Лекция 10, 11.Управление запасами

Содержание темы:

1. Понятие и виды запасов.

2. Методы управления запасами.

3. Тарное и упаковочное хозяйство

1.Запас— это продукция, ко­торая предназначена для производственного или непроизводст­венного потребления, но временно находящаяся вне этих про­цессов.

По отношению к любому участнику рынка не­обходимые в его хозяйственной деятельности запасы можно раз­делить на запасы:

• входящие — это продукция, закупленная участником рынка и временно хранящаяся у него до начала ее употребления (использования);

• внутренние — это продукция, которая находится в процессе ее употребления, но внутри самого этого процесса она (сама или обычно уже в каком-то преобразованном виде) временно не подвергается употреблению в силу особенно­стей технологии самого процесса ее употребления (обычно как процесса производства);

• выходящие — это продукция данного участника рынка, предназначенная для ее реализации другим участникам рынка. Обычно это есть готовая продукция, которую реа­лизует производитель или торговец.

Различают большое количество классификаций запасов. К основным из них можно отнести сле­дующие.

По отношению к стадии воспроизводственного процесса разде­ляются запасы на:

• производственные — это запасы в процессе производства продукции;

• торговые (торгово-транспортные) — это запасы в сфере обращения, т. е. запасы, создаваемые в процессе переме­щения продукции от производителя к потребителю;

• потребительские — это запасы в сфере потребления про­дукции частными лицами.

Лекция 10, 11.Управление запасами - student2.ru

В свою очередь, производственные запасы с точки зрения места их нахождения относительно процесса производства раз­деляются на:

• исходные — это запасы сырья, материалов и другой продук­ции, которая поступает извне в процесс производства;

• промежуточные — это запасы в незавершенном производ­стве, т. е. запасы, образуемые в процессе производства на разных его технологических ступенях. К ним относятся за­пасы еще «незавершенной», или неготовой, продукции;

• конечные — это запасы готовой к реализации, т. е. к от­правке торговцам или потребителям, произведенной про­дукции.

Аналогично торговые запасы условно могут быть разделены на следующие группы:

• запасы в сфере торговли — это запасы торговых организа­ций, которые хранятся на складах и непосредственно в торговой сети;

• запасы в сфере транспортировки — это запасы, которые на­ходятся в процессе транспортировки транспортными орга­низациями или на (перевалочных) складах транспортных организаций.

По назначению запасы разделяются на:

• нормальные (обычные, оптимальные) — это запасы продук­ции в размерах, обеспечивающих бесперебойность текущих процессов производства и потребления в экономике. В за­висимости от вида хранимой продукции эти запасы приня­то разделять на:

— текущие — это запасы продукции, производство и по­требление которой осуществляется более-менее равно­мерно по периодам года;

— сезонные — это запасы продукции, процессы производст­ва и потребления которой существенно не совпадают во времени. Это обычно запасы сельскохозяйственной про­дукции, запасы продукции сезонного потребления или запасы продукции, поставляемой в труднодоступные рай­оны страны;

• страховые — это запасы продукции, предназначенные на случай стихийных бедствий или иных непредвиденных (случайных) ситуаций.

С развитием экономики происходит и рост запасов продукции, основными причинами которого являются:

Лекция 10, 11.Управление запасами - student2.ru

· увеличение масштабов производства. При прочих равных условиях, чем больше производится продукции, тем большая величина запаса должна постоянно вступать в процесс создания новых продуктов;

• увеличение масштабов перевозок. Продукция производится концентрированно в каких-то центрах, а ее потребители часто расположены по всему миру. В результате увеличива­ются размеры продукции, которые постоянно находятся в процессе перевозки, т. е. «в пути»;

• процесс разделения труда. Разделение труда ведет к возник­новению новых производств, а потому и к появлению все новых запасов (каких-то деталей, комплектующих изделий и др.);

• рост ассортимента производимой продукции. Увеличение видов производимой продукции требует и специальных способов ее доведения до потребителей, а это неизбежно приводит к росту запасов, прежде всего складских.

2.Метод фиксированного запаса. Данный метод управления за­пасами состоит в том, что запасы пополняются только «по по­требности», т. е. без обязательных временных дат формирования заказа и без обязательных размеров заказов на пополнение (вос­полнение) запаса, т. е. размер заказа никак заранее не фиксиру­ется, а определяется расчетным методом каждый раз.

Отправным уровнем запаса является установленный его нор­мативный (максимальный) размер, известный обычно исходя из возможностей (мощности) склада.

Сигналом (причиной) принятия решения о заказе является снижение текущего запаса до установленного его допустимого (минимального) уровня, который должен превышать страховой уровень запаса на количество продукции, которое необходимо для удовлетворения заявок потребителей в течение времени от отдачи приказа до его (как партии продукции) поступления на склад.

Если известно, что поставка заказа, возможно, будет задер­живаться сверх обычного периода времени, то будет расходо­ваться страховой запас, а размер заказа по возможности должен учеть и этот расход. (В ином случае недопоставку продукции до уровня нормативного запаса следует компенсировать новым за­казом, как только станет ясным, что предыдущий заказ недоста­точен для восстановления нормативного уровня.)

Метод с нефиксированным (плавающим) размером заказа —это метод управления запасами, при котором их пополне­ние осуществляется неравными (нефиксированными) пар­тиями (заказами).

3.Упаковка и тара — разно­видности материальной защиты доставляемой продукции, раз­личие между которыми состоит лишь в их ориентации.

Упаковка есть защита продукции, которая ориентирована прежде всего на сохранение ее качественных свойств и количе­ственных размеров.

Тара есть упаковка, которая дополнительно ориентирована на интересы процессов транспортировки и складирования гото­вой продукции и потому обычно выступает в виде упаковки, которая одновременно является местом для размещения целой

партии продукции, а если последняя уже упакована, то она ста­новится своего рода «вторичной» упаковкой.

Основными функциями тары являются обеспечение защи­ты продукции, ее сохранения, транспортабельности, хранимости, удобства для работников всего логистического процесса.

К таре предъявляются требования технического и экономи­ческого характера, которые отражают, с одной стороны, мате­риальную сущность затариваемой продукции и процессов, со­вершаемых с нею, а с другой стороны, рыночные требования к продукту, к его упаковке и доставке.

Существует множество видов тары, которые классифициру­ются по различным признакам. К наиболее важным относится деление тары:

- по сферам применения (производственная, транс­портная, потребительская),

- по оборачиваемости (разовая и обо­ротная),

- по назначению (унифицированная и специализирован­ная),

- по материалу и форме (твердая, полутвердая и мягкая).

Тарное хозяйство имеет место обычно у всех производите­лей продукции и в крупных складских комплексах. Однако наиболее быстро развиваются специализированные предпри­ятия, которые создают всевозможные тарные материалы и все новые виды тары (упаковки) в соответствии с требованиями процессов транспортировки и складирования продукции, а так­же в целях снижения потерь готовой продукции на всех этапах ее доставки до конечного потребителя.

Контрольные вопросы:

1. Понятие запас;

2. Виды запасов;

3. Методы управления запасами;

4. Понятие тары и упаковки;

5. Функции тары;

6. Классификация тары.

Наши рекомендации