Повышения квалификации преподавателей
Рабочая программа
повышения квалификации преподавателей, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа содержит требования к результатам и содержанию повышения квалификации преподавателей по подготовке водителей транспортных средств и является основой для разработки рабочих программ образовательными учреждениями, осуществляющими такое обучение.
Примерный учебный план и программа разработаны в соответствии с требованиями Федеральных законов «О безопасности дорожного движения» и «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).
Требования к результатам освоения Рабочей программы сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к преподавателю по подготовке водителей транспортных средств. В требованиях к результатам освоения Рабочей программы описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе освоения Рабочей программы, указываются усваиваемые знания, на базе которых формируются умения и приобретаются практические навыки ведения образовательного процесса.
Структура и содержание Рабочей программы представлены примерным учебным планом, который состоит из трех блоков: теоретического, технологического и профессионального, примерными тематическими планами по учебным предметам, примерными программами по учебным предметам.
В рабочем учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.
В рабочем тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по темам.
В рабочей программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом программы обучения преподавателей.
Требования к условиям реализации Рабочей программы представлены требованиями к организации учебного процесса, учебно-методическому и кадровому обеспечению, а также правами и обязанностями образовательных учреждений, осуществляющих обучение преподавателей.
Требования к организации учебного процесса:
Учебные группы создаются численностью до 30 человек.
Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями в соответствующей учетной документации.
Обучение включает теоретические, практические занятия и самостоятельную подготовку.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий – 1 академический час (45 минут).
Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса:
Для проведения занятий оборудуются специализированные кабинеты в соответствии с Примерным положением о порядке повышения квалификации педагогических работников, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств.
Перечень учебных материалов содержится в приложении № 1 к Рабочей программе.
Освоение Рабочей программы обучения преподавателей завершается обязательной итоговой аттестацией.
По предметам «Основы психологии», «Основы профессиональной педагогики», «Основы методики профессионального обучения» проводятся итоговые экзамены. На проведение каждого экзамена выделяется 1 час.
По предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы безопасного управления транспортными средствами», «Конструкция, устройство и эксплуатация транспортных средств», «Законодательные и нормативные акты, регламентирующие подготовку и переподготовку водителей транспортных средств» проводятся зачеты за счет времени отведенного на изучение предмета.
По предметам «Вождение транспортных средств» и «Проведение практических занятий» выставляется итоговая оценка по результатам занятий.
Освоение образовательной программы обучения преподавателей завершается обязательной итоговой аттестацией.
Проведение итоговой аттестации слушателей осуществляется специально создаваемой аттестационной комиссией, которая назначается приказом руководителя образовательного учреждения.
Слушателям, успешно окончившим курс обучения, выдается Свидетельство о прохождении обучения, действительное на всей территории Российской Федерации (форма свидетельства определяется самим образовательным учреждением, заверяется печатью).
Права и обязанности образовательного учреждения, осуществляющего подготовку преподавателей:
Образовательные учреждения, обязаны в своих рабочих программах предусмотреть выполнение содержания и объема Рабочей программы обучения преподавателей.
Образовательные учреждения, осуществляющие обучение преподавателей имеют право:
– привлекать для проведения занятий ученых, специалистов на условиях совместительства или почасовой оплаты труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– изменять последовательность изучения тем учебного предмета при условии выполнения программы учебного предмета;
– увеличивать количество часов, отведенных на изучение учебных предметов и тем;
– вводить дополнительные темы обучения.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения программы слушатель должен овладеть минимумом систематических знаний об основных психических процессах и свойствах личности, сущности учения, обучения и воспитания, организации, содержании, методах и приемах проведения занятий, контроле и оценке знаний учащихся, о законодательстве, обеспечивающим безопасность движения.
В результате освоения программы слушатель должен:
Уметь
· определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения;
· применять различные формы и методы обучения, учитывая психофизиологические особенности обучающихся различных возрастов;
· планировать проведение теоретических и практических занятий;
· формировать учебно-производственные задания;
· разрабатывать и проводить практические занятия по предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортными средствами», с учетом различных уровней подготовки обучаемых;
· отбирать и использовать в обучении соответствующие технологии и технические средства обучения;
· управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других, конструктивно разрешать межличностные конфликты;
· соблюдать режим труда и отдыха;
· совершенствовать свои навыки обучения;
· управлять транспортным средством соответствующей категории.
знать:
· сущность процессов обучения и воспитания, особенности содержания, планирования и организации педагогического процесса;
· формы и методы обучения;
· особенности профессионального обучения;
· методологические основы проведения групповых занятий;
· психологические основы совместимости людей;
· психологические основы безопасного управления транспортным средством
· психические процессы и состояния;
· психофизиологические особенности обучающихся различных возрастов;
· основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики и профессиональной автомобильной школы;
· состав, функции и возможности использования информационных технологий в профессиональной деятельности;
· Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
· перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
· основы безопасного управления транспортным средством в различных условиях движения;
· виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
· уровни риска при выборе границ безопасности и способы снижения завышенной самооценки;
· статистику ДТП, основные причины ДТП, количество погибших и пострадавших в них;
· методику приема экзаменов и зачетов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
№ пп | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
теоретические занятия | практические занятия | |||
1. | Общие представления о психологических и психофизиологических качествах человека и их роли в подготовке водителей транспортных средств | – | ||
2. | Базовые принципы и закономерности психологии обучения | 0.5 | – | |
3. | Основы эффективного педагогического общения при подготовке водителей транспортных средств | 0.5 | – | |
4. | Практикум по эффективному педагогическому общению | – | ||
Итого |
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
Тема 1. Общие представления о психологических и психофизиологических качествах человека и их роли в подготовке водителей транспортных средств.
Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роли в управлении транспортным средством. Свойства нервной системы и темперамент. Понятие о надежности водителя. Работоспособность. Факторы, влияющие на утомляемость водителя.
Понятие о надежности водителя. Личность водителя как основа психологической надежности водителя. Эмоции и воля в процессе управления транспортным средством. Основы управления эмоциями. Риск и принятие решений в процессе управления автотранспортным средством. Мотивация безопасного вождения и ее формирование в процессе подготовки водителей транспортных средств.
Тема 2. Базовые принципы и закономерности психологии обучения. Общая характеристика учебной деятельности будущего водителя. Обучаемость и ее характеристики. Самостоятельная работа обучающихся и основы ее организации. Усвоение знаний, ее основные характеристики. Понятие о навыках и закономерностях их формирования. Проблема переучивания. Роль психомоторики в приобретении двигательного навыка. Учебная мотивация и приемы ее формирования.
Тема 3. Основы эффективного педагогического общения при подготовке водителей транспортных средств.
Психологическая характеристика педагогической деятельности. Педагогические умения. Понятие о стиле педагогической деятельности. Личность педагога. Психологический анализ урока (теоретического или лабораторно-практического урока). Педагогическое общение. Понятие о барьерах педагогического общения. Условия эффективности педагогического общения в процессе подготовки водителей транспортных средств. Конфликты в педагогической деятельности и пути их преодоления.
Тема 4. Практикум по эффективному педагогическому общению.
Самоанализ педагогической деятельности и ее эффективности (на примере теоретического или практического урока). Психологическая диагностика стиля педагогической деятельности. Отработка приемов эффективного педагогического общения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
№ пп | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
теоретические занятия | практические занятия | |||
1. | Современная педагогическая наука ее взаимодействие с практикой | – | ||
2. | Основные понятия педагогики. Дидактика и принципы обучения | – | ||
3. | Формы и методы обучения | – | ||
4. | Воспитание в процессе обучения | – | ||
5. | Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя | |||
Итого | – |
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
Тема 1. Современная педагогическая наука ее взаимодействие с практикой.
Педагогика как наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Воспитание как общественная функция общества. Исторический и классовый характер воспитания, его проявления на современном этапе развития общества.
Предмет педагогики, ее основные категории (воспитание, обучение, образование, педагогический процесс), их взаимосвязь. Специфика использования педагогической наукой междисциплинарных понятий (личность, деятельность, общение, развитие, формирование). Система педагогических наук. Формы и типы связи педагогики с другими науками. Основные методологические положения современной педагогики. Философские законы, закономерности. Законы диалектики, их всеобщий характер. Теория познания. Системный подход как отражение всеобщей связи явлений.
Теория личности. Теория деятельности. Теория целостного педагогического процесса. Диалектика взаимодействия педагогической теории и практики. Задачи педагогической науки на современном этапе развития общества. Значение педагогической теории в профессиональной подготовке учителя. Структура курса педагогики.
Тема 2.Основные понятия педагогики. Дидактика и принципы обучения.Формы и методы обучения.
Педагогика как наука об обучении и воспитании. Понятие о профессиональной (производственной) педагогике. Дидактика – раздел педагогики, изучающий процессы и системы обучения. Основные принципы дидактики. Содержание обучения. Особенности профессионального обучения. Обучение взрослых. Педагогические знания, умения и навыки.
Тема 3. Формы и методы обучения.
Организация обучения. Урок как основная форма обучения. Психолого-педагогические требования к современному уроку. Основные элементы урока и дидактические требования к ним. Виды и организация проведения уроков. Познавательная деятельность учащихся. Понятие о методах обучения. Словесные, наглядные и практические методы обучения. Усвоение знаний. Словесные и наглядные методы, виды самостоятельных работ. Методы активного обучения (разбор конкретных ситуаций, дидактические игры и др.). Методические приемы в деятельности преподавателя. Развивающие методы обучения. Принципы развивающего обучения. Контроль и оценка усвоения знаний. Рейтинг, тестовый контроль. Понятие о средствах обучения. Наглядные пособия.
Содержание и цели производственного обучения. Обучение практическому вождению.
Тема 4. Воспитание в процессе обучения.
Цели и задачи воспитания при подготовке водителя. Воспитание дисциплинированности и ответственности. Воспитание средствами обучения. Роль личности мастера и педагогических навыков в воспитании.
Тема 5. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя.
Методологическая структура педагогической деятельности преподавателя. Педагогический акт как организационно-управленченская деятельность. Самосознание преподавателя. Структура способностей и педагогического мастерства. Педагогический процесс – объект деятельности преподавателя.
Стили педагогического общения. Уровни педагогического общения и их последствия. Этапы педагогического общения. Стили педагогического управления. Коммуникативные педагогические приемы, способствующие успешному общению. Профессионально важные качества необходимые педагогу для общения с аудиторией. Профессиональная этика и педагогический такт преподавателя. Педагогическое мастерство преподавателя.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
№ пп | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
теоретические занятия | практические занятия | |||
1. | Федеральный Закон РФ «О безопасности дорожного движения» | 0.5 | 0.5 | – |
2. | Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации... | – | ||
3. | Профессиональные стандарты водителей транспортных средств различных категорий | – | ||
4. | Уголовное, гражданское и административное законодательство в области дорожного движения | – | ||
Зачет | 0.5 | 0.5 | – | |
Итого | – |
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Тема 1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Общие положения.
Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения.
Требования к подготовке водителей транспортных средств.
Тема 2. Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации...
Общие положения. Обязанности водителей.
Применение дорожных знаков и дорожной разметки.
Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.
Регулирование дорожного движения. Проезд перекрестков.
Особые условия движения.
Требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств.
Тема 3. Профессиональные стандарты водителей транспортных средств различных категорий.
Профессиональная характеристика водителя.
Тема 4. Уголовное, гражданское и административное законодательство в области дорожного движения.
Уголовное законодательство в области дорожного движения.
Гражданское законодательство в области дородного движения. Возмещение причиненного вреда. Покупка, продажа транспортного средства. Право собственности и управления транспортным средством.
Административное законодательство в области дорожного движения. Административное правонарушение и административная ответственность. Административные наказания. Правила назначения административного наказания. Административные правонарушения в области дорожного движения. Полномочия в рассмотрении дел об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях. Порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ»
№ пп | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
теоретические занятия | практические занятия | |||
1. | Водитель. Профессиональная надежность водителя | – | ||
2. | Автомобиль. Эксплуатационные показатели транспортных средств | – | ||
3. | Среда. Дорожные условия и безопасность движения | – | ||
4. | Управление. Регулирование движения транспортного средства | – | ||
5. | Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе вождения транспортного средства | 0.5 | 0.5 | – |
Зачет | 0.5 | 0.5 | – | |
Итого | – |
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ»
Тема 1. Водитель. Профессиональная надежность водителя.
Зрение, слух и осязание – важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства (устойчивость (концентрация), переключение, объем и т.д.). Основные признаки потери внимания.
Причины отвлечения внимания.
Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством.
Психологические качества человека (импульсивность, склонность к риску, агрессивность и т.д.) и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения.
Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством.
Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.
Тема 2. Автомобиль. Эксплуатационные показатели транспортных средств.
Эксплуатационные свойства автомобиля. Механика движения транспортного средства. Силы, действующие на автомобиль. Взаимодействие колеса с дорожным покрытием. Активная безопасность автомобиля. Пассивная безопасность автомобиля. Управляемость автомобиля. Информативность автомобиля.
Тема 3. Среда. Дорожные условия и безопасность движения.
Классификация дорог. Основные элементы дорог и их характеристики. Опасные участки дорог. Дороги в осенней и весенний период. Дороги в зимний период. Ремонтируемые участки дорог. Атмосферные условия.
Тема 4. Управление. Регулирование движения транспортного средства.
Операции с органами управления. Регулирование тяговой силы с помощью педали подачи топлива. Регулирование тяговой силы с помощью коробки передач. Регулирование тормозной силы с помощью педали тормоза. Виды и способы торможения. Регулирование поперечной силы (заноса) с помощью рулевого колеса.
Разгон. Установившееся движение. Преодоление участков повышенного сопротивления. Движение на спуске. Замедление. Управление траекторией. Объезд препятствия. Поворот. Разворот.
Выбор скоростного режима. Выбор места и порядок обгона. Выбор места и порядок остановки или стоянки. Выбор места и порядок перестроения. Выбор места и порядок выполнения поворотов. Выбор места и порядок выполнения разворотов. Выбор места и порядок движения задним ходом. Выбор места и порядок расположения на проезжей части.
Тема 5. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе вождения транспортного средства.
Три основных зоны осмотра дороги впереди. Использование дальней зоны осмотра для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям. Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и задним ходом, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном. Осмотр обстановки на дороге. Способ отработки навыка осмотра контрольно-измерительных приборов. Алгоритм осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков.
Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки.
Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. Уровни допускаемого риска при выборе дистанции. Время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения. Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. Способы минимизации и разделения опасности. Принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«КОНСТРУКЦИЯ, УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
№ пп | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
теоретические занятия | практические занятия | |||
1. | Особенности устройства современных автомобилей | – | ||
2. | Двигатели современных автомобилей | – | ||
3. | Системы активной и пассивной безопасности автомобилей | – | ||
4. | Современные горюче-смазочные материалы | – | ||
Зачет | – | |||
Итого | – |
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
«КОНСТРУКЦИЯ, УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
Тема 1. Особенности устройства современных автомобилей.
Варианты компоновки современных автомобилей. Автоматические коробки передач с гидротрансформатором, с вариатором и роботизированные. Рулевое управление (устройство гидроусилителя (ГУР) и электроусилителя (ЭУР).
Тема 2. Силовые установки современных автомобилей.
Гибридная силовая установка. Турбонаддув. Системы впрыска топлива (основные принципы работы инжектора). Газобаллонное оборудование. Система зажигания впрыскового двигателя.
Тема 3. Системы активной и пассивной безопасности автомобилей.
Виды системы активной безопасности: антиблокировочная система(ABS), антипробуксовочная система (ASC), система помощи при торможении (BAS, BA), система помощи при спуске, система распределения тормозных сил (EBD), система самовыравнивания подвески (SLC), парктроник (PDS), электронная программа динамической стабилизации (или система курсовой устойчивости ESP). Их назначение и использование в движении.
Тема 4. Современные горюче-смазочные материалы.
Виды и классификация топлив. Моторные масла. Трансмиссионные масла. Консистентные смазки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
№ пп | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
теоретические занятия | практические занятия | |||
1. | Подготовка преподавателя к занятию | |||
2. | Методика проведения теоретических занятий | – | ||
3. | Методика проведения практических занятий по Правилам дорожного движения | – | ||
4. | Применение технических средств обучения и компьютерной техники в подготовке водителей | – | ||
5. | Практическое занятие по использованию компьютерных технологий | – | ||
Итого |
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
Тема 1. Подготовка преподавателя к занятиям.
Оснащение кабинетов по предметам «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств», «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортным средством».
Использование перспективно-тематического планирования. Подбор и подготовка учебно-наглядных пособий. Подготовка средств текущего контроля знаний, контрольных вопросов, заданий. Особенности подготовки учебно-материальной базы для проведения практических занятий.
Составление плана-конспекта урока.
Тема 2. Методика проведения теоретических занятий.
Изложение нового материала. Индивидуально-психологический подход к учащимся при изложении и закреплении материала. Использование учебно-наглядных пособий. Закрепление новых знаний. Текущий контроль и оценка знаний учащихся. Организация и проведение письменной контрольной работы (рубежный контроль). Применение контрольных заданий тестового типа.
Особенности проведения занятий по предметам: «Устройство и техническое обслуживание», «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортным средством».
Тема 3. Методика проведение практических занятий.
Вводный инструктаж. Объяснение и показ приемов. Индивидуально-психологический подход к учащимся при объяснении и показе приемов. Обучение разборочно-сборочным операциям. Организация работы звеньев и отработка заданий. Работа учащихся с инструкционными картами. Контроль усвоения практических знаний, умений и навыков. Текущий и заключительный инструктаж.
Тема 4. Применение технических средств обучения и компьютерной техники в подготовке водителей.
Информация о современных учебно-наглядных пособиях и технических средствах обучения, применяемых в подготовке водителей транспортных средств.
Особенности применения компьютерной техники в подготовке водителей.
Основы работы на персональном компьютере.
Тема 5. Практическое занятие по использованию компьютерных технологий.
Практическое занятие по пользованию персональным компьютером. Использование программ: Microsoft Windows, Microsoft Word и Internet Explorer.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОДГОТОВКУ ВОДИТЕЛЕЙ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
№ пп | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
теоретические занятия | практические занятия | |||
1. | Федеральный закон РФ «Об образовании» | – | ||
2. | Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений Методика приема квалификационных экзаменов | – | ||
Зачет | – | |||
Итого | – |
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
«ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПОДГОТОВКУ ВОДИТЕЛЕЙ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
Тема 1. Федеральный закон РФ «Об образовании».
Система образования. Образовательные программы. Реализация профессиональных образовательных программ. Компетенция и ответственность образовательного учреждения.
Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы. Трудовые отношения в системе образования.
Тема 2. Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений Методика приема квалификационных экзаменов.
Порядок допуска граждан к сдаче квалификационного экзамена. Взаимодействие экзаменационных подразделений ГИБДД и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств.
Методика приема теоретического экзамена. Методика проведения практического экзамена по вождению.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«ПРОВЕДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ»
№ пп | Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
теоретические занятия | практические занятия | |||
1. | Проведение теоретического занятия по предмету «Основы законодательства в сфере дорожного движения» | – | ||
2. | Проведение теоретического занятия по предмету «Основы безопасного управления транспортным средством» | – | ||
3. | Проведение теоретического занятия по предмету«Конструкция, устройство и эксплуатация транспортных средств» | – | ||
Итого | – |
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
«ПРОВЕДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ»
Тема 1. Проведение теоретического занятия.
Темы проведения занятий по предмету «Основы законодательства в сфере дорожного движения» приведены в Приложении 3.
Тема 2. Проведение теоретического занятия.
Темы проведения занятий по предмету «Основы безопасного управления транспортным средством» приведены в Приложении 3.
Тема 3. Проведение теоретического занятия
Темы проведения занятий по предмету «Конструкция, устройство и эксплуатация транспортных средств» приведены в Приложении 3.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»
№ темы | Наименование тем | Количество часов |
1. | Общие положения | 1,0 |
2. | Универсальная схема оказания первой помощи на месте происшествия | 1,0 |
3. | Внезапная смерть | 0,5 |
4. | Состояние комы | 0,5 |
5. | Опасные кровотечения | 0,5 |
6. | Ранение конечностей | 1,0 |
7. | Проникающие ранения груди | 0,5 |
8. | Проникающие ранения живота | 0,5 |
9. | Термические ожоги | 0,5 |
10. | Травмы глаз | 1,0 |
11. | Переломы костей конечностей | 1,0 |
12. | Поражение электрическим током | 1,5 |
13. | Падение с высоты | 1,0 |
14. | Автодорожные происшествия | 1,5 |
15. | Утопление | 1,0 |
16. | Переохлаждение и обморожение | 0,5 |
17. | Обморок | 0,5 |
18. | Сдавление конечностей | 0,5 |
19. | Укусы змей и насекомых | 0,5 |
20. | Химические ожоги и отравления газами | 1,0 |
21. | Показания к проведению основных манипуляций | 1,5 |
22. | Признаки опасных повреждений и состояний | 1,5 |
23. | Аптечка для оказания первой помощи | 1,0 |
Итого: | 20,0 |
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
«ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»
Тема 1. Общие положения
Определение терминов «Несчастный случай», «Пострадавший», «Первая помощь».
Перечень состояний, при которых пострадавшим оказывается первая помощь.
Перечень мероприятий по оказанию первой помощи.
Тема 3. Внезапная смерть
Понятие «Внезапная смерть». Основные критерии внезапной смерти. Отсутствие сознания и пульса на сонной артерии.
Последовательность действий по оказанию первой помощи при обнаружении пострадавшего в состоянии внезапной смерти. Методика выполнения комплекса экстренной реанимации. Правила проверки пульса на сонной артерии. Правила выполнения непрямого массажа сердца. Правила выполнения искусственного дыхания.
Особенности реанимации пострадавшего в ограниченном пространстве.
Тема 4. Состояние комы
Понятие «Кома». Характерные особенности состояния комы. Отсутствие сознания и наличие пульса на сонной артерии.
Алгоритм действий по оказанию первой помощи пострадавшему, находящемуся в состоянии комы. Меры безопасности при перемещении пострадавшего, находящегося в состоянии комы. Недопустимость оставлять человека в состоянии комы лежащим на спине.
Тема 6. Ранение конечностей
Правила оказания первой по