География экологического туризма
В настоящее время экотуризм в России развивается в основном в национальных парках. Для которых существует государственная программа развития туризма. В нашей стране в настоящее время насчитывается 43 национальных парка.
На экологическом туризме специализируются рекреационная зона Европейский север России. Наибольший интерес здесь представляют национальные парки Карелии. Кольского полуострова, парк «Русский север» в Вологодской области. Кенозерский в Архангельской и парк Югы-ва республике Коми. Также значим этот вид туризма для Юга Сибири. Здесь главной туриской зоной является озеро Байкал и все нац парки , расположенные в его окрестностях. Активно реализуются программы развития экотуризма в нацпарках и заповедниках дальнего Востока – это Сихотэ-Алиньский заповедник, Кедровая падь, национальный парк Зов тигра и др.
На экотуризме специализируется – Азиатский север. В число наиболее интересных территорий входит Камчатка, национальный парк «Беренгия» на Чукотке (уникальная местная культура чукчей, стада северных оленей, белые медведи, лежбища морских млекопитающих).
Зона Центр России. Наибольшее развитие экотуризм получил в подмосковном парке «Лосиноостровский», в парках «Самарская Лука», «Плещеево озеро» (в Ярославской области) и в нашем нац. парке «Мещера» и дальше рассказывать о Мещере.
Экскурсионный менеджмент.
Экскурсионное обслуживание – организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания.
Экскурсия – целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, построенный в естественных условиях по заранее подобранным объектам, которые служат для раскрытия той или иной темы.
Комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха, поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и других объектов. Удовлетворение потребностей экскурсантов находится в прямой зависимости от количественного и качественного совмещения форм экскурсионного обслуживания. Каждая форма экскурсионного обслуживания – это совокупность направленных действий, имеющих конкретную цель – удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов.
Виды экскурсий. Экс. классифицируются:
- по содержанию (обзорные и тематические)
- по месту проведения (городские, загородные, производственные, музейные, комплексные)
- по способу передвижения (пешеходные, с исп. тр-та)
- по продолжительности (от 40 мин. до суток)
- по форме проведения (экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, экскурсия-урок, учебная, пробная, показательная, рекламная).
Основой всей работы по организации экскурсионного обслуживания может быть бизнес-план предприятия, составленный с учетом изучения спроса и предложения экскурсионных услуг на рынке сферы туризма по видам экскурсий, их тематике, с учетом состава участников. В нем отражаются основные показатели экскурсионного обслуживания, к которым относится:
- объем экскурсионных услуг, предоставляемых населению (в денежном выражении)
- количество экскурсантов (туристов)
- прибыль от пеализованных услуг.
Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями на территории их административной принадлежности (город, район). Работу с группами, выезжающими в другие города (даже в определенной области) проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, расположенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с группой, выполняет обязанности ее руководителя, дает путевую информацию.
Специфика экскурсии заключается в наличии в ней показа и рассказа, а также признаков, таких как наличие темы, цели и конкретных задач, наличие группы или индивидуального экскурсанта, наличие экскурсовода, протяженность во времени, показ экскурсионных объектов в месте их непосредственного расположения, целенаправленность осмотра, передвижение по заранее разработанному маршруту.
При разработке экскурсий следует учитывать:
- дифференцированный подход к обслуживанию различных групп,
-спрос на определенный вид экскурсии
- совершенствование экскурсионного обслуживания.
Разработка по подготовке цели экскурсии является завершенной, если разработаны следующие материалы:
-список использованных источников
-карточка (паспорт) экскурсионных объектов
-экскурсионные тексты, контрольный (полный) текст и индивидуальный (в форме рассказа)
-схема маршрута
-комплект наглядных пособий
-методическая разработка – основной документ, где излагаются рекомендации о ее проведении, указывается последовательность и продолжительность демонстрации объектов, черз перечень основных вопросов раскрываются подтемы с их увязкой и логическими переходами.
-Картатека экскурсоводов, проводящих экскурсию по данной теме.
Портфель экскурсовода – это условное наименование комплекта наследных пособий, исп-х в ходе экс. Его исп. для того, чтобы восстановить недостающие звенья при показе; дать зрит. представление об объекте. Он вкл.: фото, иллюстрации и пр. Содержание его диктуется темой экскурсии.
Экскурсионный текст – это материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие инф. по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.
Реклама в туризме.
Реклама – это форма непрямой связи между турпродуктом и потребителем. Для рекламы используются средства массовой информации (пресса, радио, и т.д.) и особенно печатный материал, такой, как каталоги, брошюры и афиши.
Цель рекламы – привлечь внимание, возбудить интерес, передать информацию потребителю и заставить действовать его определенным образом.
Отличительные черты рекламы в индустрии туризма определяются спецификой ее товара (туристских услуг) и заключается в том, что:
- туристская реклама несет большую ответственность за истинность и точность продвигаемых с ее помощью сообщений,
- услуги, которые, в отличие от традиционных товаров, не имеют постоянного качества, вкуса, полезности, нуждаются в приоритетном развитии таких функций рекламы, как информирование и пропаганда,
- специфика туристских услуг предполагает необходимость использования зрительных наглядных средств, более полно отражающих объекты туристского интереса, поэтому здесь, как нигде, часто используется фотоматериалы, картины, красочная изопродукция,
- реклама является постоянным спутником туризма и обслуживает людей не только до, но и во время, и после путешествия, что накладывает на нее особую ответственность и придает черты, не свойственные рекламе других товаров и услуг.
Существуют основные принципы рекламы:
- реклама должна быть краткой, иначе она до конца не воспринимается,
- реклама должна быть понятна клиенту, так как то, что воспринимается сознательно, обычно дольше удерживается в памяти,
- о чем говорится в начале и в конце сообщения, запоминаемся лучше, чем то, о чем говорится в середине.
- материал должен быть разнообразен или необычен, тогда он запомнится лучше,
- информация легче воспринимается и лучше запоминается, если она не противоречит привычным понятиям, убеждениям или мнениям,
- необходимо учитывать дух основных тенденций общественной жизни.
За ненадлежащую рекламу предусматривается ответственность в соответствии с законом РФ от 18 июля 1995г.№ 108- ФЗ “О рекламе.”
Подготовка и организация выставок. Послевыстовачная работа.
Классификации выставочных мероприятий:
- по целям проведения (торговые и информационно-ознакомительные);
- по частоте проведения (периодические, ежегодные, сезонные);
-по характеру предложения экспонатов (универсальные, отраслевые, специализированные);
- по составу участников (региональные, межрегиональные, национальные, международные).
Выставочная деятельность состоит из трех этапов работы:
1) предварительная подготовка;
2) работа на выставочном стенде
3) послевыставочная работа.
Предварит – выбор выставки и организ мероприятий, связаннных с участием в ней. Определиться с участием необходимо за год, а за полгода оплатить стенд и оборудование. Получив каталог или список участников, необходимо приступить к привлечению партнеров и клиентов. Направляются факсы и письма компаниям, в контактах с кот заинтересована фирма, с приглашение посетить стенд. Приглаш должны быть получены адресатами ~ за 3 недели до начала выставки.
При подготовке:
- изучение участников, конкурентов
- сообщить организаторам точное название фирмы
- подготовить прайс-листы по нашим продуктам
- подготовить письмен информ., вспомогат иллюстрации, рекомендации для работников стенда
- подгот рекламные буклеты
- достаточное кол-во визиток
- подгот прес-релиз, видео
- сформировать стендовую команду со знанием ин. яз., провести инструктаж
2. Работа на стенде. По работающей на выставке команде судят о туристской фирме в целом. Поэтому особого внимания подбор персонала стенда.
Важнейшим документом на стенде является "журнал контактов", по которому судят об эффективности работы на выставке. В нем указывается дата визита, предмет разговора, краткий итог переговоров, к нему прикрепляется визитная карточка.
На стенде должны работать минимум два сотрудника, но и не слишком много, у каждого своя задача.
3. Работа после выставки.
По окончании выставки на основании визиток и "журнала контактов" рассылают факсы и письма с благодарностью важным клиентам, досылают информационные материалы, проекты контрактов, с ними ведутся переговоры о следующих встречах.
Отправлять коммерческие предложения и запросы даже тем фирмам, с которыми не удалось встретиться во время ее работы.
Журналистам высылаются отчеты о выставке и проведенных презентациях, фотографии. Контрольные вопросы после выставки.
Итогами участия в работе на выставке являются отчет и аналитическая записка с конкретными предложениями и выводами.