Информационная система железнодорожного транспорта (ИСЖТ)
Недостатки АСУ железнодорожным транспортом (АСУЖТ). Современные задачи, стоящие перед отраслью. Функциональная структура ИСЖТ как совокупность четырех комплексов информационных технологий (КИТ1÷КИТ4). Базовые функции КИТов и основные внешние информационные связи между ними. Интеграция автоматизированных комплексов и систем в новые информационные технологии. Решения по архитектуре баз данных и знаний ИСЖТ. Архитектура системотехнической платформы ИС нового поколения. Конфигурационное управление в информационной системе. Методология создания и экономическая оценка информационной системы железнодорожного транспорта.
Железнодорожный транспорт, являясь одной из ключевых отраслей, объединяет всю производственную сферу и в силу этого должен иметь информационную систему, адекватную его роли. Функционирующая в настоящее время автоматизированная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ) потенциально была определена Генеральной схемой развития более двадцати лет тому назад. В то время еще не существовало ни системных, ни инструментальных средств, информационно обеспечивающих решение поставленных перед отраслью задач.
В табл. 1 приведены результаты анализа некоторых наиболее существенных проблем управления железнодорожным транспортом и возможные варианты их решения современными методами информатизации.
Таблица 1
Недостатки управления и варианты их устранения
Недостатки управления | Недостатки АСУЖТ | Варианты решения |
Сложность принятия комплексных управленческих решений | Отсутствие аппарата оценки предлагаемых решений | Моделирование вычислительными средствами предлагаемых решений |
Несвоевременное получение оперативной информации | Отсутствие необходимых динамических моделей и СУБД | Создание динамических моделей и систем реального времени |
Отсутствие механизма оценки железнодорожных перевозок на рынке транспортных услуг | Отсутствие системы оперативного реагирования на колебания рынка | Создание комплекса информационных технологий по управлению рынком |
Трудности взаиморасчетов с клиентами | Отсутствие механизма оценки финансового состояния клиента | Создание комплексной информационной системы доходов |
Ограниченный доступ к информации при принятии комплексного решения | Автономные АСУ по хозяйствам железнодорожного транспорта | Создание взаимоувязанных комплексов информационных технологий |
Одобренная 28 февраля 1996 г. расширенным заседанием коллегии МПС РФ «Концепция информатизации железнодорожного транспорта России на 1996-2005 годы» положила начало разработке информационной системы, отвечающей современным требованиям.
В настоящее время перед железнодорожным транспортом стоят следующие задачи:
- последовательность каких мер необходима для повышения конкурентоспособности на рынке транспортных услуг;
- как обеспечить высокий уровень обслуживания клиентов и пассажиров, при одновременном сохранении на максимально возможном уровне объемов грузовых и пассажирских перевозок;
- каковы возможности увеличения размеров прибыли отрасли с заданной структурой управления;
- в каком направлении оптимизировать структуру управления отраслью в условиях рыночной экономики.
Главная цель информационной системы железнодорожного транспорта (ИСЖТ) – обеспечить решения этих и других подобных вопросов. Информационная система нового поколения представлена в виде укрупненной двухуровневой структуры, обеспечивающей решение основных задач и реализацию функций информатизации.
Первый уровеньреализуется в прикладных комплексах информационных технологий управления перевозочным процессом, маркетингом, экономикой и финансами, инфраструктурой транспорта, непроизводственной сферой.
Во второй уровень входят информационная среда и инфраструктура информатизации. Этот уровень является обеспечивающим и на нем базируется первый.
Архитектура ИС также является двухуровневой. Ее представляют: с одной стороны – организационные структуры Главного вычислительного центра (ГВЦ), информационно-вычислительные центры дорог (ИВЦ), подразделения дорожного уровня и линейных предприятий транспорта; с другой – средства вычислительной техники, коммуникаций и программных систем обработки информации, применяемые в указанных функциональных структурах.
Разработанная функциональная структура ИС железнодорожного транспорта рассматривается как совокупность четырех комплексов информационных технологий (КИТ1÷КИТ4).
Комплекс информационных технологий управления перевозочным процессом (КИТ1). Представлен базовыми функциями по грузовым и пассажирским перевозкам.
Комплекс информационных технологий управления маркетингом, экономикой и финансами (КИТ2). Данные задачи в АСУЖТ оказались наименее разработанными, что создало определенные проблемы выделения базовых функций и формирования описаний. Информационные технологии КИТ2 ориентированны на формирование заказов и планирование перевозок, увеличение доходов, укрепление конъюнктурного положения за счет сохранения и увеличения доли железных дорог на транспортном рынке страны, на стабильное обеспечение денежных и платежных ресурсов, минимизацию затрат, связанных с выполнением эксплуатационных и ремонтных программ и т.п.
Комплекс информационных технологий управления инфрастуктурой железнодорожного транспорта (КИТ3). Инфраструктура представлена как совокупность хозяйств, обеспечивающих с помощью основных технических средств перевозки грузов и пассажиров. В каждом хозяйстве, как правило, решается большое количество крупных и мелких разнородных задач, в связи с чем их эксплуатационные функции выделены в самостоятельные бизнес-процессы. Эти технологии информационно обеспечивают деятельность по управлению эксплуатационной работой и развитию хозяйств пути сооружений, СЦБ и связи, электроснабжения, локомотивного, вагонного, пассажирского и хозяйства гражданских сооружений, работой в чрезвычайных условиях, управлению экологией, железнодорожной промышленностью, материально-техническим снабжением, ресурсами инфраструктуры и проч. Все множество реализуемых с их помощью технологических процессов сведено к двум основным циклам: внешнему, реализующему обеспечение перевозочного процесса перевозочными ресурсами, и внутреннему - обеспечивающему техническое состояние объектов инфраструктуры, требуемое для выполнения перевозочного процесса.
Комплекс информационных технологий управления непроизводственной сферой железнодорожного транспорта (КИТ4). Основой структуризации системы управления и множества объектов непроизводственной сферы является установка на повышение эффективности кадровой и социальной политики на базе четкого закрепления функций за руководителями и исполнителями. Данный комплекс представлен следующими основными функциями управления: учебными заведениями, персоналом, жилищно-коммунальным хозяйством, рабочим снабжением, здравоохранением и научно-технической информацией.
Функциональная структура ИС отображает технологические процессы на транспорте, представленные в виде трехуровневых, связанных между собой, бизнес-процессов сетевого, дорожного и линейного уровней управления. Информационные технологии взаимодействуют как внутри комплексов, так и между ними.
Поскольку функциональные модели, выполненные с помощью современных средств системного анализа и CASE-технологий, непосредственно отображают основные виды деятельности, то сформированная на их основе архитектура информационной среды, включая базы данных, комплексы технических средств и коммуникаций ИС отвечает целям и задачам отрасли.
Основой обеспечения содержательного и концептуально единства ИС выступают базы данных и знаний, главной составляющей которых является описание реализуемых информационных технологий, формализованные во внутримашинном представлении. Архитектура информационной среды предусматривает ведение распределенных баз данных, построенных в двух-трехзвенной клиент-серверной архитектуре и реализованных с применением реляционных систем управления базами данных для каждого комплекса информационных технологий.
Для применения на верхнем уровне ИС, объединяющем ГВЦ и ИВЦ дорог выбраны известные и апробированные СУБД DB2 и Oracle. Средствами первой из них реализуются базовые прикладные системы КИТ1 и КИТ3, средствами второй – КИТ2 и КИТ4. Сделанный выбор и распределение обусловлены требованиями эволюционного перехода от АСУЖТ к ИСЖТ, характером решаемых задач, а также необходимостью обеспечения методического единства реализаций подсистем по КИТам.
Архитектура баз данных имеет иерархическую двухуровневую организацию, исходя из необходимости обеспечения деятельности центрального аппарата отрасли и управлений дорог (верхний уровень), а также предприятий транспорта (линейный уровень). Архитектура систем взаимодействия баз данных и прикладных систем КИТов определяется стандартом создания и функционирования среды распределенной обработки и приложений (стандарт DCE).
Наиболее полно основным общесистемным требованиям, обеспечивающим переход от автономных к интегрированным комплексам информационных технологий, удовлетворяет архитектура системотехнической платформы, представляющая:
- вычислительные и телекоммуникационные средства (техника и системное прикладное обеспечение);
- распределенную вычислительную среду (DCE, MQ Series), обеспечивающую создание единой территориально распределенной и безопасной вычислительной системы;
- основные системы обеспечения: безопасности, управления вычислительными ресурсами, конфигурации и архивации.
Для реализации процессов жизненного цикла ИС предусмотрено создание системы конфигурационного управления, обеспечивающей организационно-методические мероприятия, документацию и средства автоматизации управления развитием и сопровождением. Система учитывает централизованную структуру отрасли и увязана с ее финансовой и технической политикой. Наличие региональных особенностей, территориальная удаленность ИВЦ дорог и линейных предприятий предполагает разнесение процесса планирования по уровням организационной иерархии в соответствии со структурой органов управления железнодорожным транспортом и транспортных предприятий негосударственных форм собственности.
Методология создания ИС обеспечивает реализацию всех стадий проектирования и создания – от разработки требований и технического задания по подсистемам до их реализации, интеграции, внедрения, управления сопровождением и развитием. Основу методологии составляют: архитектурная концепция, модульный подход, технология создания открытых систем и приложений.
Архитектурная концепция проектирования определяет базовые архитектуры ИС и их взаимосвязи, для которых должны формироваться и оцениваться технические и рабочие проектные решения. Ими являются следующие архитектуры: функциональная, системотехнической платформы, коммуникаций, информационной среды (баз данных), прикладного программного обеспечения и интеграции.
Модульный подход определяет процесс создания новой крупномасштабной ИСЖТ, который представляется как последовательный процесс создания и развития взаимосвязанных и согласованных модулей от предприятия до ИС в целом. Применение подхода обеспечивает
– простую и быструю процедуру разбиения системы на части и объединение частей в систему, что позволяет организовывать и вести согласованную разработку системы по частям и сборку частей в единое целое и сокращает затраты на разработку и сопровождение системы;
- решение проблемы размерности создаваемых информационных технологий на стадиях как системного, технического, рабочего проектирования и оценку эффективности принятых проектных решений до их реализации.
Технология создания открытых систем и приложений обеспечивает возможность работы в распределенных средах и в различных архитектурах, простоту переноса программного обеспечения при смене системотехнической платформы, СУБД, перенос приложений на различные платформы, включая мэйнфрэймы.
Созданная методология опирается на международные и отечественные стандарты, учитывает достижения современных информационных технологий.