Категория аэропортов гражданской авиации
Категория аэропорта | 2 | 4 | |||
Длина фюзеляжа воздушного судна, м | 0 ....9 | 9 ...12 | 12 ... 18 | 18 ... 24 | 24 ... 28 |
Категория аэропорта | |||||
Длина фюзеляжа воздушного судна, м | 28 ... 39 | 39 ... 49 | 49 ... 61 | 61 ... 76 |
Аналитически практическая критическая зона (площадь) может быть определена по формуле -
S практ = 0,667 Sтеоретич; (8.3) Sтеоретич = lС (DС + К), (8.4)
где S практ , STeopетич — соответственно практическая и теоретические зоны (площади), м2; lС — длина фюзеляжа самолета, м; DС — диаметр фюзеляжа самолета, м; К — коэффициент, равный 12 при длине фюзеляжа самолета 10...25 м и 30 при длине более 25 м.
При тушении пожаров на воздушных судах применяют все известные, огнетушащие средства. Например, для тушения резины шасси воздушного судна используют водяные струи, пену различной кратности, составы СЖБ, огнетушащие порошковые составы, водные растворы пенообразователя и других смачивателей. Одновременно с тушением осуществляют действия по защите фюзеляжа от огня и перекрытию путей распространения его на конструкции самолета.
Внутри силовой установки пожар тушат диоксидом углерода из расчета 0,7 кг на 1 м3 объема, составом СЖБ (0,450 кг/м3) и воздушно-механической пеной средней кратности.
При пожаре силовых установок с вытеканием топлива целесообразно использовать одновременно ОПС и пену. Тушение следует начинать в местах истечения топлива, подавая огнетушащие средства вниз с последующим маневрированием снизу вверх. Для подъема стволов на высоту используют лестницы, удлинители, штанги, специальные подъемники.
В пассажирских салонах пожары тушат распыленными струями воды, которые способствуют успешной ликвидации горения, понижению температуры внутри фюзеляжа и снижению концентрации токсичных продуктов сгорания. Для ввода стволов используют двери, а в случае их заклинивания — аварийные выходы и отверстия, проделанные в специально отмеченных местах снаружи фюзеляжа воздушного судна. Аварийные выходы и отверстия вскрывают с помощью дисковых пил, топоров, ломов, соблюдая осторожность, чтобы не нанести травму пассажирам, находящимся внутри салона. Не рекомендуется вскрывать фюзеляж в произвольных местах. Аналогичные действия производят при организации спасательных работ и создании условий для обеспечения вентиляции салонов.
Разлитое топливо тушат воздушно-механической пеной низкой кратности и огнетушащими порошковыми составами, подаваемыми из лафетных стволов. Одновременно с тушением горящего топлива готовят на дотушивание и создание условий по эвакуации пассажиров рукавные линии для ручных пенных стволов СВП (СВПЭ) или генераторов пены средней кратности (ГПС).
Во всех случаях тушения пожаров в салонах воздушных судов, силовых установок и разлитого топлива необходимо подавать водяные струи для интенсивного охлаждения обшивки самолета снаружи. Иногда для уменьшения вероятности возникновения пожара при посадке аварийного воздушного судна на взлетно-посадочной полосе (ВПП) делают «ковер» из воздушно-механической лены. Для покрытия ВПП слоем пены используют пожарные автомобили АА-60(543), АЦ-40(375), АЦ-30(205), автомобили на базе ТЗ-22 и ТЗ-16 и другие, имеющие большой запас пенообразующих веществ (воды, пенообразователя) и оборудованные воздушно-пенными стволами или генераторами ГПС. Толщина пенного покрова на взлетно-посадочной полосе должна быть не менее 10 см. При такой толщине покрова достигается наибольшая защита воздушного судна от возможного возникновения загорания в момент его посадки с убранными или неисправными шасси.
При пожарах на воздушных судах не исключены случаи загорания магниевых сплавов. Для тушения деталей из таких материалов применяют огнетушащие порошковые составы и 5 %-ный водный раствор пенообразователя, подаваемый из лафетных стволов или ручных без насадок. В случае отсутствия указанных огнетушащих средств можно использовать компактные водяные струи, поданные из лафетных и ручных стволов без насадков под большим напором 60...80 м.
Исходя из категории аэропорта и особенностей тушения пожаров на воздушных судах требуемое количество огнетушащих средств определяют по методике, изложенной в гл. 5. При этом принимают следующее расчетное время тушения: для аэропортов 1...4 категорий — 2 мин, 5...6 категорий — 2,5 мин, 7...9 категорий — 3 мин.
Необходимое количество некоторых огнетушащих средств для тушения пожаров на воздушных судах без учета резерва приведено в табл. 8.7. Указанное в таблице количество огнетушащих средств должно находиться на пожарных автомобилях, состоящих в боевых расчетах подразделений предприятия гражданской авиации и в виде резерва на складе в количестве 2—3-кратного запаса пенообразователя, огнетушащего порошка, диоксида углерода, СЖБ. Огне тушащие средства, доставляемые подразделениями пожарной ох раны местного гарнизона в порядке взаимодействия при тушении пожаров на объектах предприятий ГА, следует рассматривать как дополнительный резерв к имеющемуся количеству.
ТАБЛИЦА 8.7. МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ОГНЕТУШАЩИХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ В АЭРОПОРТАХ ГА
Категория аэропорта | Размер практической критической зоны, м2 | Требуемое количество огнетушащего средства | ||||
пенообразователя, л | 6%-ного раствора ПО. л | ОПС, кг | СЖБ, кг | СОГ кг | ||