Для очистки стрелок от снега

7.1. Устройства автоматической и ручной пневматической обдувки применяют для очистки стрелочных переводов от снега. Автоматическая пневмоочистка дополняется шланговой обдувкой для обеспечения более тщательной очистки от снега всего стрелочного перевода. Снежные валы, образуемые у стрелочного перевода в результате работы пневмоустройств, периодически должны убираться снегоуборочными поездами или другими средствами.

7.2. На железных дорогах СССР применяются пневмоочистителыдые устройства конструкции института Гипротранссигналсвязь (ГТСС). В зависимости от степени заносимости, интенсивности поездной и маневровой работы различают:

однопрограммное пневмоочистительное устройство с шаговой системой управления для крупных станций и узлов в районах слабой заносимости, обеспечивающее поочередную очистку стрелок от снега с заданным режимом работы;

многопрограммное пневмоочистительное устройство с блочной системой управления для крупных станций и узлов с интенсивной поездной и маневровой работой в районах средней и сильной заносимости;

пневмоочистительное устройство с малым компрессором для промежуточных станций, участков с диспетчерской централизацией, пологих стрелок, а также для одиночных стрелок, удаленных от станции.

Блочная система управления имеет три способа очистки: циклический - на всех стрелках, как и при шаговом управлении; групповой - на наиболее деятельных стрелках, выделенных в отдельную группу; индивидуальный на любой стрелке по необходимости с учетом погодных условий.

При блочной системе управления возможны три режима работы: нормальный, облегченный и усиленный.

7.3. К устройствам автоматической пневматической очистки стрелок конструкции института ГТСС относится специальная арматура - трубы с соплами, направляющие сжатый воздух в пространство между остряком и рамным рельсом, и электропневматические клапаны ЭПК-64, управляющие подачей сжатого воздуха; арматура дистанционного управления, монтируемая в помещении поста электрической централизации (ЭЦ) или стрелочного поста; пусковая аппаратура (кнопки), установленная на пульте управления стрелками; компрессорная установка.

7.4. В комплект стрелочной арматуры входят следующие основные части:

трубопроводы из дюймовых труб, подводящие и распределяющие воздух к отводам с соплами; укладываются они вдоль рамных рельсов;

отводы с соплами, из которых сжатый воздух подается в пространство между отжатым остряком и рамным рельсом;

трубы диаметром 1,5", подводящие воздух от электропневматического клапана ЭПК-64 к трубопроводам;

кронштейны для поддержки трубопроводов, закрепленные на подошве рамных рельсов стрелки;

фланцевая изоляция одного трубопровода от другого;

арматурные детали - муфта, контргайки, тройники, болты, скобы и др.;

колеса, выгнутые из трубы диаметром 1/2", предназначенные для соединения концов трубопроводов с первыми отводами и соплами, установленными у начала остряков.

7.5. Сопла, вваренные в концы отводов, имеют косые срезы под углом 45°, обращенные в сторону остряка. Срез обеспечивает отклонение струи воздуха в сторону остряка. Срез на сопле диаметром 1 мм дополнительно несколько развернут вверх для того, чтобы струя сжатого воздуха очищала подушку скольжения и верх остряка.

Направление оси сопел развернуто в сторону остряка на 10º или 30º. Отводы с разворотом 30° применяют для продувки пространства между остряком и упорными болтами. В зависимости от типа стрелки и марки крестовины стрелочные арматуры имеют различное количество сопел.

7.6. Электропневматический клапан ЭПК-64 служит для дистанционного управления подачей сжатого воздуха к арматурам. Он имеет два электромагнита, которые открывают доступ сжатому воздуху к одному или другому остряку стрелки в зависимости от того, на какой электромагнит подано напряжение.

На обыкновенных стрелочных переводах с маркой крестовины 1/11, 1/9, 1/6 устанавливается один клапан ЭПК-64; на перекрестных переводах должно быть установлено четыре клапана (по одному с каждой стороны стрелки). На пологих стрелках с марками крестовин 1/18 устанавливают два клапана ЭПК-64.

7.7. Сжатый воздух от компрессорной установки после осушки и маслоотделения поступает в разводящую сеть с воздухосборниками и далее через ЭПК к стрелочным арматурам с соплами.

7.8. Техническая характеристика пневмоочистительных устройств следующая:

Показатель Однопрограммные пневмоочистительные устройства Многопрограммные пневмоочистительные устройства
Тип электропневматического клапана (ЭПК) ЭПК-64 ЭПК-64
Масса ЭПК, кг    
Габаритные размеры ЭПК с кожухом, мм:    
длина
ширина
высота
Число сопел в арматуре на остряк:    
стрелка типа Р43м1/б
стрелка типа Р50м1/б
стрелка типа Р43,Р50м 1/9, 1/11 и перекрестные
стрелки типа Р65м 1/9 и 1/11
стрелки типа Р65 м 1/11с подуклонкой
Диаметр сопла, мм:    
первого (со стороны острия)
остальных
Масса арматуры (в зависимости от типа стрелки и марки крестовины), кг 71-115 71-115
Давление сжатого воздуха, МПа (кгс/см2):    
перед ЭПК-64 Не менее 0,47 (4,7)
на выходе из сопла арматуры Не менее 0,35(3,5)
Потеря давления, МПа (кгс/см2):    
в ЭПК Не более 0,05 (0,5)
в арматуре Не более 0,07-0,08 (0,7-0,8)
Способ очистки циклический на всех стрелках циклический, групповой циклический
Продолжительность продувки за один цикл, с -
Время цикла повторной продувки, мин -
Продолжительность продувки при циклической и групповом циклическом способах, с:    
облегченный режим -
нормальный " -
усиленный " -
Интервалы между продувками, мин:    
облегченный режим -
нормальный " -
усиленный " - 0,6
Продолжительность индивидуальной продувки -
Управление очисткой   дистанционное
Система управления шаговая блочная
Расход свободного воздуха на одну продувку, м3/мин:    
в арматуре из 7 сопел 0,62 0,62
То же, из 8 " 0,71 0,71
" 9 " 0,80 0,80
" “ 11 " 0,96 0,96
" " 13 " 1,13 1,13

7.9. Технические характеристики пневмоочистительного устройства для промежуточных станций и участков ДЦ следующие:

Подача компрессора, м3 /мин 0,5-1,0
Мощность электродвигателя компрессора, кВт 4,0
Число стрелочных арматур, работающих от одного компрессора:  
на стрелочных переводах с марками крестовин 1/11 2-3
с марками крестовин 1/18
Вместимость воздухосборника для одной установки, м 1,0
Тип электропневматического клапана ЭПК-64
Число сопел в арматуре на один остряк:  
стрелки типов Р43, Р50 м 1/9,1/11
“ Р65 м 1/11
" Р65 м 1/11 с подуклонкой
“ Р65 м 1/18
Диаметр сопла,мм;  
первого (со стороны острия)
остальных
Наибольшее расстояние между крайними стрелками, подключенными к воздухозаборнику, м
Способ очистки циклический, регулируемый давлением сжатого воздуха
Рабочее давление сжатого воздуха МПа (кгс/см2):  
высокое 0,63 (6,3)
низкое 0,42 (4,2)
Минимальное давление сжатого воздуха перед ЭПК-64 в конце цикла очистки, МПа (кгс/см2) 0,4-0,38 (4,0-3,8)
Продолжительность продувки, с 4-5
Время цикла повторной продувки, мин 5-6
Расход свободного воздуха на одну продувку стрелочного перевода, м3 /мин:  
арматура из 9 сопел 0,80-1,00
" " 11 " 1,00-1,20
" “ 13 " 1,20-1,40
" “ 24 " 2,10-2,70
Управление очисткой дистанционное

7.10. Автоматические пневмоочистительные устройства должны дополняться шланговой ручной обдувкой. Ручная шланговая обдувка предназначается для периодической очистки от снега стрелочного перевода на всем протяжении и удаления накопившегося снега при работе стационарных очистительных устройств.

7.11. К устройствам шланговой ручной обдувки относятся: воздухоразборные колонки, установленные у стрелок, и гибкие шланги длиной 10 - 15 м с наконечниками. Воздухоразборные колонки оборудованы разобщительными кранами с головками от тормозных рукавов вагонов. Такой же головкой оборудован конец гибкого шланга.

Наконечник шланга — металлическая труба длиной 900мм, имеющая специальные отверстия на конце.

7.12. Работа по ручной обдувке стрелок выполняется двумя монтерами пути, один из которых (старший группы) имеет квалификацию не ниже 3-го разряда. Обязанности между монтерами пути распределяются следующим образом:

старший группы следит за проходом поездов, закрывает и открывает разобщительныйкран воздухоразборной колонки, расправляет и переносит шланг; второй монтер пути соединяет головку шланга с воздухоразборной колонкой, берег в руки наконечник и приступает к продувке стрелки.

7.13. Продувка стрелки производится в следующем порядке: вначале продувают пространство между отжатым остряком и рамным рельсом с тщательной очисткой подушек, упорных болтов, боковых граней остряка и рамного рельса вместах их прилегания, затем пространство между прижатым остряком и рамным рельсом. Струю воздуха при очистке следует направлять от корня остряка к острию. Очистка стрелки завершается продувкой межшпального ящика, в котором проходят переводные тяги.

После очистки стрелки прочищаются желоба крестовины и контррельсов. Если смерзшийся снег или лед не выдувается струей воздуха, следует выполнить очистку скребком наконечника.

Во избежание попадания снега в приборы СЦБ струю воздуха следует направлять от электроприводов, путевых коробок и других напольных устройств СЦБ.

Особую осторожность следует соблюдать при очистке изолирующих стыков, мест установки джемперов и соединителей, не допускаяих разъединения, порчи или закорачивания наконечником.

7.14.Электрические стрелочные обогреватели с дистанционным управлением предназначены для текущей очистки от снега и льда стрелочных переводов, оборудованных электрической централизацией.

7.15. Электрообогревательное устройство стрелок состоит из нагревательных элементов, расположенных в зоне прилегания остряков к рамным рельсам, распределительных шкафов, системы энергопитания, пульта дистанционного управления и прибора-автомата (сигнализатора) контроля изоляции.

7.16. Дистанционное управление и контроль за работой электрообогревательных устройств осуществляется поездным диспетчером (при диспетчерской централизации) или дежурным по станции или блокпосту при переключении устройства электрообогрева в режим местного управления.

7.17. Техническая характеристика электрообогревательного устройства для обогрева стрелочных переводов типов Р50 и Р43:

Рабочее напряжение, В
Мощность (на 1 м трубки), кВт 0,4 - 0,5
Длина электрообогревательной трубки (элемента), м 3,75 - 5,8
Диаметр трубки электрообогревательного элемента,мм
Размещение обогревательных элементов на подошве рамного рельса в пространстве между рамным рельсом и остряком
Зона обогрева рамный рельс, стрелочные подушки, остряк в зоне прилегания остряка к рамному рельсу

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие положения

2. Защита пути от снежных заносов на перегонах и станциях

3. Организационно-технические мероприятия по подготовке средств снегоборьбы

4. Организация руководства работами по борьбе со снежными заносами

5. Очистка пути от снега на перегонах

6. Очистка путей и уборка снега на станциях

7. Меры безопасности при обслуживании снегоочистительных и снегоуборочных машин и выполнении работ по очистке и уборке снега с пути

Приложения. 1. Типы и конструкции постоянных снегозадерживающих заборов

2. Переносные решетчатые щиты

3.Снегопередувающие заборы

4. Ведомость данных о заносимых местахи их ограждении

5. Машины для очистки пути от снега на перегонах

6. Машины для уборки снега на станциях.

7. Стационарные устройства для очистки стрелок от снега

Наши рекомендации