Продольный наклон оси поворотной стойки
Меры безопасности
Для эффективной и надежной работы изделия необходимо придерживаться следующих основных правил:
-перед вводом изделия в эксплуатацию изучить устройство, принцип работы, порядок проведения измерений и придерживаться содержащихся в методическом указании требований;
-не подвергать изделие, а измерительные приборы в особенности, воздействию резких механических ударов, прямого попадания воды и других жидкостей;
-для продления срока службы ламп измерительных приборов рекомендуется на период подготовительных работ до начала измерений и при длительных перерывах между измерениями измерительные приборы отключать от сети;
-протирать от пыли и грязи оптические детали измерительных приборов только мягкой хлопчатобумажной салфеткой, входящей в состав комплекта;
-периодически проводить контроль и техническое обслуживание изделия при помощи входящего в комплект контрольного оборудования.
2.Общие определения
Схождение колес
Разность величин расстояний А и В (рис.1), выраженная в миллиметрах, определяет величину схождения передних колес автомобиля.
Если В меньше А, то схождение колес положительное, если В больше А, то схождение колес отрицательное. При помощи тест-системы измеряют схождение колес на бортовой закраине, что соответствует технологической инструкции автомобильного завода.
Схождение колес может быть выражено в виде угла. Если колеса поставлены внутрь к оси автомобиля, то угол положительный, если колеса поставлены наружу, то угол отрицательный (табл.1).
Таблица 1.
Переводная таблица углов схождения колес автомобиля в линейные величины, выраженные в миллиметрах.
Диаметр обода колеса, дюйм | Угловая величина схождения колес | ||||||||
0о05ı | 0о10ı | 0о15ı | 0о20ı | 0о25ı | 0о30ı | 0о35ı | 0о40ı | 0о45ı | |
0,4 0,4 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6 0,7 | 0,7 0,9 1,0 1,0 1,1 1,2 1,3 1,3 | 1,1 1,3 1,4 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 | 1,5 1,8 1,9 2,1 2,2 2,4 2,5 2,7 | 1,8 2,2 2,4 2,6 2,8 3,0 3,1 3,3 | 2,2 2,7 2,9 3,1 3,3 3,5 3,8 4,0 | 2,6 3,1 3,4 3,6 3,9 4,1 4,4 4,7 | 3,0 3,5 3,8 4,1 4,4 4,7 5,0 5,3 | 3,3 4,0 4,3 4,7 5,0 5,3 5,7 6,0 | |
Диаметр обода колеса, дюйм | Угловая величина схождения колес | ||||||||
0о50ı | 0о55ı | 1о00ı | 1о05ı | 1о10ı | 1о15ı | 1о20ı | 1о25ı | 1о30ı | |
3,7 4,4 4,8 5,2 5,5 5,9 6,3 6,6 | 4,1 4,9 5,3 5,7 6,1 6,5 6,9 7,3 | 4,4 5,3 5,8 6,2 6,6 7,1 7,5 8,0 | 4,8 5,8 6,2 6,7 7,2 7,7 8,2 8,6 | 5,2 6,2 6,7 7,2 7,8 8,3 8,8 9,3 | 5,5 6,6 7,2 7,8 8,3 8,9 9,4 10,0 | 5,9 7,1 7,7 8,3 8,9 9,5 10,0 10,6 | 6,3 7,5 8,2 8,8 9,4 10,0 10,7 11,3 | 6,6 8,0 8,6 9,3 10,0 10,6 11,3 12,0 |
Развал колес
Развал колес – измеряемый в градусах наклон колеса в вертикальной плоскости относительно средней линии автомобиля. При наклоне колеса наружу – развал положительный, при наклоне внутрь – отрицательный (рис.2)
Продольный наклон оси поворотной стойки
Наклон оси поворотной стойки в продольной плоскости измеряется в градусах (см.рис.3). Если ось поворотной стойки в продольной плоскости имеет такой наклон, при котором нижняя часть оси выдвинута вперед, то продольный наклон оси поворота колеса положительный, если назад – отрицательный.
Поперечный наклон оси поворотной стойки
Наклон оси поворотной стойки в поперечной плоскости (рис.4) измеряется в градусах. Если ось поворотной стойки наклонена внутрь (к автомобилю), то наклон положительный, если наружу – отрицательный.
|
Разность поворота колес
При повороте автомобиля колесо, находящееся ближе к центру радиуса поворота должно иметь больший угол поворота, чем дальнее колесо, чтобы описывать меньший круг (см. рис.5).
Разность между углами поворота колес измеряется в градусах и определяется как разность значений углов, отсчитанных по шкалам, установленным на поворотных дисках, входящих в комплект тест-системы.
Назначение
Тест-система предназначена для контроля параметров установки колес легковых автомобилей при их проверке и регулировке. Тест-система может быть использована на станциях технического обслуживания, а также в условиях автомастерских, где возможно обеспечить горизонтальное положение автомобиля, свободный доступ к механизмам регулировки колес и освобождение передних колес при помощи подъемника.
Тест-система отличается малыми габаритами, относительной простотой в эксплуатации и техническом обслуживании, высокой производительностью и удобством в проведении измерительных работ.
Тест-система рассчитана на эксплуатацию в диапазоне рабочих температур от 1 до 40 °С.
Тест-система позволяет осуществлять проверку и регулировку следующих основных параметров установки передних колес: схождение передних колес;
- развал передних колес;
- продольный наклон осей поворотных стоек передних колес.
С помощью тест-системы, при необходимости, также можно выполнить проверку следующих дополнительных параметров:
- поперечный наклон осей поворотных стоек передних колес;
- разность и рассогласование углов разворота передних колес;
- центровка рулевого колеса;
- взаимное положение осей передних и задних колес;
- смещение и изгиб осей колес на переднем и заднем мостах.
Технические характеристики
Максимальный диаметр обода колеса контролируемого автомобиля 18" (457,2 мм). Суммарная погрешность измерения основных параметров установки колес, не более:
схождение передних колес, мм 0,5
- угол развала передних колес 10'
- продольный угол наклона оси поворотной стойки колеса 15'
Источники света лампы АКГ 12-55-ЦНЗ) и А12-10 ГОСТ 2023.1-88
Источник питания:
- напряжение питания, В 220
- частота, Гц 50
Потребляемая мощность, номинальная, Вт, не более 170
Напряжение питания измерительных приборов через источник , В~12
Габаритные размеры, мм
- прибор измерительный левый (правый) 735 х 242 х 300
- балка опорная 0565 х 255
- подставка 374x385x64
- источник питания 247 х 125 х 160
- индикатор 492x210x393
- рейка контрольная 987x160x270
- стойка контрольная 270x250x330
- стопор рулевого колеса 175 х 172 х 400
- приспособление тормозное 620 х 60 х 200
Масса, кг
прибор измерительный левый (правый) 5,8
- балка опорная 5,0
- подставка 9,8
- источник питания 5,3
- индикатор 0,4
- рейка контрольная 1,3
- стойка контрольная 6,8
- стопор рулевого колеса 0,8
- приспособление тормозное 0,8
Масса комплекта щита настенного, кг 14
Устройство и работа
В комплект поставки входит комплект основных составных частей тест-системы, комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей, комплект щита настенного и комплект упаковки.
Подготовка рабочего места к замерам.
Требования к месту установки автомобиля
Для правильного проведения измерений углов наклона колес необходимо, чтобы колеса автомобиля стояли на горизонтальной плоскости.
Подставки с поворотными дисками, входящие в комплект тест-системы, располагают на полу или на подъемной платформе как показано на рисунке 9.
Рис. 9. Установка поворотных дисков
Для установки поворотных дисков подставок под «колею» автомобиля подставки смещают в углублениях пола (платформы).
Поверхности поворотных дисков подставок и площадок под задние колеса должны находится в горизонтальной плоскости .
Допуск плоскостности поверхностей и отклонение от уровня горизонта не должны превышать 1 мм на 1000 мм(1 м).
Подготовка к работе
Автомобиль должен заехать на поворотные диски как можно ближе к центру их вращения, после чего необходимо установить его на ручной тормоз и проконтролировать давление воздуха во всех четырех шинах. Если имеется предписание - автомобиль нагрузить.
Опорные балки установить последовательно на передних колесах следующим образом (см. рисунок 10):
- развести опоры опорной балки и установить балку на колесе таким образом, чтобы опорные подпятники плотно охватывали снаружи бортовую закраину обода колеса;
- нажимая на рукоятку 4 эксцентрика по направлению стрелки, показанной на рисунке 21, зафиксировать мальтийский механизм;
- нажимая на рычаги 3 и 5 по направлению стрелки, показанной на рисунке 21, развести зацепы и, надежно зацепив их за протектор шины колеса, отпустить рычаги. При нормальном зацеплении опорная балка должна плотно прижаться втулками к ободу колеса. Регулировка ширины захвата зацепов производиться при отпущенных винтах 2 и 5;
- покачиванием опорной балки убедиться в надежности ее крепления на колесе;
- ослабив винты 1, вынуть рычаги 3 и 6;
- съем опорной балки производить в обратном порядке.
Рис.10. Установка опорной балки
На измерительные приборы левый и правый закрепить соответственно шкалы, поставляемые раздельно в составе комплекта ЗИП-0.
Измерительные приборы установить на посадочные оси опорных балок до упора, как показано на рисунке 11. Зажать винты 1.
После этого передние колеса поднять, обеспечивих свободное вращение.
Измерительные приборы подключить к источнику питания, входящему в комплект поставки тест-системы. Источник питания подключить к сети переменного тока 220 В, включить. О работе источника питания сигнализируют индикаторы красного свечения, расположенные на его передней панели.
Рис.11.
Далее необходимо совместить ось опорной балки с осью вращения колеса, осуществляя коррекцию изменением наклона оси опорной балки при помощи трех винтов 2 (см. рисунок 11), для чего:
- измеритель угла наклона легким поворотом установить в фиксированное положение, перпендикулярное проектору;
- винт 1 фиксации измерительного прибора на оси опорной балки несколько ослабить;
- придерживая измерительный прибор медленно вращать колесо. Если ось вращения колеса не совпадает с осью опорной балки, то световой указатель в пятне проецируемого круга на шкале перемещается вверх и вниз;
- винтами 2 отрегулировать наклон основания опорной балки до такого состояния, пока световой указатель не будет находиться в неподвижном состоянии при полном обороте колеса;
- если колесо имеет осевой зазор подшипника выше допустимого, этот дефект необходимо устранить до того как будут производиться измерения.
После коррекции вращательного движения колес производят проверку правильности установки поворотных дисков под колесами, при необходимости подправляют. Колеса автомобиля медленно опускают посередине поворотных дисков.
Установить тормозное приспособление на ножной тормоз, как показано на рисунке 12.
Рис.12 Рис.13
На время измерений передние колеса должны быть блокированы. Автомобиль несколько раз нажимом на бампер прокачать вверх и вниз.
Поворотные диски на подставках расфиксировать путем извлечения штифтов (Рис. 13).
Подготовка тест-системы к работе завершена и можно переходить непосредственно к измерению параметров установки колес.
Измерение схождения колес
Установить передние колеса в направлении прямолинейного движения. Оба измерительных прибора выставить по уровню (см. рис.14) и зафиксировать относительно оси опорной балки при помощи зажимного винта. Поворотом рукоятки блока зеркала направить изображения световых указателей приборов на соответствующие шкалы, закрепленные снизу на корпусах проекторов измерительных приборов. Вершина светового указателя должна находиться на горизонтальной линии одной из шкал, которая соответствует величине обода колеса проверяемого автомобиля.
Рис.14 Рис.15
Вращением рукоятки подвижки объектива проектора схождения добиться четкого изображения светового указателя.
Колеса вращать до тех пор, пока вершина светового указателя на одной из шкал не установится на нулевую отметку. Величину схождения передних колес считывают по другой шкале (см. рис. 14).
На рисунке 15 видно, что для колес с ободом 12" - 14" схождение передних колес положительно и равно 2 мм.
При измерении схождения передних колес и развала колес измерительные приборы всегда должны находиться в выверенном по встроенному уровню положении.
При измерении продольного и поперечного наклона оси поворота колеса встроенный уровень не используется.
Центровка рулевого колеса
Надеть индикаторы на задние колеса таким образом, чтобы выемки зацепов охватывали обод колеса. Передние колеса должны быть установлены в направлении прямолинейного движения. Измерительные приборы, как и прежде, должны быть выверены по встроенному уровню. Индикаторные шкалы перемещать вверх и вниз, пока на них не попадет световой указатель параллельного проектора (см. рис. 16). Вращением рукоятки подвижки объектива параллельного проектора добиться четкого изображения светового указателя.
Передние колеса повернуть до положения, когда на обоих индикаторах задних колес будет одинаковое отклонение светового указателя (см. рис. 16).
|
В таком положении схождение передних колес по отношению к продольной оси автомобиля одинаково и рулевое колесо должно быть отцентрировано.
Если рулевое колесо не отцентрировано, необходимо отрегулировать поперечные рулевые тяги. При регулировке необходимо следить за тем, чтобы положение колес оставалось неизменным.
Измерение развала колес
Отгоризонтировать измерительные приборы по встроенному уровню. Установить измеритель угла наклона перпендикулярно проектору до его фиксации (см. рис.20).
Рис. 21
Установить рычажок измерителя в фиксированное положение РАЗВАЛ КОЛЕС.
Повернуть передние колеса в такое положение, пока оба не будут иметь одинаковое схождение. Снять показание величины развала колеса по шкале справа. На рис. 21 отсчет по шкале составляет 1° - положительная величина развала колес.
Угол развала другого колеса контролируется аналогично.
Измерение продольного и поперечного наклона оси поворотной стойки
Повернуть передние колеса в такое положение, пока оба не будут иметь одинаковое схождение.
Установить шкалу поворотных дисков подставок в нулевое положение (см. рис. 22).
Рис.22 Рис. 23
Левое колесо повернуть на 20°, как показано на рисунке 23.
Установить прибор для угла измерения продольного наклона оси поворотной стойки, как показано на рисунке 24.
Рис.24 Рис.25
Рычажок измерителя углов наклона вывести из канавки и передвинуть в положение для измерения угла, пока стрелка в пятне проецируемого круга не установится на нулевую отметку на шкале. После этого левое колесо повернуть наружу на 20°. Угол продольного наклона оси поворотной стойки прочитать на левой шкале измерителя угла наклона.
На рисунке 25 отсчет составляет 2° - положительный продольный наклон оси поворотной стойки.
Измерение продольного наклона оси поворотной стойки правого колеса производится аналогично.
Для измерения поперечного наклона оси поворотной стойки прибор для измерения угла наклона установить так, как показано на рисунке 26.
Рис.26 Рис.27
Повернуть измеритель угла, как показано на рисунке 26, пока он зафиксируется параллельно колесу.
Левое колесо повернуть внутрь на 20°.
Ослабить винт крепления измерительного прибора к опорной балке и прибор поворачивать вокруг оси опорной балки, пока световой указатель не займет положение на нулевой отметке шкалы. Затянуть винт крепления прибора. Повернуть колесо наружу на 20°. Показание угла поперечного наклона оси поворотной стойки считывают по левой шкале измерителя углов.
На рисунке 27 отсчет по шкале составляет 3° положительного поперечного наклона оси поворотной стойки.
Если продольный или поперечный наклон оси поворотной стойки больше чем 8°, надо зафиксировать стрелку в пятне проецируемого круга не на "О", а на минус 3°. При этом фактический угол будет соответственно на 3° больше, чем считанный со шкалы.
Контроль цельной оси
Правый измерительный прибор установить на левом заднем колесе, а левый измерительный прибор - на правом, как показано на рисунке 28. Проекторы схождения колес должны проецировать световые указатели друг на друга.
|
Корректировку вращательного движения задних колес выполняют так же, как и для передних (см. раздел 4).
Передние колеса направляют прямо и индикаторы устанавливают на передние колеса. Измерительные приборы горизонтируют по встроенному уровню, а индикаторные шкалы перемещают вверх-вниз, пока световой указатель не попадет на них. Снимают показание с индикаторной шкалы.
Рис. 29 Рис.30
При правильном положении заднего моста на обеих сторонах получается одинаковая величина. Если величины различны, то может быть несколько причин, которые описаны ниже.
Первая причина - задняя ось смещена вправо (см. рисунок 29).
Из рисунка 29 видно, что на левом индикаторе показание А = 1, а на правом - В = 3.
Контроль производится путем перекрестного измерения. Вторая причина - задняя ось не параллельна передней оси (см. рисунок 30).
Контроль производится путем перекрестного измерения. Третья причина - правая задняя ось согнута назад (см. рисунок 31).
Рис.31 Рис.32
Необходимо проконтролировать, имеет ли задняя ось правильное схождение колес.
Четвертая причина - левая задняя ось согнута вперед (см. рисунок 32).
Необходимо проконтролировать, имеет ли задняя ось правильное схождение колес.
Таблица результатов диагностирования рулевого управления автомобиля
марки..................
Наименования параметров | Значения | |
Номиналь-ные | Заме-ров | |
Схождение колес, мм Центровка рулевого колеса, мм: А – левое А – правое Смещение колеса на переднем мосту, мм: С Д Угол развала, град: правое колесо левое колесо Продольный наклон оси поворотной стойки, град: левая правая Поперечный наклон оси поворотной стойки, град: левая правая Углы поворота управляемых колес, град: левое правое рассогласованность Смещение задней оси по отношению к передней, мм Непараллельность передней и задней осей, мм Деформация задней оси, мм |
5. ВЫВОДЫ
В выводах необходимо сравнивать полученные результаты с нормативными для проверенного автомобиля, указать причины расхождения и предложения по их устранению.
Порядок вывода страниц в печать
(Microsoft Word, SAMSUNG ML-1210)
Число страниц на листе: 2 страницы
Страницы: номера
ЛИСТ_01: ← 24, 1
2, 23
ЛИСТ_02: ← 22, 3
4, 21
ЛИСТ_03: ← 20, 5
6, 19
ЛИСТ_04: ← 18, 7
8, 17
ЛИСТ_05: ← 16, 9
10, 15
ЛИСТ_06: ← 14,11
12, 13
Меры безопасности
Для эффективной и надежной работы изделия необходимо придерживаться следующих основных правил:
-перед вводом изделия в эксплуатацию изучить устройство, принцип работы, порядок проведения измерений и придерживаться содержащихся в методическом указании требований;
-не подвергать изделие, а измерительные приборы в особенности, воздействию резких механических ударов, прямого попадания воды и других жидкостей;
-для продления срока службы ламп измерительных приборов рекомендуется на период подготовительных работ до начала измерений и при длительных перерывах между измерениями измерительные приборы отключать от сети;
-протирать от пыли и грязи оптические детали измерительных приборов только мягкой хлопчатобумажной салфеткой, входящей в состав комплекта;
-периодически проводить контроль и техническое обслуживание изделия при помощи входящего в комплект контрольного оборудования.
2.Общие определения
Схождение колес
Разность величин расстояний А и В (рис.1), выраженная в миллиметрах, определяет величину схождения передних колес автомобиля.
Если В меньше А, то схождение колес положительное, если В больше А, то схождение колес отрицательное. При помощи тест-системы измеряют схождение колес на бортовой закраине, что соответствует технологической инструкции автомобильного завода.
Схождение колес может быть выражено в виде угла. Если колеса поставлены внутрь к оси автомобиля, то угол положительный, если колеса поставлены наружу, то угол отрицательный (табл.1).
Таблица 1.
Переводная таблица углов схождения колес автомобиля в линейные величины, выраженные в миллиметрах.
Диаметр обода колеса, дюйм | Угловая величина схождения колес | ||||||||
0о05ı | 0о10ı | 0о15ı | 0о20ı | 0о25ı | 0о30ı | 0о35ı | 0о40ı | 0о45ı | |
0,4 0,4 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6 0,7 | 0,7 0,9 1,0 1,0 1,1 1,2 1,3 1,3 | 1,1 1,3 1,4 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 | 1,5 1,8 1,9 2,1 2,2 2,4 2,5 2,7 | 1,8 2,2 2,4 2,6 2,8 3,0 3,1 3,3 | 2,2 2,7 2,9 3,1 3,3 3,5 3,8 4,0 | 2,6 3,1 3,4 3,6 3,9 4,1 4,4 4,7 | 3,0 3,5 3,8 4,1 4,4 4,7 5,0 5,3 | 3,3 4,0 4,3 4,7 5,0 5,3 5,7 6,0 | |
Диаметр обода колеса, дюйм | Угловая величина схождения колес | ||||||||
0о50ı | 0о55ı | 1о00ı | 1о05ı | 1о10ı | 1о15ı | 1о20ı | 1о25ı | 1о30ı | |
3,7 4,4 4,8 5,2 5,5 5,9 6,3 6,6 | 4,1 4,9 5,3 5,7 6,1 6,5 6,9 7,3 | 4,4 5,3 5,8 6,2 6,6 7,1 7,5 8,0 | 4,8 5,8 6,2 6,7 7,2 7,7 8,2 8,6 | 5,2 6,2 6,7 7,2 7,8 8,3 8,8 9,3 | 5,5 6,6 7,2 7,8 8,3 8,9 9,4 10,0 | 5,9 7,1 7,7 8,3 8,9 9,5 10,0 10,6 | 6,3 7,5 8,2 8,8 9,4 10,0 10,7 11,3 | 6,6 8,0 8,6 9,3 10,0 10,6 11,3 12,0 |
Развал колес
Развал колес – измеряемый в градусах наклон колеса в вертикальной плоскости относительно средней линии автомобиля. При наклоне колеса наружу – развал положительный, при наклоне внутрь – отрицательный (рис.2)
Продольный наклон оси поворотной стойки
Наклон оси поворотной стойки в продольной плоскости измеряется в градусах (см.рис.3). Если ось поворотной стойки в продольной плоскости имеет такой наклон, при котором нижняя часть оси выдвинута вперед, то продольный наклон оси поворота колеса положительный, если назад – отрицательный.