Лекция 12, 13. Информационная логистика

Содержание темы:

1. Понятие информационной логистики. Движение информации.

2. Типы информации.

3. Носители информации.

4. Формы существования информации.

5. Информационные системы и их виды.

1. Информация в логистике есть сведения, которые необходимы для управления логистиче­скими процессами. Работа с информацией на рынке все более превращается в особую сферу профессиональной деятельности, поскольку сложность управленческих процессов, связанных с движением продукции, вызывает к жизни необходимость их ав­томатизации, т. е. управления вещами без участия самого чело­века.

Движение продукции порождает движение информации об этом процессе, но если движение продукции в нормальном слу­чае имеет однонаправленный характер, то информация всегда движется в обе стороны, так как информация необходима как продавцу, так и покупателю продукции.

В техническом плане движение информации представляет собой ее перемещение либо по электронным каналам связи, либо путем почтовых отправлений. Данное движение информа­ции есть совокупность этапов ее сбора, обработки, хранения и использования в процессах управления.

В процессе управления используются самые разнообразные виды информации в зависимости от потребности в ней. Прежде всего, речь идет о делении информации на текущую, отчетную и плановую, а также о ее разделении на оперативную и норма­тивную.

В современных условиях информация выступает не просто как рыночный ресурс, требующий тех или иных затрат на вла­дение им, но уже и как собственно технологический ресурс по­тенциально любого производственного и логистического про­цессов, который лежит в основе автоматизированных систем управления этими процессами.

2.Состав имеющейся и передаваемой ин­формации может быть совершенно любой, но обычно он разли­чается по следующим критериям.

В зависимости от времени,к которому относится информа­ция, различают:

• текущую информацию — это информация, относящаяся к данному моменту (промежутку) времени;

• прошлую (отчетную) информацию — это информация, от­носящаяся к предшествующему времени;

• будущую (прогнозную) информацию — это информация, в которой содержатся сведения, касающиеся будущего пе­риода времени.

Взависимости от источника информацииона различается на:

оперативную информацию — это информация, которая яв­ляется результатом заключения рыночных договоров и дей­ствий самих участников рынка. Обычно это есть сведенияо количестве и качестве товара, его стоимости, сроках дос­тавки, месте отправки и доставки, месте нахождения в те­кущий момент времени и т. п., т. е. все то, что отражено в заключаемыхучастниками рынка договорах (соглашениях) и в данных об их исполнении;

• нормативную информацию — это информация, которая внешним образом задана участнику рынка и не меняется в зависимости от операций участника рынка. Сюда относит­ся информация законодательного характера, а также иные нормативы, которыми руководствуется участник рынка, например известные ему размеры цен и тарифов, времен­ные нормативы транспортных перевозок, ставки оплаты труда и др.

3. Носитель информации — это матери­альный способ ее фиксации. В зависимости от материального ти­па носители информации существуют двух типов:

· документарные носители — это носители информации, ко­торые существуют в виде вещественных предметов, чаще всего в виде различного рода бумажных бланков, или про­сто — на бумаге. (В древности, когда бумаги не было, то информация записывалась на других носителях — папиру­сах, бересте, глиняных табличках, камнях и др.). В услови­ях рынка такими документарными носителями являются письменные договоры, накладные, счета-фактуры и другие юридические и бухгалтерские документы;

• бездокументарные (электронные) носители — это электрон­ные базы данных, или электронные носители информации (дискеты, диски, магнитные ленты и др.).

В настоящее время широко используются оба типа носителей информации, но тенденция состоит в том, что на электронных носителях хранится все больше информации по двум причинам: во-первых, они намного дешевле, чем документарные носители в расчете на единицу хранимой информации, а во-вторых, они го­раздо лучше подходят для процессов управления информацией, чем документарные носители, поскольку через посредство элек­тронной техники имеющаяся на них информация может исполь­зоваться намного эффективнее, чем информация на обычных до­кументарных носителях.

Электронные носители информации позволяют автоматизи­ровать многие процессы управления движением продукции, т. е. осуществлять управление ими вообще без участия человека.

4.Информация существует в следующих основных формах:

• знаковая информация — это информация, которая сущест­вует в виде распознаваемых человеком знаков (цифры, бу­квы (слова), символы, ноты, схемы и т. п.);

• предметная информация — это информация, которая суще­ствует в виде материально-осязаемых предметов (изобра­жение, звуки и др.).

Знаковая информация может использоваться как самим че­ловеком, так и автоматизированными системами управления. Ее преимущество состоит в том, что она может быть «понятна» ма­шине, а не только человеку. Предметная информация предназначена для ее использования в процессе управления преимуще­ственно самим человеком.

5.В логистике информаци­онная система — это совокупность вычислительных систем, средств связи и баз данных, необходимых для управления логи­стическими процессами, или процессами доставки продукции от производителя к ее потребителю в широком смысле, т. е. вклю­чая и такого рода процессы, имеющие место у самого участника рынка, например, в процессе производства, транспортировки или даже хранения на складе.

Информационные системы в логистике в зависимости от уровня управления разделяются на информационные системы исполнителей и информационные системы руководителей раз­личного уровня.

В зависимости от предмета управления логистические ин­формационные системы участника рынка обычно разделяются на следующие взаимосвязанные системы:

• объемно-календарного управления — это информационные системы, которые нацелены на формирование и контроль за исполнением плана продаж и обеспечивающего его пла­на производства продукции;

• управления запасами — это информационные системы, ко­торые специализированы на управление всеми типами за­пасов участника рынка (входящими, промежуточными и выходящими);

• системы планирования материальных ресурсов — это ин­формационные системы, которые специализированы на планировании и осуществлении закупок и потребления ма­териальных ресурсов, необходимых для функционирования участника рынка;

• комплексные системы управления логистическим процес­сом — это информационные системы, с помощью которых осуществляется управление (во всех его проявлениях) логи­стическим процессом в целом по отношению к данному участнику рынка или к взаимосвязанной процессом дос­тавки группе участников рынка.

Наибольшее распространение получают именно комплексные информационные системы управления, развитие которых опре­деляется все возрастающими возможностями компьютеризации всех производственных и доставочных процессов. Современная вычислительная техника и программное обеспечение позволяют управлять «фантастическими» объемами информации, что делает возможными на автоматическом уровне, т. е. без участия челове­ка, увязывать между собой любые происходящие процессы в сфе­ре производства и обращения продукции, которые раньше могли осуществляться только благодаря непосредственной управленче­ской (координационной, расчетной, контрольной и т. п.) деятель­ности человека.

Контрольные вопросы:

1. Информация в логистике.

2. Процесс движения информации.

3. Виды информации.

4. Носители информации.

5. Формы информации.

6. Информационная система в логистике, виды информационных систем.

Наши рекомендации