Лекция 3. Снабженческая деятельность, логистика снабжения
Содержание темы:
1. Общие вопросы снабжения.
2. Торговая функция снабжения.
3. Транспортная функция снабжения.
4. Складская функция снабжения.
1.Снабжение есть единство покупки (закупки), транспортировки (доставки) и складирования продукции.
Процесс снабжения имеет место у абсолютно любого участника рынка: производителя товаров или услуг, торговца или просто потребителя, кем бы он ни был на рынке.
Снабжение производственных предприятий относится к базизным функциям
логистики и является первой ее подсистемой, основная цель которой – обеспечение производственного предприятия материальными ресурсами и услугами.
В обобщенном виде цель снабжения – гарантировать, чтобы организация
осуществляла надежную поставку материалов соответствующего качества,
необходимого объема, в нужное время, от квалифицированных поставщиков, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.
Процессснабжения, имеющий место у производителя продукции, обычно называется материально-техническим снабжением.
Потенциально предметом снабжения может быть любая продукция, но в силу специфики процесса материального производства предметом материально-технического снабжения преимущественно являются только предметы труда, которые необходимы для производства новой продукции.
Процесс снабжения имеет достаточно сложную внутреннюю структуру, охватывающую операции по закупке, транспортировке и складированию продукции.
Тем не менее у него имеется целый ряд предварительных действий, которые как бы предшествуют самому этому процессу. Такие «предснабженческие» действия обычно включают:
• выбор вида (видов) закупаемой продукции, установление их качественных и количественных характеристик;
• выбор способа снабжения: будет ли продукция доставлена непосредственно от ее производителя (транзитом) или поступит с соответствующего склада, т. е. от торгового посредника;
• установление критериев снабжения, т. е. показателей, на основе которых органы управления предприятием могут контролировать весь или все снабженческие процессы;
• планирование и нормирование снабженческих процессов;
• создание снабженческих органов, т. е. организация органов управления снабженческими операциями;
• обеспечение увязки снабжения со всей функциональной деятельностью участника рынка с другими его логистическими процессами, с логистическими операциями других заинтересованных участников рынка.
Работа любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов товаров и услуг, которые поставляют ему другие организации. Даже самому небольшому офису для выполнения своих функций необходимы помещения, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные другие предметы. Ни одна организация, предприятие, учреждение не являются самодостаточными.
2.Торговая функция процесса снабжения с рыночных позиций — самая главная его функция, ибо только в результате покупки продукции она становится собственностью покупателя. С этой функции собственно и начинается весь процесс снабжения.
Торговая функция снабжения — это покупка продукции участником рынка на основе заключения соответствующего договора купли-продажи, оплаты этой продукции (обычно деньгами) и оформления документов, свидетельствующих о праве собственности на нее.
Содержанием торговой функции снабжения являются следующие важнейшие действия покупателя:
• выбор поставщика (продавца) продукции, который осуществляется с позиций минимизации совокупных затрат на покупку и транспортировку этой продукции;
• заключение договора на поставку как определенное юридическое действие, совершаемое покупателем в исполнение его решения о закупке продукции;
• исполнение договора поставки, которое включает два момента, во-первых, переход прав собственности на купленную продукцию после ее оплаты и, во-вторых, получение (оформление) необходимых документов, свидетельствующих о праве собственности на продукцию.
Только после завершения торговых процедур покупатель может начать осуществлять процесс материальной доставки (транспортировки) продукции на свой склад или же этот процесс доставки становится процессом, относящимся к снабженческой деятельности данного участника рынка как покупателя продукции.
3.Транспортная функция снабжения позволяет переместить продукцию от ее поставщика к покупателю.
Транспортировка закупленной продукции может осуществляться либо самим покупателем, либо ее продавцом (поставщиком), либо специализированной транспортной организацией.
Во всех перечисленных вариантах — это транспортная функция данного покупателя, ибо в любом случае все расходы по транспортировке продукции оплачивает только он сам и соответственно выбор способа перевозки он делает таким образом, чтобы минимизировать свои затраты.
Существующий снабженческий процесс обычно включает следующие главные транспортные функции:
• выбор вида транспорта и вида транспортного средства;
• выбор транспортной организации-перевозчика;
• заключение договора на перевозку груза и получение грузоотправительных документов;
• погрузка продукции на транспортное средство;
• собственно процесс транспортировки до склада покупателя и/или контроль за ним.
4.Складская функция снабженческого процесса завершает данный процесс, но в известном смысле и одновременно кладет начало следующему процессу употребления купленной продукции.
Данная функция обычно состоит из следующих друг за другом процедур:
• разгрузкитранспортного средства на территории покупателя;
• приемкипродукции покупателем от грузоперевозчика;
• размещения (складирования) продукции на хранение (на складе) у покупателя.
Данные операции практически всегда производятся силами и средствами самого покупателя, а связанные с ними затраты увеличивают совокупную стоимость (цену) закупленной продукции.
Контрольные вопросы:
1. Понятие снабжения, основные цели снабжения;
2. Предмет снабжения;
3. Процесс снабжения;
4. Понятие торговая функция снабжения;
5. Содержание торговой функции снабжения;
6. Транспортная функция снабжения, ее содержание;
7. Складская функция снабжения, ее характеристика.