Для очистки стрелок от снега
7.1. Устройства автоматической и ручной пневматической обдувки применяют для очистки стрелочных переводов от снега. Автоматическая пневмоочистка дополняется шланговой обдувкой для обеспечения более тщательной очистки от снега всего стрелочного перевода. Снежные валы, образуемые у стрелочного перевода в результате работы пневмоустройств, периодически должны убираться снегоуборочными поездами или другими средствами.
7.2. На железных дорогах СССР применяются пневмоочистителыдые устройства конструкции института Гипротранссигналсвязь (ГТСС). В зависимости от степени заносимости, интенсивности поездной и маневровой работы различают:
однопрограммное пневмоочистительное устройство с шаговой системой управления для крупных станций и узлов в районах слабой заносимости, обеспечивающее поочередную очистку стрелок от снега с заданным режимом работы;
многопрограммное пневмоочистительное устройство с блочной системой управления для крупных станций и узлов с интенсивной поездной и маневровой работой в районах средней и сильной заносимости;
пневмоочистительное устройство с малым компрессором для промежуточных станций, участков с диспетчерской централизацией, пологих стрелок, а также для одиночных стрелок, удаленных от станции.
Блочная система управления имеет три способа очистки: циклический - на всех стрелках, как и при шаговом управлении; групповой - на наиболее деятельных стрелках, выделенных в отдельную группу; индивидуальный на любой стрелке по необходимости с учетом погодных условий.
При блочной системе управления возможны три режима работы: нормальный, облегченный и усиленный.
7.3. К устройствам автоматической пневматической очистки стрелок конструкции института ГТСС относится специальная арматура - трубы с соплами, направляющие сжатый воздух в пространство между остряком и рамным рельсом, и электропневматические клапаны ЭПК-64, управляющие подачей сжатого воздуха; арматура дистанционного управления, монтируемая в помещении поста электрической централизации (ЭЦ) или стрелочного поста; пусковая аппаратура (кнопки), установленная на пульте управления стрелками; компрессорная установка.
7.4. В комплект стрелочной арматуры входят следующие основные части:
трубопроводы из дюймовых труб, подводящие и распределяющие воздух к отводам с соплами; укладываются они вдоль рамных рельсов;
отводы с соплами, из которых сжатый воздух подается в пространство между отжатым остряком и рамным рельсом;
трубы диаметром 1,5", подводящие воздух от электропневматического клапана ЭПК-64 к трубопроводам;
кронштейны для поддержки трубопроводов, закрепленные на подошве рамных рельсов стрелки;
фланцевая изоляция одного трубопровода от другого;
арматурные детали - муфта, контргайки, тройники, болты, скобы и др.;
колеса, выгнутые из трубы диаметром 1/2", предназначенные для соединения концов трубопроводов с первыми отводами и соплами, установленными у начала остряков.
7.5. Сопла, вваренные в концы отводов, имеют косые срезы под углом 45°, обращенные в сторону остряка. Срез обеспечивает отклонение струи воздуха в сторону остряка. Срез на сопле диаметром 1 мм дополнительно несколько развернут вверх для того, чтобы струя сжатого воздуха очищала подушку скольжения и верх остряка.
Направление оси сопел развернуто в сторону остряка на 10º или 30º. Отводы с разворотом 30° применяют для продувки пространства между остряком и упорными болтами. В зависимости от типа стрелки и марки крестовины стрелочные арматуры имеют различное количество сопел.
7.6. Электропневматический клапан ЭПК-64 служит для дистанционного управления подачей сжатого воздуха к арматурам. Он имеет два электромагнита, которые открывают доступ сжатому воздуху к одному или другому остряку стрелки в зависимости от того, на какой электромагнит подано напряжение.
На обыкновенных стрелочных переводах с маркой крестовины 1/11, 1/9, 1/6 устанавливается один клапан ЭПК-64; на перекрестных переводах должно быть установлено четыре клапана (по одному с каждой стороны стрелки). На пологих стрелках с марками крестовин 1/18 устанавливают два клапана ЭПК-64.
7.7. Сжатый воздух от компрессорной установки после осушки и маслоотделения поступает в разводящую сеть с воздухосборниками и далее через ЭПК к стрелочным арматурам с соплами.
7.8. Техническая характеристика пневмоочистительных устройств следующая:
Показатель | Однопрограммные пневмоочистительные устройства | Многопрограммные пневмоочистительные устройства |
Тип электропневматического клапана (ЭПК) | ЭПК-64 | ЭПК-64 |
Масса ЭПК, кг | ||
Габаритные размеры ЭПК с кожухом, мм: | ||
длина | ||
ширина | ||
высота | ||
Число сопел в арматуре на остряк: | ||
стрелка типа Р43м1/б | ||
стрелка типа Р50м1/б | ||
стрелка типа Р43,Р50м 1/9, 1/11 и перекрестные | ||
стрелки типа Р65м 1/9 и 1/11 | ||
стрелки типа Р65 м 1/11с подуклонкой | ||
Диаметр сопла, мм: | ||
первого (со стороны острия) | ||
остальных | ||
Масса арматуры (в зависимости от типа стрелки и марки крестовины), кг | 71-115 | 71-115 |
Давление сжатого воздуха, МПа (кгс/см2): | ||
перед ЭПК-64 | Не менее 0,47 (4,7) | |
на выходе из сопла арматуры | Не менее 0,35(3,5) | |
Потеря давления, МПа (кгс/см2): | ||
в ЭПК | Не более 0,05 (0,5) | |
в арматуре | Не более 0,07-0,08 (0,7-0,8) | |
Способ очистки | циклический на всех стрелках | циклический, групповой циклический |
Продолжительность продувки за один цикл, с | - | |
Время цикла повторной продувки, мин | - | |
Продолжительность продувки при циклической и групповом циклическом способах, с: | ||
облегченный режим | - | |
нормальный " | - | |
усиленный " | - | |
Интервалы между продувками, мин: | ||
облегченный режим | - | |
нормальный " | - | |
усиленный " | - | 0,6 |
Продолжительность индивидуальной продувки | - | |
Управление очисткой | дистанционное | |
Система управления | шаговая | блочная |
Расход свободного воздуха на одну продувку, м3/мин: | ||
в арматуре из 7 сопел | 0,62 | 0,62 |
То же, из 8 " | 0,71 | 0,71 |
" 9 " | 0,80 | 0,80 |
" “ 11 " | 0,96 | 0,96 |
" " 13 " | 1,13 | 1,13 |
7.9. Технические характеристики пневмоочистительного устройства для промежуточных станций и участков ДЦ следующие:
Подача компрессора, м3 /мин | 0,5-1,0 |
Мощность электродвигателя компрессора, кВт | 4,0 |
Число стрелочных арматур, работающих от одного компрессора: | |
на стрелочных переводах с марками крестовин 1/11 | 2-3 |
с марками крестовин 1/18 | |
Вместимость воздухосборника для одной установки, м | 1,0 |
Тип электропневматического клапана | ЭПК-64 |
Число сопел в арматуре на один остряк: | |
стрелки типов Р43, Р50 м 1/9,1/11 | |
“ Р65 м 1/11 | |
" Р65 м 1/11 с подуклонкой | |
“ Р65 м 1/18 | |
Диаметр сопла,мм; | |
первого (со стороны острия) | |
остальных | |
Наибольшее расстояние между крайними стрелками, подключенными к воздухозаборнику, м | |
Способ очистки | циклический, регулируемый давлением сжатого воздуха |
Рабочее давление сжатого воздуха МПа (кгс/см2): | |
высокое | 0,63 (6,3) |
низкое | 0,42 (4,2) |
Минимальное давление сжатого воздуха перед ЭПК-64 в конце цикла очистки, МПа (кгс/см2) | 0,4-0,38 (4,0-3,8) |
Продолжительность продувки, с | 4-5 |
Время цикла повторной продувки, мин | 5-6 |
Расход свободного воздуха на одну продувку стрелочного перевода, м3 /мин: | |
арматура из 9 сопел | 0,80-1,00 |
" " 11 " | 1,00-1,20 |
" “ 13 " | 1,20-1,40 |
" “ 24 " | 2,10-2,70 |
Управление очисткой | дистанционное |
7.10. Автоматические пневмоочистительные устройства должны дополняться шланговой ручной обдувкой. Ручная шланговая обдувка предназначается для периодической очистки от снега стрелочного перевода на всем протяжении и удаления накопившегося снега при работе стационарных очистительных устройств.
7.11. К устройствам шланговой ручной обдувки относятся: воздухоразборные колонки, установленные у стрелок, и гибкие шланги длиной 10 - 15 м с наконечниками. Воздухоразборные колонки оборудованы разобщительными кранами с головками от тормозных рукавов вагонов. Такой же головкой оборудован конец гибкого шланга.
Наконечник шланга — металлическая труба длиной 900мм, имеющая специальные отверстия на конце.
7.12. Работа по ручной обдувке стрелок выполняется двумя монтерами пути, один из которых (старший группы) имеет квалификацию не ниже 3-го разряда. Обязанности между монтерами пути распределяются следующим образом:
старший группы следит за проходом поездов, закрывает и открывает разобщительныйкран воздухоразборной колонки, расправляет и переносит шланг; второй монтер пути соединяет головку шланга с воздухоразборной колонкой, берег в руки наконечник и приступает к продувке стрелки.
7.13. Продувка стрелки производится в следующем порядке: вначале продувают пространство между отжатым остряком и рамным рельсом с тщательной очисткой подушек, упорных болтов, боковых граней остряка и рамного рельса вместах их прилегания, затем пространство между прижатым остряком и рамным рельсом. Струю воздуха при очистке следует направлять от корня остряка к острию. Очистка стрелки завершается продувкой межшпального ящика, в котором проходят переводные тяги.
После очистки стрелки прочищаются желоба крестовины и контррельсов. Если смерзшийся снег или лед не выдувается струей воздуха, следует выполнить очистку скребком наконечника.
Во избежание попадания снега в приборы СЦБ струю воздуха следует направлять от электроприводов, путевых коробок и других напольных устройств СЦБ.
Особую осторожность следует соблюдать при очистке изолирующих стыков, мест установки джемперов и соединителей, не допускаяих разъединения, порчи или закорачивания наконечником.
7.14.Электрические стрелочные обогреватели с дистанционным управлением предназначены для текущей очистки от снега и льда стрелочных переводов, оборудованных электрической централизацией.
7.15. Электрообогревательное устройство стрелок состоит из нагревательных элементов, расположенных в зоне прилегания остряков к рамным рельсам, распределительных шкафов, системы энергопитания, пульта дистанционного управления и прибора-автомата (сигнализатора) контроля изоляции.
7.16. Дистанционное управление и контроль за работой электрообогревательных устройств осуществляется поездным диспетчером (при диспетчерской централизации) или дежурным по станции или блокпосту при переключении устройства электрообогрева в режим местного управления.
7.17. Техническая характеристика электрообогревательного устройства для обогрева стрелочных переводов типов Р50 и Р43:
Рабочее напряжение, В | |
Мощность (на 1 м трубки), кВт | 0,4 - 0,5 |
Длина электрообогревательной трубки (элемента), м | 3,75 - 5,8 |
Диаметр трубки электрообогревательного элемента,мм | |
Размещение обогревательных элементов | на подошве рамного рельса в пространстве между рамным рельсом и остряком |
Зона обогрева | рамный рельс, стрелочные подушки, остряк в зоне прилегания остряка к рамному рельсу |
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие положения
2. Защита пути от снежных заносов на перегонах и станциях
3. Организационно-технические мероприятия по подготовке средств снегоборьбы
4. Организация руководства работами по борьбе со снежными заносами
5. Очистка пути от снега на перегонах
6. Очистка путей и уборка снега на станциях
7. Меры безопасности при обслуживании снегоочистительных и снегоуборочных машин и выполнении работ по очистке и уборке снега с пути
Приложения. 1. Типы и конструкции постоянных снегозадерживающих заборов
2. Переносные решетчатые щиты
3.Снегопередувающие заборы
4. Ведомость данных о заносимых местахи их ограждении
5. Машины для очистки пути от снега на перегонах
6. Машины для уборки снега на станциях.
7. Стационарные устройства для очистки стрелок от снега