Роль и место саморегулируемых организаций оценщиков на рынке оценочных услуг

Субъекты оценки. Участие в саморегулируемых организациях оценщиков.

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации оценщиков.Саморегулируемая организация оценщиков (СРО) - некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности. Государственное регулирование осуществляет Министерство экономического развития РФ.Функциями государства на рынке оценочных услуг являются:-выработка государственной политики в области оценочной деятельности; -нормативно-правовое регулирование в области оценочной деятельности, -утверждение федеральных стандартов оценки (ФСО); -ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков; -осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований настоящего Федерального закона; Оценщики в своей деятельности используют международные, европейские и российские стандарты оценки. Российские стандарты включают: -федеральные стандарты оценки и стандарты и правила СРО.Субъектом оценочной деят-тиявл. с 1ой стороны профессиональные оценщики обладающие спец. знаниями и практическими навыками, с другой стороны потребители их услуг, заказчики. В роли профессиональных оценщиков выступают юр. лица – это оценочные компании и физ. лица. Оценщики работают по заказам поступающим от государственных органов, предприятий, банков, инвестиционных и страховых институтов и граждан.

Обязательность и необходимость проведения оценки.

Оценка стоимости имеет большое значение для потенциального покупателя или продавца при определении обоснованной цены сделки, для кредитора – при принятии решения о предоставлении ипотечного кредита, для страховой компании – при возмещении ущерба в преддверии потерь, для инвесторов – при определении исходной и будущей стоимости проекта развития бизнеса. Если компания стремится приобрести другую, то ей может потребоваться оценка текущей стоимости бизнеса, принадлежащего последней. Оценка может проводиться в целях оптимизации налогообложения, вывода хозяйствующих субъектов из состояния банкротства, формирования и проведения антикризисной политики по предотвращению банкротства.

Система информации в оценке собственности.

Для проведения оценки исп. след.инф.: -информация предоставляемая собственником; -физ-е и экон-е характеристики объектов оценки и аналогов; -ценовая информация-финансовая инф.Внутренняя информация:-инф. о производстве. Оценщик анализирует данные и наличии производственных мощностей, сопоставление их с данными о спросе на продукцию и капиталовложения предприятия.-внутренняя фин. информация. Она вкл. основ.инф-ю из бухгалтерской отчетности, о прибыли и издержках, об имуществе и обязательствах и т.д.-инф. о трудовых ресурсах. Внешняя инф:-инф. о политически, экон. и соц. и прочих факторов оказывающих влияние на стоимость объктов оценки.-инф. о спросе и предложении на рынке к которым относится объект оценки.

Правовое обеспечение оценочной деятельности.

Правовые нормы оценочной деятельности закреплены в Федеральном законе РФ «Об оценочной деятельности», где введены понятия оценочной деятельности, объекта и субъекта оценки, обязательность проведения оценки отдельных объектов, права и обязательности оценщика и др. Правовые взаимоотношения оценщика и заказчика регулируются в письменной форме и нетребующим нотариального удостоверения.

Роль и место саморегулируемых организаций оценщиков на рынке оценочных услуг.

В развитых странах система саморегулирования формировалась веками и в настоящее время является одной из основ организации общества. В большинстве развитых стран саморегулирумые организации (СРО) действуют практически во всех областях общественной жизни и, особенно, в бизнесе. Профессиональные ассоциации врачей, юристов, аудиторов, арбитражных управляющих наряду с государством регулируют отношения, вырабатывают правила и ограничения, каждая в своем сегменте деятельности.

Для полноценного развития рынка необходимо расширение начал саморегулирования. Передача части функций регулятора негосударственным структурам является необходимой для России тенденцией. Существенную часть функций, которые касаются лицензирования, контроля, дополнительной координации профессиональной деятельности своих участников, можно и должно передавать саморегулируемым организациям. Сейчас для этого предпосылок значительно больше, чем это было на стадии становления рынка -на рынке появились высококвалифицированные, подготовленные кадры, которые могут осуществлять эти функции. Саморегулирование - одна из высших ступеней цивилизованности рынка. Если сами участники рынка понимают, что нужно объединять усилия для совершенствования регулирующих их норм и правил, если они заинтересованы в дисциплине, в чистоте своих рядов и законности действий, значит, уровень сознания участников рынка достиг той отметки, когда можно говорить о его развитости.

Саморегулируемые организации нужны государству как опора, как надежный партнер в деле совершенствования рыночной экономики. С одной стороны, саморегулируемая организация - это представитель и выразитель интересов своих членов перед государством, с другой - квалифицированный агент государственно-общественных интересов в среде профессиональных участников. Объективно такая позиция позволяет использовать саморегулируемые организации как инструмент согласования воли и интересов всех субъектов рынка с волей государства. В этом направлении необходимо и дальше развивать роль и функции СРО.

В настоящее время не сформулировано общее понятие саморегулируемых организаций, не выделены единые признаки саморегулируемых организаций, отличающие их от иных некоммерческих организаций.

Саморегулируемые организации не имеют единого органа государственной регистрации их в качестве таковых. Отсутствует единый общегосударственный порядок признания их статуса СРО. Не регламентирован процесс создания и деятельности СРО различного уровня в зависимости от масштаба и содержания задач, которые они предполагают решать. Деятельность СРО в различных отраслях народного хозяйства не координируется на общегосударственном уровне.

Именно поэтому задача введения саморегулирования предпринимательских сообществ в рамки специального закона представляется столь важной. На протяжении последних нескольких лет в стране велась целенаправленная работа по формулированию концепции законодательной регламентации деятельности СРО. Результатом этой работы стало принятие Государственной Думой 14 октября 2003 года в первом чтении законопроекта "О саморегулируемых организациях".

Наши рекомендации