Лекция 10, 11.Управление запасами
Содержание темы:
1. Понятие и виды запасов.
2. Методы управления запасами.
3. Тарное и упаковочное хозяйство
1.Запас— это продукция, которая предназначена для производственного или непроизводственного потребления, но временно находящаяся вне этих процессов.
По отношению к любому участнику рынка необходимые в его хозяйственной деятельности запасы можно разделить на запасы:
• входящие — это продукция, закупленная участником рынка и временно хранящаяся у него до начала ее употребления (использования);
• внутренние — это продукция, которая находится в процессе ее употребления, но внутри самого этого процесса она (сама или обычно уже в каком-то преобразованном виде) временно не подвергается употреблению в силу особенностей технологии самого процесса ее употребления (обычно как процесса производства);
• выходящие — это продукция данного участника рынка, предназначенная для ее реализации другим участникам рынка. Обычно это есть готовая продукция, которую реализует производитель или торговец.
Различают большое количество классификаций запасов. К основным из них можно отнести следующие.
По отношению к стадии воспроизводственного процесса разделяются запасы на:
• производственные — это запасы в процессе производства продукции;
• торговые (торгово-транспортные) — это запасы в сфере обращения, т. е. запасы, создаваемые в процессе перемещения продукции от производителя к потребителю;
• потребительские — это запасы в сфере потребления продукции частными лицами.
В свою очередь, производственные запасы с точки зрения места их нахождения относительно процесса производства разделяются на:
• исходные — это запасы сырья, материалов и другой продукции, которая поступает извне в процесс производства;
• промежуточные — это запасы в незавершенном производстве, т. е. запасы, образуемые в процессе производства на разных его технологических ступенях. К ним относятся запасы еще «незавершенной», или неготовой, продукции;
• конечные — это запасы готовой к реализации, т. е. к отправке торговцам или потребителям, произведенной продукции.
Аналогично торговые запасы условно могут быть разделены на следующие группы:
• запасы в сфере торговли — это запасы торговых организаций, которые хранятся на складах и непосредственно в торговой сети;
• запасы в сфере транспортировки — это запасы, которые находятся в процессе транспортировки транспортными организациями или на (перевалочных) складах транспортных организаций.
По назначению запасы разделяются на:
• нормальные (обычные, оптимальные) — это запасы продукции в размерах, обеспечивающих бесперебойность текущих процессов производства и потребления в экономике. В зависимости от вида хранимой продукции эти запасы принято разделять на:
— текущие — это запасы продукции, производство и потребление которой осуществляется более-менее равномерно по периодам года;
— сезонные — это запасы продукции, процессы производства и потребления которой существенно не совпадают во времени. Это обычно запасы сельскохозяйственной продукции, запасы продукции сезонного потребления или запасы продукции, поставляемой в труднодоступные районы страны;
• страховые — это запасы продукции, предназначенные на случай стихийных бедствий или иных непредвиденных (случайных) ситуаций.
С развитием экономики происходит и рост запасов продукции, основными причинами которого являются:
· увеличение масштабов производства. При прочих равных условиях, чем больше производится продукции, тем большая величина запаса должна постоянно вступать в процесс создания новых продуктов;
• увеличение масштабов перевозок. Продукция производится концентрированно в каких-то центрах, а ее потребители часто расположены по всему миру. В результате увеличиваются размеры продукции, которые постоянно находятся в процессе перевозки, т. е. «в пути»;
• процесс разделения труда. Разделение труда ведет к возникновению новых производств, а потому и к появлению все новых запасов (каких-то деталей, комплектующих изделий и др.);
• рост ассортимента производимой продукции. Увеличение видов производимой продукции требует и специальных способов ее доведения до потребителей, а это неизбежно приводит к росту запасов, прежде всего складских.
2.Метод фиксированного запаса. Данный метод управления запасами состоит в том, что запасы пополняются только «по потребности», т. е. без обязательных временных дат формирования заказа и без обязательных размеров заказов на пополнение (восполнение) запаса, т. е. размер заказа никак заранее не фиксируется, а определяется расчетным методом каждый раз.
Отправным уровнем запаса является установленный его нормативный (максимальный) размер, известный обычно исходя из возможностей (мощности) склада.
Сигналом (причиной) принятия решения о заказе является снижение текущего запаса до установленного его допустимого (минимального) уровня, который должен превышать страховой уровень запаса на количество продукции, которое необходимо для удовлетворения заявок потребителей в течение времени от отдачи приказа до его (как партии продукции) поступления на склад.
Если известно, что поставка заказа, возможно, будет задерживаться сверх обычного периода времени, то будет расходоваться страховой запас, а размер заказа по возможности должен учеть и этот расход. (В ином случае недопоставку продукции до уровня нормативного запаса следует компенсировать новым заказом, как только станет ясным, что предыдущий заказ недостаточен для восстановления нормативного уровня.)
Метод с нефиксированным (плавающим) размером заказа —это метод управления запасами, при котором их пополнение осуществляется неравными (нефиксированными) партиями (заказами).
3.Упаковка и тара — разновидности материальной защиты доставляемой продукции, различие между которыми состоит лишь в их ориентации.
Упаковка есть защита продукции, которая ориентирована прежде всего на сохранение ее качественных свойств и количественных размеров.
Тара есть упаковка, которая дополнительно ориентирована на интересы процессов транспортировки и складирования готовой продукции и потому обычно выступает в виде упаковки, которая одновременно является местом для размещения целой
партии продукции, а если последняя уже упакована, то она становится своего рода «вторичной» упаковкой.
Основными функциями тары являются обеспечение защиты продукции, ее сохранения, транспортабельности, хранимости, удобства для работников всего логистического процесса.
К таре предъявляются требования технического и экономического характера, которые отражают, с одной стороны, материальную сущность затариваемой продукции и процессов, совершаемых с нею, а с другой стороны, рыночные требования к продукту, к его упаковке и доставке.
Существует множество видов тары, которые классифицируются по различным признакам. К наиболее важным относится деление тары:
- по сферам применения (производственная, транспортная, потребительская),
- по оборачиваемости (разовая и оборотная),
- по назначению (унифицированная и специализированная),
- по материалу и форме (твердая, полутвердая и мягкая).
Тарное хозяйство имеет место обычно у всех производителей продукции и в крупных складских комплексах. Однако наиболее быстро развиваются специализированные предприятия, которые создают всевозможные тарные материалы и все новые виды тары (упаковки) в соответствии с требованиями процессов транспортировки и складирования продукции, а также в целях снижения потерь готовой продукции на всех этапах ее доставки до конечного потребителя.
Контрольные вопросы:
1. Понятие запас;
2. Виды запасов;
3. Методы управления запасами;
4. Понятие тары и упаковки;
5. Функции тары;
6. Классификация тары.