ней примыкает сеть подъездных путей промышленного транспорта, обслуживающего такие важные отрасли промышленности, как горнорудная, каменноугольная, металлургическая, деревообрабатывающая, машиностроительная. Дорога обеспечивает пропуск поездов из центральных и северо-западных районов России в Сибирь, на Дальний Восток, в Казахстан (Рис. 5.26.).
Она обладает собственной мощной базой грузовых вагонов, обеспечивая 9,5 % объема сетевой погрузки и выгрузки. Свердловская магистраль обслуживает около 1500 подъездных путей. Эксплуатационная длина 7152,2 км, развернутая длина-13 852,5 км.
Рис. 5.25. Схема Приволжской железной дороги
Южно-Уральская железная дорога(4807 км) обслуживает Челябинскую, Оренбургскую и Курганскую области. Управление дороги находится в Челябинске. Дорога включает старейшие участки железнодорожной сети, движение по которым началось ещё в 60-80-е годы XIX века.
Западно-Сибирская железная дорога(5863 км) пролегает по территориям Омской, Тюменской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края. Управление дороги находится в Новосибирске. Западно-Сибирская железная дорога является частью Транссибирской магистрали.
5 мая 1892 года Комитет Министров России вынес решение о начале строительства Западно-Сибирской железной дороги как продолжение Златоустовско-Челябинской дороги. 20 июля 1892 года начато строительство дороги на участке Омск-Кривощёково, а 1 сентября 1895 года открыто движение на этом участке. 5 апреля 1897года сдан в эксплуатацию мост через р.Обь .
9 мая 1961 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 406 от 06.05.1961 г. Омская и Томская железные дороги объединены в Западно-Сибирскую железную дорогу.1 октября 2003 года дорога стала филиалом ОАО «Российские железные дороги».
Рис. 5.26. Схема Свердловской железной дороги
Рис. 5.27. Схема Южно-Уральской железной дороги
Красноярская железная дорога (3160 км) проходит по югу Красноярского края и по территории Республики Хакасия. Она является основной транспортной линией, связывающей западные районы Сибири и Кузбасса с Восточной Сибирью и Дальним Востоком. Управление дороги находится в Красноярске. Она является частью Транссибирской магистрали (Рис. 5.28).
Дорога является основной транзитной линией, находится в середине Транссиба. Большая часть дороги проходит по территории Красноярского края и Республики Хакасия, небольшие участки дороги также расположены на территории Кемеровской и Иркутской областей. Структурные подразделения ОАО "Российские железные дороги" подчинены региональному центру корпоративного управления Красноярская железная дорога-филиалу ОАО РЖД.
Рис. 5.28. Схема Западно-Сибирской железной дороги
Восточно-Сибирская железная дорога (3820 км) обслуживает Иркутскую область, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Республику Бурятия. Управление дороги находится в Иркутске. Входит в состав Транссиба.
Достопримечательностью Восточно-Сибирской железной дороги является известная во всём мире Кругобайкальская железная дорога, построенная в начале XIX века по берегу озера Байкал. После строительства Ангарской ГЭС в 1956 году участок от Иркутска до Листвянки попал в зону затопления и был разобран. Тем не менее 89-километровый железнодорожный путь, включающий «Байкал – Маритуй – Култук – Слюдянка», в настоящее время и является Кругобайкальской железной дорогой. Это памятник инженерно-технического искусства, объявленный архитектурно – ландшафтным заповедником и находящийся под охраной государства (Рис. 5. 31).
Забайкальская железная дорога (3339 км) пролегает по территориям За-байкальского края, Амурской области и Агинского Бурятского автономного округа. Управление дороги находится в Чите. На востоке дорога граничит с железной дорогой КНР. Входит в состав Транссиба (Рис. 5.30.).
Рис. 5.29. Схема Красноярской железной дороги
Дальневосточная железная дорога(5986 км) пролегает по территориям Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краёв и Сахалинской области. Управление дороги находится в Хабаровске. Дорога является замыкающим звеном Транссибирской магистрали.
Сахалинская железная дорога входит в состав Дальневосточной железной дороги (Приказ Президента ОАО РЖД от 1 октября 2010 г.) и проходит по территории Сахалинской области, пересекая остров Сахалин с севера на юг.
Железная дорога в порту Холмск соединяется паромной ж. д. переправой с портом Ванино, принадлежащим Дальневосточной железной дороге (рис. 5.33.).
Рис. 5.30. Схема Забайкальской железной дороги
Рис. 5.31. Схема Восточно-Сибирской железной дороги
Рис. 5.32. Схема Байкало-Амурской магистрали
Рис. 5.33. Схема Дальневосточной железной дороги
В перспективе возможно соединение Транссибирской и Транскорейской железнодорожных магистралей. Корейская сторона окрестила будущую магистраль как «Новый железнодорожный шёлковый путь».
Существует идея строительства тоннеля под Татарским проливом, который может соединить остров Сахалин с «Большой землёй». Кроме того, существует проект строительства моста или тоннеля, соединяющего Сахалинскую железную дорогу с железной дорогой самого северного японского острова Хоккайдо. В результате осуществления такого проекта может возникнуть прямое международное железнодорожное сообщение «Амстердам-Токио».
5.3.4. Организационно-производственные структуры предприятий железнодорожного транспорта
На примере «Западно - Сибирской железной дороги», филиала ОАО «Российские железные дороги», рассмотрим производственные структуры и организационные структуры управления предприятий железнодорожного транспор-та.
«Западно - Сибирская железная дорога» является филиалом открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Железная дорога выполняет функции регионального центра корпоративного управления.
Железная дорога руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, актами федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, иными нормативными актами, международными договорами Российской Федерации, внутренними документами ОАО "РЖД" и Положением о дороге.
Железная дорога не является юридическим лицом и осуществляет деятельность от имени ОАО "РЖД". Ответственность по обязательствам железной дороги несет ОАО "РЖД".
Для организации и ведения своей деятельности железная дорога открывает расчетный, валютный и иные счета ОАО "РЖД" в банках и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Железная дорога осуществляет хозяйственную деятельность, а также корпоративную и технологическую координацию работы подразделений функциональных филиалов и иных структурных подразделений ОАО "РЖД" и подразделений дочерних и зависимых обществ (ДЗО) ОАО "РЖД" в соответствии с соглашениями о взаимодействии - в целях достижения годовых, среднесрочных и долгосрочных целевых параметров ОАО "РЖД".
Основными задачами железной дороги в сфере хозяйственной деятельности являются:
- своевременное и качественное обеспечение во взаимодействии с другими организациями потребностей государств