Место, роль и значение пригородных пассажирских перевозок на рынке транспортных услуг
Сфера пассажирских перевозок на транспорте в настоящее время не является монопольной. Основными конкурентами холдинга «РЖД» на рынке транспортных услуг в городском и пригородном сообщении являются трамвай, троллейбус, автобус, маршрутные такси, метрополитен.
В таблице 1.1представлена информация об объемах пассажирской работы согласно данным Росстата[1].
Таблица 1.1–Объем перевозки пассажиров по видам транспорта, млн. пасс.
Год | 2011 в % к 2008 году | ||||||
Транспорт - всего | 87,7 | ||||||
в том числе: | |||||||
железнодорожный[1] | 76,6 | ||||||
пригородное (включая внутригородское) | 75,7 | ||||||
автобусный (включая маршрутные таксомоторы) | 90,4 | ||||||
таксомоторный | 71,4 | ||||||
трамвайный | 79,0 | ||||||
троллейбусный | 78,7 | ||||||
метрополитен | 93,2 |
Приведенные данные позволяют заключить, что на протяжении всего рассматриваемого периода порядка 90% пассажиров на железнодорожном транспорте пользовались услугами пригородного сообщения, включая внутригородское.
Если обратить внимание на структуру автобусного транспорта, который перевозит больше всего пассажиров, то выясняется ряд ключевых особенностей. Для начала рассмотрим структуру перевозки пассажиров автобусами. Процентное соотношение по видам автобусных перевозок представлено в таблице 1.2 согласно данным Росстата [1].
Таблица 1.2–Структура автобусных перевозок пассажиров, %
Год | Перевезено пассажиров автобусами | |||
внутригородскими | пригородными | междугородными | международными | |
83,26 | 15,94 | 0,79 | 0,01 | |
82,11 | 16,42 | 1,45 | 0,01 | |
78,76 | 19,22 | 0,02 | ||
78,81 | 19,25 | 1,93 | 0,02 | |
79,21 | 18,87 | 1,9 | 0,02 | |
79,72 | 18,52 | 1,74 | 0,02 |
Из всего объема перевезенных пассажиров на пригородные перевозки приходится только 18-20% за рассмотренный период. Основная масса пассажиров перевозится внутригородскими маршрутами.
Вертикальный анализ пассажирооборота показывает, что порядка 25,4% пассажирооборота на железнодорожном транспорте приходится на пригородные перевозки (29,3 из 139,8 млрд. пассажиро-км). Это вполне объясняется различием средней дальности перевозки пассажира в пригородном и дальнем сообщении.
Горизонтальный анализ приведенных показателей констатирует, что с 2008 года, с началом кризисного периода экономики, наиболее сильно уменьшились объемы перевозки пассажиров, пассажирооборот именно в железнодорожных перевозках. Это связано с тем, что система тарификации перевозок, организация движения на ППП ЖДТ не могут обеспечивать гибкое предложение транспортных услуг в сравнении с конкурентными видами транспорта.
Теперь рассмотрим пассажиропоток на автобусном и железнодорожном видах транспорта в ППП. Получаемые при расчете цифры позволяют сопоставлять объемы перевозки пассажиров на автобусном и железнодорожном транспорте. Они представлены в таблице 1.3 и рисунке 1.1.
Таблица 1.3 –Динамика объемов перевозки пассажиров по видам транспорта
Год | Перевезено пассажиров автобусами, млн. чел. | Доля пассажиров на пригородных автобусных перевозках % | Перевезено пассажиров автобусами в пригородном сообщении млн. чел. | Перевезено пассажиров поездами в пригородном сообщении млн. чел. | Соотношение перевезенных пассажиров % |
15,94 | 34,91 | ||||
16,42 | 44,82 | ||||
19,22 | 41,01 | ||||
19,25 | 38,63 | ||||
18,87 | 32,82 | ||||
18,52 | 35,63 |
Рисунок 1.1 – Динамика объемов перевозки пассажиров по видам транспорта в пригородном сообщении, млн. чел.
Продолжение текста.…
1.2 Основные результаты организационных преобразований в сегменте пригородных пассажирских перевозок
Стратегия развития холдинга ОАО «РЖД» предусматривает в отношении пассажирских перевозок такие перспективные цели как:
1) стимулирование роста пассажиропотока;
2) достижение высокого уровня конкурентоспособности.
Реализацию этих целей стратегии предполагается осуществлять, в том числе, за счет:
- перехода к управлению по видам бизнеса;
- совершенствования организационной структуры;
- комплексных мероприятий по повышению внутренней эффективности и рентабельности видов бизнеса;
- разработки сбалансированных стратегий.
В рамках реализации принятых стратегий важно отметить ключевые события и преобразования, которые произошли в сфере ППП.
Поскольку для осуществления транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в собственности субъекта РФ может находиться и другое имущество, необходимое для осуществления пассажирских перевозок муниципального значения, ОАО «РЖД» проводило политику по привлечению местных органов власти к управлению ППП [3].
С 2001 года начала проводиться комплексная структурная реформа на железнодорожном транспорте, направленная, в том числе, на оптимизацию расходов, связанных с предоставлением транспортных услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении, повышение доходов и выведение данного вида деятельности из убыточности.
В соответствии с [4], на первом её этапе предусматривалось «формирование в рамках открытого акционерного общества "Российские железные дороги" самостоятельных структурных подразделений для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирских перевозок в … пригородном сообщении) … и введение раздельного учета по этим видам деятельности».
На втором этапе предусматривалось «… создание акционерных обществ на базе имущества, которым в установленном порядке наделены самостоятельные структурные подразделения…» ОАО «РЖД», «… осуществляющие отдельные виды деятельности на железнодорожном транспорте (… перевозки пассажиров в пригородном сообщении …) путем учреждения дочерних акционерных обществ …» ОАО «РЖД».
Таким образом, с 2004 года началось выделение управления пригородными пассажирскими перевозками в сферу ведения Пригородных Пассажирских Компаний (далее ППК), поскольку существовали проблемы, решение которых было затруднительно при существовавшей организационной структуре. А именно:
- убыточность ППП ЖДТ (см. приложение А);
- перекрестное субсидирование;
- компенсация льготных транспортных перевозок;
- сдерживание свободного ценообразования монополий;
- несовершенство нормативно-правовой базы.
Данные проблемы решались с помощью принятия дополнительных мер, в том числе и законодательного характера, направленных на выстраивание взаимоотношений перевозчиков с субъектами РФ, что позволило обеспечить перевозку пассажиров при частичной компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов.
В 2010 году были приняты решения об очередном создании ППК, осуществляющих свою деятельность на полигонах Восточно-Сибирской, Калининградской, Северной, Приволжской, Южно-Уральской и Юго-Восточной железных дорог.
Продолжение текста.…