Анализ тенденций развития информационных систем хозяйств железнодорожного транспорта.
Новый этап информатизации на российских железных дорогах. Информационно-аналитические корпоративные системы управления перевозками. Современные системы диспетчерского управления. Создание современной информационной среды железнодорожного транспорта. Электронный документооборот перевозочного процесса.
На долю железных дорог России приходится 80% грузооборота и около половины пассажирооборота во внутренних перевозках. Это предъявляет высокий уровень требований к эффективности управления на базе информатизации. В настоящее время сформулированы принципы и начат процесс построения корпоративной аналитико-управляющей системы, где в едином комплексе будут функционировать оперативные модели перевозочного процесса, аналитическая система на базе информационных хранилищ и модели автоматизированного управления потоками. Создается сеть ЦУПов – интегрированная система мониторинга перевозочного процесса и диспетчерского управления на уровне ОАО «РЖД» и дорог. В основе – система серверов баз данных и приложений, обеспечивающих доступ к оперативной модели перевозочного процесса сети и дорог.
Внедряется пусковой комплекс Центра ситуационного управления. Центр агрегирует информацию о состоянии отрасли и ее внешней среде. На основе информационных хранилищ и аналитической обработки данных формируются перечни вариантов для лиц, принимающих решения. Обеспечивается мониторинг состояния, и выявляются тенденции процессов. Тем самым будет выполняться раннее предупреждение о неблагоприятных ситуациях и прогнозирование показателей. Так строится система поддержки принятия оперативных и стратегических решений – система ситуационного управления отраслью.
Новые условия работы отрасли на рынке перевозок заставляют по-новому взглянуть на задачи автоматизации управления, функции которого усложнились. Новая цель управления – обеспечение надежных и эффективных транспортных связей. Эта цель предполагает: снижение стыковых потерь; сокращение простоев транспорта, а также оборудования поставщиков и потребителей; минимизацию затрат на перевозки; оптимальное согласование ритмов работы поставщиков, потребителей и транспорта.
Общая схема построения автоматизированных систем отрасли такова – идет переход от создания ИС к управляющим системам. В новую концепцию АСУ, наряду с информационной компонентой, собирающей информацию о перевозочном процессе, включена управляющая подсистема, которая формирует управляющие воздействия на объекты транспорта. При этом она оптимизирует управление потоками грузов в интересах клиентов. В целом создание подобных аналитико-управляющих систем представляет собой новый этап программы информатизации и определяет глобальную схему интеграции целого ряда отраслевых автоматизированных систем.
Таким образом, основная задача информатизации сегодня – на базе развитой инфраструктуры обеспечить интеграцию всех ИС, создать действительно единую информационную среду, в которой будут функционировать системы автоматизированного управления разного уровня. Именно такая интеграция нужна сегодня (в связи с перераспределением управляющих функций между подразделениями дороги, переходом на новые принципы работы с пользователями услуг ж.д. транспорта и т.п.). И, наконец, главное – действующие системы ориентированны на технологию управления перевозками, существовавшую ранее 90-х годов. В настоящее время требуется коренное изменение всех технологий. На поддержку необходимых изменений и должно быть направлено внедрение ИС нового поколения.
Для обеспечения единства управления перевозочным процессом сверху донизу при соблюдении условий заказа на перевозки и минимальных затрат на их выполнение в рамках программы оптимизации эксплуатационной работы создаются комплексы систем сквозных информационно-управляющих и аналитических технологий. Они направлены от Центра управления перевозками ОАО «РЖД» через дорожные центры и сеть центров управления местной работой непосредственно к рабочим местам линейных районов и устройствам железнодорожной автоматики, исполняющим те или иные операции перевозочного процесса.
Реализация на этой основе задач информатизации технологических операций перевозочного процесса обеспечивает формирование единой модели этого процесса и создает условия для внедрения безбумажной технологии перевозок. К этому обязывает курс на создание транспортных коридоров, информационно-логистических центров, интеграция смежных видов транспорта в единый транспортный конвейер и необходимость ускорения доставки грузов не только от отправителя до получателя, а также от производителя до потребителя.
Особенно это актуально в современных условиях, когда на дорогах осуществляется поэтапное совершенствование системы организации эксплуатационной работы. В едином технологическом процессе участвуют дорожные центры диспетчерского управления перевозками, отделения дорог и крупные технологические станции, технологически увязанные с малыми станциями. Для реализации этих условий необходимо разработать и внедрить ИС, основными целями которой являются: контроль за зарождением вагонов с грузами на станциях погрузки; прогноз подхода вагонов с грузами к станциям назначения и клиентам (углубленный и корректируемый по мере приближения вагонов к станции назначения); планирование и ускоренная обработка местных вагонов; четкое взаимодействие железнодорожного транспорта и клиентуры; эффективное использование технических средств (подвижного состава, грузовых фронтов, погрузочно-разгрузочных средств, автотранспорта) и трудовых ресурсов.
Информационная система должна быть взаимно увязана: по планированию и обеспечению погрузки – с системой фирменного транспортного обслуживания; технологическому взаимодействию и делегированию экономической ответственности за выполнение функций – с дорожными центрами управления движением поездов; технологическому взаимодействию – с диспетчерскими смежных видов транспорта и клиентурой, а также с диспетчерскими службами стран СНГ по планированию и организации передачи вагонов по пограничным переходам.
На сети железных дорог России широко внедряются автоматизированные центры диспетчерского управления и центры управления перевозками в регионе, основанные на системах диспетчерской централизации (ДЦ). Традиционно системы ДЦ выполнялись как обычные устройства телемеханики, не выполняющие логических или управленческих функций, а лишь связывающие пульт и табло поездного диспетчера с устройствами электрической централизации на станции.
В последнее время стал вопрос о передаче на станции ответственных команд по каналам ДЦ. Это привело к разработке компьютерных ДЦ, отличающихся аппаратным составом и программным обеспечением. Эти устройства обладают меньшими габаритами и энергоемкостью, более надежны, позволяют реализовать ряд новых функциональных возможностей на программном уровне.
При этом, как правило, обеспечивается автоматизированное ведение графика движения поездов и приложений к нему, предусматривается возможность автоматизированного задания маршрутов следования поездов, выдачи справочной информации. В некоторых системах предусматривается возможность прогнозирования поездной ситуации и автоматической разработки графика движения поездов.
Для повышения надежности каналов передачи информации предусматривается их кольцевая структура с основным и резервным каналом связи. Важным вопросом является применение локальных сетей передачи информации между отдельным структурными и функциональными частями системы диспетчерского управления. Локальная сеть стала неотъемлемой частью управляющей инфраструктуры любой организации, поддерживая необходимые информационные потоки и создание общей базы данных. Учитывая специфику работы ДЦ и необходимость обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов, особое внимание уделяется и его информационное обеспечение. Локальная вычислительная сеть (ЛВС) выполняет важную функцию по обмену информацией между АРМами диспетчерского персонала, руководителями служб и оперативными работниками.
Единая информационная среда транспортного комплекса обеспечивает равноправный доступ к информации как операторов перевозок, так и их клиентов, что создает необходимые предпосылки для здоровой конкуренции на рынке транспортных услуг. Взаимоувязанная информационная среда является необходимым условием и для эффективной работы логистических центров, которые создаются на базе инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Построенная цифровая телекоммуникационная сеть ОАО «РЖД» в достаточной степени обеспечивает производственные и технологические потребности дорог. В настоящее время решается вопрос организации сети железнодорожного транспорта с сетями общего использования, ведомственными и корпоративными сетями других операторов.
За последние годы создана мощная информационно-вычислительная структура отрасли. Создается централизованная система управления перевозками на базе главного центра, единых диспетчерских центров управления дорог и центров управления местной работой на уровне отделений. Тем не менее еще остается немало проблем. Это интеграция научных разработок, организация единого уровня оснащения сети, механизация внедрения технологий управления и др.
Задача сегодняшнего дня – консолидация усилий на внедрении новых программно-технологических разработок в АСУ грузовыми и пассажирскими перевозками, финансами и ресурсами.
В отрасли начат переход к электронному документообороту при взаимодействии с пользователями услуг железнодорожного транспорта. Система, предусматривающая введение электронной накладной, обеспечит электронное сопровождение грузовых отправок на всем пути следования, ускорив оформление перевозочных документов, повышая производительность труда и качество транспортного обслуживания.
В конце 80-х годов в МПС была создана Автоматизированная информационная система организации перевозок грузов по безбумажной технологии с использованием электронной накладной. Она автоматизирует документооборот между участниками перевозочного процесса за счет использования электронных документов-сообщений при выполнении таких операций, как оформление договора перевозки, переадресовка груза, перегрузка, пересечение границы. Также на основе информации из этих документов ИС ведет «электронное транспортное дело» по грузовым отправлениям, базу данных, работающую в реальном масштабе времени и хранящую информацию о производимых с отправлениями в пути следования технологических операциях.
Однако данная ИС обладает рядом недостатков. Она не поддерживает современные технологии обработки данных, поэтому прикладным программам невозможно получить от нее информацию стандартными средствами, например, SQL-запросами. Также с помощью данной системы грузоотправитель не может выяснить местоположение груза во время перевозки. В ИС не реализована электронная цифровая подпись, которая согласно современному законодательству является обязательным атрибутом электронных документов. Решить эти проблемы можно, обратившись к промышленным системам электронного документооборота.