Используйте обычное общение дома, в дороге, на прогулке для речевых игр и разговоров с детьми, игр с ними. Вы будете развивать речь ребенка по ходу обычных дел семьи.

Если Вы имеете представления о закономерностях развития речи у ребенка, о ее естественных законах, по которым речь живет и проявляется в нашей жизни, то речевые игры будут сами рождаться у Вас. И никаких дополнительных инструкций и расписаний Вам не потребуется. Если Вы захотите узнать перечень основных речевых игр с дошкольниками и научиться их придумывать самим для своего ребенка в ходе обычной жизни, то жду Вас на моем курсе. Увы, в одной статье я всего рассказать не могу.

А вот примеры. Сможете и Вы!

Пример 1. Развиваем фонематический слух и чувство рифмы. Играем в речевые игры на кухне.

Ольга: «Сегодня я чистила детям рыбу от костей и на ходу придумала игру. Я говорю: «Я чищу рыбу от костей», потом заменяю букву или говорю просто в рифму. И вот что придумали вместе с ребёнком: «Я чищу рыбу от гостей, от гвоздей, от гроздей, от врачей, от грачей, от кистей» Дальше уже не помню, много чего было. Смеялись оба».

Пример 2. Грамматическая игра. Играем в речевые игры по пути на прогулку. Учимся согласовывать существительные с числительными без ошибок.

«Когда Вы спускаетесь или поднимаетесь по лестнице, то всегда считаете кого-нибудь или что-нибудь. На каждом лестничном пролёте у нас кто-нибудь «живёт». Кто живет — определяет ребенок. Спрашивает взрослый: «Кто здесь живёт?» — «Медвежонок!!» И начинаем движение по ступенькам. Если ребенок мало говорит, то считает родитель, а когда может, то сам: «Один медвежонок, два медвежонка, три медвежонка, четыре медвежонка, пять медвеЖАТ, шесть медвежат» и до 10.Следующий пролёт может быть с Медведицей, так же считаем: «одна медведицА, две медведицЫ, три медведицЫ, 4, пять медведиЦ» и т.д. И пока Вы спуститесь (у нас пятый этаж) успеете перебрать весь зоопарк и всё, чем питаются. Слежу ещё за тем, чтобы на каждый шаг был один счёт (мне кажется, что так понятнее становится чувство ритма)»

Пример 3. Коллекция идей для речевых игр лексика и грамматика. Автор — участница курса для родителей Наталья. У Натальи многодетная семья, поэтому многое она делает по ходу обычной жизни. В том числе и учит детей русскому языку. Вот как она применяет в своей обычной жизни семьи классические речевые игры и упражнения. Младшей дочке Натальи 3 года 3 месяца, малышка — билингв, говорит на двух языках.

Примеры из жизни других родителей:

Идея 1. Грамматическая игра, в которой ребенок учится образовывать новые слова по аналогии, в которой развивается словотворчество и языковое чутье.

Наталья пишет: «Мы ехали в машине, увидели бетономешалку, и я тут же рассказала, почему она так называется — потому что мешает бетон: БЕТОН МЕШАЕТ… А потом мы стали придумывать другие машины… Например, если мне надо будет помешать шоколад, как будет эта машина называться? Сначала я ей подсказала, как построить слово: шоколадомешалка… Потом придумали машины для мешания овощей, потом для молока и т.д. После двух — трёх моих подсказок дочка очень хорошо справлялась».

Идея 2. Грамматическая игра – учимся образовывать прилагательные от существительных по аналогии, развиваем языковое чутье.

«Я вырезала всякие картинки фруктов и ягод и нарисовала на листках банки. У нас произошла такая история, что зайчик пошёл в лес и стал находить всякие ягоды, приносил их домой маме, а мама варила из них варенье. Принёс зайчик малину, мама варила МАЛИНОВОЕ варенье… (из яблок – яблочное, из абрикосов – абрикосовое и так далее). Дочка клеила в банку ягодки, мы ещё их дополнительно посчитали и посмотрели, сколько ягодок в банку поместится ( банки были нарисованы разного размера). И так делали с разными ягодами и фруктами. Потом пришёл в гости медвежонок и попросил зайчика угостить вареньем. Но он очень плохо разбирался в варенье и поэтому всё время спрашивал зайчика » Какое это варенье?» (малышка отвечала, правильно употребляя прилагательные: малиновое, клубничное, черничное, яблочное, сливовое и т.д.)

Идея 3. Сравнение предметов.

«Недавно лежали дома на полу и я заметила, что мы с Соней в разных кофтах. Я предложила ей рассмотреть её и мою кофту. У неё с замочком, а у меня — нет, у неё с кармашком , а у меня нет и т.д. Потом София рисовала такую же кофту как у неё для зайчонка, уж очень он её просил.

Идея 4. На прогулке – лексические упражнения.

«Когда мы ходили гулять на улицу, я её попросила найти на улице что-то очень маленькое. Она нашла цветочек малюсенький, маленький цветочек (Мое примечание: обратите внимание – «маленький» и «малюсенький» – это разные слова, «малюсенький» – это совсем маленький). Потом нашла деревце, маленькое деревце и т.д. Конечно, она не ходила и не искала всё время, потому как ей долго одно и то же не интересно, но в процессе прогулки она постоянно замечала что-то маленькое и мне показывала. Потом я попросила найти что-то большое, и она нашла большое дерево, большой цветок, большой дом. Когда пришли домой, играли с игрушками, и медведь попросил нарисовать для него большой дом, а зайчонок — маленький. Нарисовали в них окошки и опять посмотрели, сколько окошек в каком доме поместилось. Окошки рисовала я, дочка уже не захотела :)))»

Идея 5. Грамматическая игра – осваиваем родительный падеж.

«Я расставила я игрушки на полу и одну игрушку спрятала под ладошкой. И спрашиваю: «Кого я спрятала под ладошкой?» КОГО? мне было важно, чтоб София именно на этот вопрос отвечала правильно: «медведя», «белочку» и т.д.

Идея 6. Грамматическая игра в дороге – использование уменьшительно – ласкательных суффиксов.

«Когда мы каждое утро отвозим Кристиана в школу, мы с дочкой играем так. Я говорю: «Давай смотреть, что можно в городе увидеть?» София смотрит в окно машины и называет, что она по дороге видит. Потом я ей предложила говорить то, что она увидит — а я буду называть ласково. Например: светофор — светофорчик, машина- машиночка и т.д. Было одно довольно таки трудное для меня : велосепидист. Я назвала — велосипидистик :))), не знаю, правильно ли. Так же мы играем, когда ходим гулять на ферму — смотрим, что можно там увидеть и называем ласково. Идём в магазин и играем так же. Ребёнок наблюдает, расширяет словарный запас, получает чёткую картину мира — что и где можно увидеть, и развиваем речь. Тут же по ходу дела можно найти вещи для сравнения. например дорога — бывает асфальтированная и дорога через поле… Ещё можно сравнивать всё вокруг, но по-другому: например курочка маленькая, а муравей ещё меньше. Дерево высокое, а дом ещё выше и т.д.»

Идея 7. Играем в игру » Что раньше, что потом».

«Этой игрой мы пользуемся очень часто в разных ситуациях. Если я завариваю чай, то я рассказываю, что зачем происходит. Сначала наливаем воду в чайник, потом кипятим воду и потом только завариваем чай. И так же в других домашних делах.
Вчера делаю салат и говорю: «София, я нарежу салат и потом посолю? или сначала посолю, а потом нарежу салат?»

Иногда уже происходят вот такие диалоги :))): » Мама, сначала нарезать, потом масло налить, потом лимон выдавить и потом только посолить». И с таким видом сказала!!:)))) Кто из нас кого учит уже становится на понятно :))))»

Таких игр у нас много, и происходят они чаще всего спонтанно, между делом»

Пример 4. Учим цвета.

Рассказывает мама, ее дочка – билингв и говорит на двух языках:

«Цвета мы учили с помощью разноцветных конфет. Помните, я Вам писала, что дочка никак не хочет их запоминать? Я ей их называла раз сто и постоянно спрашивала: «А это какого цвета? «. У неё на всё был один ответ, да еще и на французском: «bleu», что значит «голубой». Но тут пришла мне идейка. Я её брата-француза тоже цветам на русском языке учу.

Так вот, мы поиграли в игру: разноцветные конфеты драже на столе, они выбирают одну и если правильно называют ее цвет, то могут съесть! Вот был для меня сюрприз, когда оказалось, что Даша все основные цвета знает. Ей просто раньше не нужно было, поэтому она и не говорила! Какие же дети хитрые! Нет личной заинтересованности — и не будут говорить, хоть кол на голове теши!»

Да, в развитии речи и в обучении малышей главное – их заинтересованность. Иначе все наши усилия проходят «мимо» детишек.

ПРАВИЛО 4

– правило о речевой активности взрослых и детей в ходе занятий и речевых игр.

Общее правило гласит: если мы хотим, чтобы развивалась речь ребенка, то и говорить во время наших речевых игр и занятий должен малыш, а не взрослый. Причем говорить малышу нужно во время беседы в 5 раз больше, чем взрослый. То есть примерное соотношение такое – на одно Ваше предложение приходится пять предложений ребенка или группы детей, с которой Вы занимаетесь речевым развитием. Если во время речевой беседы или речевой игры мама или педагог говорит в 5 раз больше, чем дети, то она развивает свою речь, а не речь детей!

Зачем это нужно? И как это правило применить? Речь детей развивается только в практике, а для этого говорить на речевом занятии нужно детям, а не взрослым! А для этого нужно правильно задавать малышам вопросы – вопросы, которые будут требовать рассуждения, выражения своего мнения.

Пример применения правила.

Неправильный вариант. Например, если Вы спросите: «Какое сейчас время года?», то малыш может ответить всего лишь одним словом «Лето». И требовать в данном случае от него «полного ответа» и нескольких предложений в ответ на этот вопрос — это неправильно.

Правильный вариант, необходимый для того, чтобы развивать речь ребенка. А если Вы спросите – «Чем тебе нравится лето?» или «Что за время года изображено на картинке – поздняя весна или лето?», то эти вопросы будут требовать развернутого ответа. Именно такие вопросы очень нужны и важны для развития речи и мышления ребенка. Используйте эти вопросы почаще!

ПРАВИЛО 5.

Наши рекомендации