Глава I. или что могут волшебники?
Что могут волшебники? Превращать, конечно. Был таким, стал другим. И что для этого требуется? Первым делом – научиться видеть, что в каждом существе заложены возможности изменений. Если кто-то большой, то это не значит, что его нельзя разобрать на части. Кто знает, может это нас заколдовал некий злой волшебник, чтобы мы могли видеть только чье-то застывшее конкретное воплощение. И не замечать под ним всевозможные другие. Пусть наши друзья-волшебники помогут нам увидеть мир в изменениях.
Вспомним, в какой сложной ситуации мы расстались с Кузей, когда его заколдовала Фея Инверсия. И хоть наказание было справедливым, но надо же Кузю как-то выручать. Следующие несколько заданий можно использовать как условие для освобождения Кузи.
Задание 12. Дети хорошо знакомы со сказочными героями. Но часто знакомство это бывает поверхностным. Пусть Фея Инверсия попросит детей назвать противоположных героев для Красной Шапочки, Айболита, Чиполлино. Легче всего задание выполнить по характеристике «хороший-плохой» (волк, Бармалей, Сеньор Помидор). А кто будет противоположностью Буратино по другим характеристикам? (Пьеро – по характеристике «веселый-грустный», Мальвина по характеристике «шаловливый-послушный», черепаха Тортилла по характеристике «наивный-проницательный»).
СÞ св;
св Þ а-св;
а-св Þ а-С,
где С –Буратино
Задание 13. Фея Инверсия называет слова и просит детей назвать противоположные: холодный (горячий), тяжелый (легкий) и т.д. Задание усложняется, если надо определить не только противоположное свойство, но и объект, имеющий это свойство. Например, белая бумага (черная доска), гладкий лед (каменистая тропинка), шумная толпа (тихая музыка) и т.д.
св Þ а-св
св(С) Þ а-св
а-св Þ а-С
Задание 14. Фея Инверсия задумала создать инверсный лес, в котором все-все должно быть наоборот. Она просит детей описать, как будет выглядеть такой лес. (Деревья там растут корнями вверх, а листья вниз. Листья постоянно обгрызают травоядные волки, на которых охотятся хищные зайцы. Низенькие деревья утопают в огромной траве. Птицы не летают, а переползают с одной травинки на другую и ловят пролетающих мимо гусениц. Цветы не пахнут, а впитывают в себя окружающие запахи – животные не могут больше ориентироваться по запаху.)
С Þ п-С;
п-С Þ св;
св Þ а-св,
где С – лес
Задание 15. В класс или подгруппу пришла Фея Инверсия. Ей показалось, что предметная среда здесь очень невыразительная, безвкусно подобрана. «Из любви к искусству» Фея хочет провести инверсию функций предметов. Задача детей - описать, как изменится помещение. (Доска отталкивает от себя мел, парты сбрасывают с себя учеников и их принадлежности, окна то ли отражают свет, то ли впитывают его, то ли пропускают только из комнаты наружу и т.д.).
С Þ ф;
Ф Þ а-ф,
где С – предметы
Вы, наверное, заметили, что ваши ответы не всегда совпадают с данными в скобках. Так окно и должно быть. Напомню, что у нас нет «правильных» ответов, у нас есть только возможные ответы. И задача педагога – найти в каждом ответе ребенка рациональное зерно, найти такую ситуацию, в которой данный ответ тоже мог бы иметь место. Ведь главная ценность волшебников – их способность формировать чувство «я могу!». Вспомним об этом, прежде чем сказать «нет, так не правильно».
Особенно важно учитывать это, когда имеешь дело с волшебником Дели-Давай. Потому, что на его задания ответов порой бывает бесконечно много.
Задание 16. Дели-Давай бросает кому-то из детей мячик, и говорит слово, например, «дом». Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта (Например, «крыша»).
С Þ п-С
Задание 17. Дели-Давай по уставу может в один день производить одинаковое количество разделений и объединений. Но он запутался, и сам не может разобраться. Он просит детей помочь. Называет пары систем. Задача детей проверить, является ли вторая система частью первой – тогда это будет разделение. Если нет, то это объединение. Например: ложка и вилка (объединение), хлеб и крошки (разделение), двери и ручка (разделение), шуба и шапка (объединение), лужа и вода (объединение), дерево и земля (объединение), роза и шипы (разделение), ручка и стержень (разделение).
С п-С;
С Н-с
Задание 18. Дети рисуют Льва из сказок Волкова. Но как показать, что это смелый (или трусливый) Лев? (У смелого хвост победно поднят вверх, у трусливого – поджат; ноги у смелого – широко расставлены, у трусливого - дрожащие, согнутые; у смелого голова высоко поднята, и грива торчит во все стороны, а трусливый сам в своей гриве спрятался и т.д.).
С Þ св;
С Þ п-С;
п-С Þ св,
где С – Лев
Задание 19. Очень удобно использовать для развития речи «Рассказы в картинках» Н.Радлова. Дети довольно последовательно могут передать содержание смешных сюжетиков. Но у них (вообще-то, у взрослых тоже) это получается довольно лаконично. Например, мышка грызла свечу, а в дверях появился кот, мышка испугалась. Чтобы почувствовать состояние мышки, нужно себе представить, каким страшным ей видится кот. Итак, нужно создать образ страшного кота. (В дверях появился кот, глаза у которого были большие и круглые как блины, хвост длинный как веревка, а когти острые как пилы. И тут мышь действительно испугалась).
С Þ п-С;
п-С Þ св;
св Þ C2,
где С – кот
Задание 20. У каждого ребенка свой рисунок: машина, дерево, гриб, гитара, рыба, бабочка, перо, заяц, лодка, зонтик, паутина, часы, крокодил, звезда, шарик, самолет, радио, дом, девочка. Дели-Давай просит объединится всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе. Проявить свою принадлежность к требуемой надсистеме дети могут поднимая рисунок, выходя в центр, чтобы сплясать танец данной надсистемы или другим способом.
С Þ св;
С (св) Н-с
Задание 21*. Дели-Давай называет несколько систем, например: 1. лиса, волк, заяц; 2. четыре ноги; 3. дом, кровать, стулья. Вопрос к детям: что надо добавить, чтобы получилось: 1. а) лес, б) зоопарк, в) сказка; 2. а) стол, б) собака; 3). а) детский сад, б) квартира, в) больница. ( 1.а.) деревья, грибы, ягоды; б) клетки, дорожки; 2. а) столешница, б) голова, хвост; 3. а) дети, воспитатели; б) кухня, люди; в) врачи, лекарства).
С1, С2, С3 Þ Н-с;
Н-С Þ С4, С5…
Задание 22. Детям предлагается нарисовать животное по загадочному описанию. В описании образно перечислены подсистемы животного, но так, чтобы дети не угадали, какое конкретное животное они будут рисовать. Например, голова большая и прямоугольная, как подушка, глаза большие с длинными ресницами. На голове шлем, на шлеме два маленьких треугольника и две кривые пики. Четыре стройные ножки обуты в туфельки на высоком каблуке. Спина прямая, но с нее живот как мешок свисает. Под животом спрятан мешочек поменьше, как рукавичка с четырьмя пальцами. А сзади кнут висит, кнутом красавица сама себя хлещет, вперед подгоняет.
п-С1 (св1), п-С2 (св2)… Þ С,
где С – загадочное животное
Задание 23. Каждый ребенок получает свой рисунок. Далее следует игра «в чертиков». Дети-чертики должны учиться перевоплощению. Условно это изображается, когда дети держат перед собой рисунки с предметами, в которые они «воплотились». Но чертикам это занятие скоро надоедает, они начинают хитрить. Каждый ищет, не может ли его работу выполнить кто-то другой. Например, машина (перевозит) – ее работу могут выполнить самолет, лодка; гитара (издает звуки) – будильник; дом (защищает от непогоды) – перевернутая лодка и т.д. Тот, кто нашел себе заместителя, передает ему рисунок, а сам удаляется отдохнуть.
С1 Þ ф;
ф С2
Задание 24. Дели-Давай показывает детям два рисунка: на одном лес, на другом степь. Известно, что в лесу живет одно маленькое животное, а в степи –другое. Чтобы узнать, что это за животное, надо определить, какими должны быть их подсистемы. Дели-Давай показывает на рисунках два хвоста, две пары лапок. Задача детей определить, какие – для бега по степи. После обсуждения желательно показать угаданных животных, например, булку и тушканчика.
Н-с1Þ ф1(С);
ф1 Þ св1 (п-С);
п-Са св1;
п-Св св1;
Н-с2 Þ ф2 (С);
ф2 Þ св2 (п-С);
п-Са св2;
п-Св св2,
где С – животное, Н-с1 – степь, Н-с2 –лес, п-Са и п-Св – хвосты (во втором случае – лапы) загаданных животных
Задание 25. Дели-Давай задает хорошо известную детям систему, например: ботинок, карандаш, конверт, шуруп. Вопрос – куда этот предмет может входить? (Например, ботинок – на ногу, в лужу, в шкаф и т.д.). Можно разбить детей на две команды и каждой команде задать свой предмет. Тогда победит команда, набравшая наибольшее количество надсистем для своего предмета.
С1 Þ Н-с (С1, С2, С3…)
Задание 26. Дели-Давай выбирает кого-то из детей и задает ему роль. Например, ты конфета. Ребенок изображает роль, а Дели-Давай тем временем обращается к следующему: «если он – конфета, то кто ты?». Тот должен сам определить себе роль, связанную с предыдущей. Игра продолжается, пока в нее не включились все участники. (Например, на одном занятии рядом с конфетой оказались апельсин, жвачка, шоколадка, сахар, масло и т.п., пока Маша, долго наблюдавшая все со стороны, не заявила, что она будет ртом). В качестве исходных систем можно предложить туфельку, врача, мыло и др.
С1 Þ Н-с (С1, С2, С3…)
Задание 27. Из сломанных старых частей игрушек, проволоки, бумаги, картонных коробок, веревочек и прочих «кусков» детям предлагается придумать и изготовить новую игрушку.
п-С1, п-С2… Þ С
Задание 28. У Кузи горе – Лера не дает ему свою новую игрушку. Обиженный Кузя уходит в угол плакать. Но верный друг Комарик пытается смягчить удар судьбы. Денег на покупку игрушки у Комарика нет, зато ему удается найти несколько проволок. Комарик обращается к детям с просьбой помочь изготовить игрушки из проволоки. После первых шедевров откуда-то совершенно случайно появляется Дели-Давай и, одобрив изделия народных умельцев, дает дельный совет – объединить несколько проволочек для сооружения более сложных объектов, например, циркуля, люстры, осьминога, человечка и т.д. Когда Кузя под настойчивые уговоры Комарика выходит из угла, дети предлагают ему свои подарки, а Лера прибегает и предлагает также свою игрушку, чтобы играть вместе с ними. Тут, по утверждению детей, у Кузи слезы высыхают на глазах, и он начинает улыбаться.
п-С1, п-С2… Þ С
Задание 29. Кузя, Комарик и Лера ходили на экскурсию на завод, выпускающий бумажные стаканчики. Там ребятам разрешили взять с собой несколько стаканчиков на память. Но у Кузи этого «несколько» почему-то оказалось довольно много, штук 20. Теперь Лера его объективно называет жадиной, и Кузя от этого страдает. Комарик мысленно говорит, что он думает о Кузе, но пытается спасти ситуацию. Да, для питья лимонада или компота двадцати стаканов, конечно, не требуется, но, может быть, Кузя взял их для других целей? Дети включаются в игру и придумывают, для чего еще могут пригодиться стаканы. Если новых решений не возникает, Комарик вспоминает о Дели-Давай и его приемах, и предлагает детям их использовать для перепрофилирования стаканов. Опыт показывает, что совет дает неплохие результаты. (Например: два стакана рядом – это бинокль, перевернутое дно стакана может служить короной, разрезанный вдоль стакан – если половинки сложить вместе открытыми концами – образует лодку, три круглые полоски стакана одна над другой превращаются в светофор).
С1 Þ п-С1, п-С2…;
п-С1, п-С2… Þ С2,
где С1 – стакан, С2 – новое изделие
Задание 30. Дели-Давай занимается также обобщением и детализацией, и предлагает детям угадать возможные решения. Обобщение: Дели-Давай называет подряд несколько бытовых операций, дети должны их описать фразой из 2-3 слов. Например: мальчик протянул вперед руку, взялся за дверную ручку, нажал на нее, потянул ее к себе. (Мальчик открыл дверь). Детализация: Дели-Давай называет короткую фразу, а дети пытаются последовательно объяснить, что он имел в виду. Например, дядя удил. (Дядя приготовил все необходимое, закинул леску с крючком подальше в воду, а с другим концом удочки в руке сидел на берегу и смотрел на поплавок, долго сидел, иногда для разнообразия дергая за конец удочки).
п-С1, п-С2… Þ С;
С Þ п-С1, п-С2…,
Задание 31. Игра «Теремок». Дети получают разные рисунки: животных, овощи, бытовые предметы, транспортные средства, спортивные снаряды и т.д. Это и будут обитатели теремка. Но не сразу. Ведь первым теремок обнаружил кто-то один, например, линейка. Она и стала хозяйкой. Но вот к теремку приближается новый участник игры, например, аккордеон. Он стучится в дверь, представляется хозяйке и просит впустить его в теремок. Но хозяйка выдвигает условие: впущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно рассматривает оба рисунка и называет похожее. (Линейка гибка, и аккордеон тоже, линейка из дерева и у аккордеона есть деревянные части, на линейке отметки с цифрами и на аккордеоне отметки в виде кнопочек, аккордеон издает звуки и линейка тоже может бренчать, и линейка и аккордеон живут в комнате у человека). Когда первого гостя впустили в теремок, приходит второй, и все повторяется сначала. Теперь можно договориться о минимальном количестве сходств, например, для разрешения войти нужно назвать пять схожих параметров.
Са Þ сва1, сва2…;
Са Þ фа1, фа2…;
Са Þ п-Са1, п-Са2;
Са Þ Н-са1, Н-са2…;
сва Св;
фа Св;
п-Са Св;
Н-са Св,
где Са – хозяин теремка, Св – гость