Транспортная система страны и место в ней железнодорожного транспорта

Транспортная система страны представляет собой совокупность различных видов грузового и пассажирского транспорта, обслуживающего процессы производства, сферы материального обращения и перемещения людей.

Транспорт, обслуживающий непосредственно технологические процессы производства внутри предприятий называется внутрипроизводственным или промышленнымтранспортом.

Перемещения различных видов товарной продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, порождаемые территориальным разделением труда, выполняет транспорт сферы обращения, который называют магистральным транспортом общего пользования. К нему относятся все универсальные виды транспорта - железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный (речной), авиационный (воздушный), а также специальный транспорт - трубопроводный (нефте- и газопроводы) и высоковольтные линии электропередач (ВЛЭП).

Перевозки пассажиров осуществляют универсальные виды транспорта, а также городской транспорт (автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, метрополитен). В пассажирских перевозках значительное место занимает личный транспорт граждан.

В структуре промышленного транспорта используются как универсальные (железнодорожный, автомобильный), так и специализированные виды транспорта (гидро - и пневмопроводы, конвейерные линии, канатные дороги, автокары и др.).

К новым развивающимся видам транспорта относятся монорельсовый транспорт и транспорт на магнитной подушке, электромобили, экранолеты, космический, которые могут осуществлять перевозки как пассажиров, так и грузов.

Российская Федерация располагает всеми видами современного транспорта. Транспортная система России играет ключевую роль в социально-экономическом развитии страны. Учитывая огромную территорию страны, площадью более 17 тыс. кв. км, надежное транспортное обслуживание потребителей транспортных услуг с минимально-возможными транспортными издержками на транспорт является одним из главных условий успешного функционирования экономики.

Место того или иного вида транспорта в народнохозяйственном комплексе и транспортной системе страны определяется его долей во внутреннем валовом продукте (ВВП), в основных производственных фондах, численности работников, объемах выполняемой перевозочной работы и другими показателями.

Все виды транспорта в современных условиях взаимодействуют и конкурируют друг с другом, предоставляя пользователям транспортные услуги различного объема и качества, исходя из своих технико-экономических особенностей и возможностей и образуя тем самым транспортный рынок. Труд работников транспорта является производительным трудом, создающим национальный доход и увеличивающим общественное богатство страны, измеряемое в стоимостной форме в виде ВВП. Удельный вес транспорта России в создаваемом годовом ВВП составляет около 9,7%. На транспорте работает свыше 4,5 млн. человек или примерно 7% общей численности работников производственной сферы. Стоимость основных производственных фондов транспорта равна нескольким трлн. рублей и составляет около 20% стоимости основных фондов страны.

Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 18-20%, а по некоторым грузам достигает 45-50 и более процентов. Расходы на транспорт занимают значительную долю в личном бюджете граждан нашей страны.

Исторически ведущим звеном в транспортной системе России является железнодорожный транспорт. Его доля в ВВП составляет 4,7%, в стоимости основных производственных фондов страны - 13%, в среднегодовой численности работников - 2,7%. Всего в отрасли работает 1,56 млн. человек, в т.ч. непосредственно занятых на перевозках - 1,22 млн. человек.

Эксплуатационная длина магистральных железных дорог России на 1.01.2009 г. составила 85,3 тыс. км. Это примерно 7% мировой железнодорожной сети. Однако железнодорожный транспорт России выполняет свыше 20% грузооборота и 15% пассажирооборота железных дорог всех стран мира. Во внутреннем грузообороте транспорта общего пользования удельный вес железных дорог составляет 42,8% (рис. 1.). Во внегородских пассажирских перевозках удельный вес железных дорог в 2008 году в пассажирообороте составил 39,1% (рис. 2.), а в объеме перевозок пассажиров в 2008 году - 38,0%.

Всеми видами транспорта (без учета личных автомобилей) в 2008 году было перевезено около 40 млрд. пассажиров из них автомобильным транспортом, включая автобусы, таксомоторы и служебный транспорт – 21 млрд. человек, т.е. 52,5%. Во внегородском сообщении доля автотранспорта составляет более 60%, в пассажирообороте – 38%. Перевозки гражданской авиацией занимают третье место – около 21% общего пассажирооборота.

 
  Транспортная система страны и место в ней железнодорожного транспорта - student2.ru

Транспортная система страны и место в ней железнодорожного транспорта - student2.ru Рис. 1. Структура грузооборота магистральных видов транспорта в 2008 году

Рис. 2. Структура пассажирооборота магистральных видов транспорта в 2008 году

Городским электротранспортом (трамваи, троллейбусы и метрополитены) перевезено примерно 18 млрд. пассажиров. Поэтому в общем объеме пассажирских перевозок доля железных дорог относительно невелика (5,9%).

Таблица 1

Структура грузооборота по видам транспорта, %*

 
Транспорт - всего
в том числе:                    
железнодорожный 40,0 32,9 37,7 38,0 39,0 39,5 39,7 40,6 42,6 42,8
автомобильный 5,2 4,2 4,2 4,2 4,0 4,0 4,2 4,1 4,2 4,3
трубопроводный 43,7 51,5 52,7 52,8 53,1 52,9 52,9 52,1 50,2 49,8
морской 8,2 8,8 3,4 2,8 2,0 1,5 1,3 1,3 1,3 1,7
внутренний водный 2,8 2,5 2,0 2,1 1,9 2,0 1,9 1,8 1,7 1,3
воздушный 0,0 0,0 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

* - по данным Росстата

Таким образом, из приведенных данных видно, что железнодорожный транспорт России по объемам транспортной работы занимает первое место при перевозках грузов и второе (после автотранспорта) по пассажирским перевозкам. Различия удельных весов видов транспорта по грузообороту и объемам перевозок связаны с различной величиной средней дальности перевозок на каждом из них. Так, средняя дальность перевозки грузов на железнодорожном транспорте в 2008 году составила 1615 км, на автомобильном – 27 км, на морском - 2230 км, на речном - 647 км, на нефтепроводном - 2273 км. Значительные различия также в средней дальности поездок пассажиров по видам транспорта.

В условиях рыночной экономики создаются объективные предпосылки оптимального распределения перевозок между видами транспорта на основе конкуренции и потребительских предпочтений пользователей с учетом технических, технологических, экономических и качественных характеристик предлагаемых транспортных услуг и условий перевозок. При этом происходит взаимное проникновение видов транспорта в ранее завоеванные сферы (ниши) транспортного рынка, как это произошло с перевозкой контейнеров, значительная часть которых ушла на автотранспорт, несмотря на более высокие автомобильные тарифы. Основную роль в данном случае сыграло качество транспортного обслуживания, возможность доставки контейнеров автотранспортом по схеме от двери до двери и часто с более высокой скоростью.

В связи с этим очевидно, что в современных условиях место того или иного транспорта в транспортной системе страны зависит не только от его производственных мощностей, но и от уровня организации работы, качества транспортного обслуживания, маркетинговой стратегии управления затратами и тарифами.

Централизованное управление перевозочным процессом, сложившееся на железнодорожном транспорте, позволяет обеспечивать его высокую экономическую эффективность. Себестоимость перевозок на железных дорогах одна из самых низких на транспорте (380 коп / 10 прив. т-км). Уровень производительности труда составляет 2760 тыс. прив. т-км на одного работника, что значительно выше, чем на автомобильном и воздушном транспорте.

Железные дороги несколько уступают другим видам транспорта по качеству транспортного обслуживания, что связано с техническими особенностями его работы, недостаточной разветвленностью рельсовой сети по территории страны, нехваткой современных транспортных средств, недостатками в организации перевозочного процесса и транспортного сервиса для клиентуры.

Наши рекомендации