Лекция 2.Логистика и типы логистической деятельности коммерческой организации
Содержание темы:
1. Общее понятие о логистике и логистических операциях.
2. Место процесса доставки продукции на современном рынке.
3. Основные компоненты логистики как науки. Концепции логистики.
1. Логистические операции — это любые действия, связанные с возникновением, преобразованием и поглощениемматериального и сопутствующих ему информационного и финансового потоков.
Виды логистических операций:
Различают комплексные и элементарные операции. В свою очередь, комплексные операции бывают базисные, ключевые и вспомогательные.
Базисные операции — это закупка (снабжение), производство, сбыт.
Ключевые операции связаны с управлением процедурами заказов, закупками, запасами, производственными процедурами, физическим распределением.
Вспомогательные операции — это операции складирования, грузопереработки, упаковки, обеспечение возврата товаров, сбор возвратных отходов, информационно- компьютерная информация и другое сервисное обслуживание.
Элементарные операции — это погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка, сортировка, маркировка и т. п.
Другими словами, к логистическим операциям относятся такие действия, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение и т. п.
Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформления груза и т.п.
2. В основе своей рынок — это единство процессов производства, обращения и потребления вещественных товаров.
Товар как материальная вещь, или «продукция», должен быть создан его производителем и доставлен его потребителю.
С материальной стороны продукция разделяется на средства производства и предметы потребления в зависимости от типа их употребления.
Средства производства потребляются в процессе производства новых материальных благ, а предметы потребления используются в процессе личного или общественного (т. е. совместного) потребления самих людей.
Процесс доставки продукции происходит преимущественно в сфере обращения, в которой она не просто пространственно передвигается от производителя к потребителю, но и находится в процессе постоянного обмена на деньги, так как участники рынка — это частные собственники и передвижение объектов собственности невозможно иначе как на основе их обмена на тот или иной товарный эквивалент, которым на рынке обычно являются деньги.
Процесс доставки продукции в условиях рынка есть единство двух неразрывных процессов: материального, или процесса материального движения (передвижения) продукции, и стоимостного, или процесса обмена продукции на деньги, т. е. ее купли продажи.
Материальный процесс доставки, в свою очередь, — неразрывное единство процесса перемещения (транспортировки и «перевалки») продукции и процесса ее временного хранения в виде запаса.
Стоимостной процесс доставки — единство процессов купли и продажи продукции, или процессов торговли ею.
Процесс доставки может осуществляться силами самих производителей и потребителей продукции, но в результате разделения труда происходит специализация отдельных видов доставочных операций и их превращение в самостоятельные виды коммерческой деятельности, в результате чего возникают платные услуги по доставке продукции. Типы этих услуг соответствуют двум сторонам процесса доставки: материальные услуги по доставке представляют собой всевозможные транспортные и складские услуги; обменные услуги по доставке представляют собой различного рода услуги оптовой и розничной торговли. В связи с возникновением платных услуг по доставке продукции данный процесс доставки, кроме своих непосредственных участников — производителей и потребителей продукции, имеет еще и третью группу участников — рыночных посредников в доставке, к которым, прежде всего относятся: транспортные организации, складские организации, торговые организации и др.
Современный рынок — это не просто рынок товаров, но он, прежде всего, есть рынок капиталов, или рынок товаров и денег как форм существования капитала. Это означает, что целью любого участника современного рынка является не просто производство товаров как полезных человеку вещей, а получение прибыли от этого процесса. Товар либо сам является материальным элементом капитала, когда он служит в качестве какого-то средства производства в сфере производства, либо является носителем прибыли, когда является результатом процесса его производства как капиталистического производства. В материальном смысле произведенный товар есть какая-то полезная человеку вещь. В качестве носителя прибыли, реализуемой в процесс продажи товара его владельцем, товар есть товарный капитал.
Доставка продукции — это процесс доведения продукта от производителя до потребителя, используя те или иные рыночные способы его отчуждения.
Сфера обращения исходно предназначена именно для доставки продукции до ее пользователей, но попутно она включает и многие другие хотя и нужные для участников рынка (т. е. в которых они по тем или иным причинам оказываются, заинтересованы), но все же в данном смысле «второстепенные» и «несущественные» процессы.
Доставка продукта — не единственный процесс в сфере его обращения, который имеет место на рынке, но это процесс обращения, без которого рынок и производство невозможны вообще:
• средства производства — это материальные блага, которые используются в процессе производства новых продуктов в качестве орудий (средств) или предметов труда;
• предметы потребления — это материальные блага, которые используются для личного или совместного потребления людей и потому окончательно выбывают из процесса воспроизводства.
В процессе доставки любых продуктов до пользователей всегда осуществляется одновременно:
• материальная («физическая») доставка, или в наглядной (видимой, осязаемой) форме — это пространственно-временное движение (перемещение) продуктов как обычных вещей между участниками рынка;
• «стоимостная» доставка, или обращение продуктов как стоимостей, выражающееся в их неоднократном обмене на деньги по пути следования к потребителю. В этом чисто рыночном процессе продукт выступает уже не как физическая вещь, а только как абстрактное воплощение определенной суммы денег (стоимости).
Доставка продукции как материальный процесс есть единство двух типов процессов, совершаемых с нею в ходе продвижения (передвижения) к потребителю;
• процесс перемещения — это процесс изменения ее пространственного местоположения:
· транспортировка продукции — это перемещение продукции, связанное с изменением ее территориального месторасположения;
· «перевалка» продукции, или погрузку разгрузку, — это перемещение продукции с транспортного средства на другое транспортное средство или на землю, и наоборот;
· процесс хранения— это нахождение продукции в данной точке пространства в течение какого-то (обычно необходимого) времени. Запас — это продукция, находящаяся в процессе ее хранения, или хранимая продукция.
Перемещение и хранение — две неразрывные, но одновременно и противоположные стороны материального процесса доставки продукции как процесса движения вообще.
Сущность «стоимостной» доставки. В процессе передвижения от производителя к потребителю продукция меняет своего собственника (владельца), так как каждый участник рынка — обособленный (частный) собственник. В этом случае она обменивается на соответствующее количество денег.
Обмен на деньги существует в двух формах:
• купля — это обмен денег на продукт; владелец денег, т. е. покупатель, покупает необходимый ему продукт;
• продажа — это обмен продукта на деньги; владелец продукта, т. е. продавец, продает его другому участнику рынка как покупателю.
3.В результате компонентами логистической науки являются следующие организационные типы процесса доставки:
а) особые типы деятельности, охватывающие процесс доставки участника рынка в целом: снабжение, сбыт, внутрипроизводственная доставка;
б) отрасли логистических услуг, или логистические отрасли: транспортное хозяйство, складское хозяйство и торговля.
Дальнейшее развитие предмета логистики проявляется в существовании специальных сфер логистики, которые изучают процессы, пронизывающие все (или многие) организационные типы процесса доставки, потому их исследование целесообразно осуществлять самостоятельно и применительно сразу ко многим типам логистической деятельности или услуг. Эти сферы включают процессы управления запасами, тарное хозяйство, информационные услуги и др.
Под концепцией логистики понимается обычно либо какая-то система взглядов, дающая возможность понять процессы доставки, имеющие место в экономике, либо какая-то ведущая мысль (замысел, общий подход), которая определяет всю совокупность действий участника рынка, связанных с доставкой продукции.
Основные логистические концепции, которые сформировались к настоящему времени, условно можно разделить на две группы:
1. концепции минимизации логистических издержек;
2. концепции организации логистической деятельности.
1.Концепции минимизации логистических издержек. К ним относятся:
• концепция минимизации затрат на отдельный логистический процесс;
• концепция минимизации общих логистических издержек.
1.1. Концепция минимизации затрат на отдельный логистическийпроцесс. Участник рынка осуществляет обычно множество разнообразных логистических действий. Согласно подходу данной концепции его главная задача состоит в том, чтобы минимизировать затраты на каждый логистический процесс.
Минимизация затрат — цель любого участника рынка, поскольку является главным методом увеличения его прибыли. Снижая затраты на доставку продукции, он тем самым при прочих равных условиях увеличивает общую величину прибыли от продажи этой продукции на рынке.
1.2.Концепция минимизации общих логистических издержек. Суть концепции заключается в том, что логистические процессы, осуществляемые участником рынка, рассматриваются уже не по отдельности, как это имело место в предыдущей концепции, а в своей совокупности.В соответствии с данной концепцией участник рынка стремится минимизировать затраты на доставку не только и не столько в каждом звене этого процесса, а применительно к своему конечному результату (продукту).
Например, участник рынка по отношению к своему конечному продукту должен осуществить несколько процессов доставки. Он может нацелиться на то, чтобы каждый процесс доставки осуществлялся с минимальными затратами, но если эти логистические процессы взаимосвязаны, то важно, чтобы совокупные затраты на них были минимальны. Обычно это может быть достигнуто таким образом, что при росте затрат на какие-то отдельные процессы затраты на другие процессы снижались в гораздо большей степени, чем их можно было бы снизить при обособленном рассмотрении. В результате совокупная минимизация затрат только возрастает.
2.Концепции организации логистической деятельности участника рынка. Сюда включаются концепции:
• реинжиниринга;
• интегрирования;
• управления цепочкой поставок.
2.1. Концепция реинжиниринга в логистике. Идея подхода, провозглашаемого данной концепцией, состоит в том, что под цель, связанную с доставкой продукции, которую участник рынка ставит перед собой, разрабатывается единый процесс, в котором увязываются все функциональные звенья предприятия. В том случае, когда такая увязка с существующими организационными звеньями не получается (или неэффективна), проводятся изменения в соответствующих организационных звеньях (убираются ненужные, создаются новые, переструктурируются существующие и т. д.), или осуществляется организационный реинжиниринг.
2.2.Концепция интегрирования. Данная концепция исходит из того, что все составные части процесса доставки продукции, которые осуществляются данным участником рынка, должны быть взаимоувязаны (интегрированы) между собой. Таким образом, логистические процессы (логистическая деятельность) в компании (снабжение, внутрипроизводственные процессы, сбыт и др.) осуществляются не отдельно друг от друга, а как единый комплекс, нацеленный на уменьшение затрат по доставке, на своевременную доставку продукции, на налаживание устойчивых рыночных связей с поставщиками и потребителями продукции и т. п.
2.3. Концепция управления цепочкой поставок.Данный подход состоит в наилучшей организации всего процесса доставки конкретного продукта от его исходного пункта (производителя, поставщика) до конечного потребителя.
Эта концепция основывается на увязке действий всей цепочки доставки продукции от производителя до потребителя, которая состоит из разных участников рынка. Если все части этой цепочки доставки находятся в какой-то органической связи между собой, например у них близкий (одинаковый) состав собственников, то в этом случае у них можно найти «сквозной» экономический интерес (минимизация затрат или увеличение прибыли), который будет максимален, если они будут действовать на рынке как единое целое, а не как обособленные владельцы, интересы которых противоположны.
Контрольные вопросы:
1. Понятие логистическая операция.
2. Виды логистических операций.
3. Понятие процесса доставки.
4. Характеристика процесса доставки.
5. Основные компоненты логистической науки.
6. Понятие концепции логистики.
7. Виды основных концепций.