Пожарном лесном и автоцистерне пожарной лесной
Показатели | ВПЛ (модель 149) | АЦЛ-3 (66) (модель 141-01) |
Тип шасси | Гусеничный трактор ГТ-СМ | ГАЗ-66-01 |
Максимальная скорость, км/ч: | ||
по шоссе | ||
» воде | 5...6 | — |
Число мест для боевого расчета | ||
Масса с полной нагрузкой, кг | ||
Наименьший радиус поворота, м | — | 9,5 |
Мощность двигателя, кВт (л. с.) | 85 (115) | 85 (115) |
Емкость бака для горючего, л | 232+77 | |
Марка насоса | — | НШН-600 |
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/с | — | |
Напор, м | — | |
Наибольшая высота всасывания, м | — | 6,5 |
Емкость цистерны для воды, л | ||
Рабочая скорость прокладки минера- | 6,5...7,9 | |
лизованной полосы, км/ч | ||
Ширина минерализованной полосы, мм | ||
Глубина канавки, мм | ||
Время работы РСК-50 от емкости автоцистерны (Qст = 2,8 л/с), мин | 2,6 | 5,0 |
Основные схемы боевого использования подразделений, вооруженных автоцистернами, при подаче воды и воздушно-механической пены различной кратности приведены на рис. 3.2...3.3.
Автоцистерна пожарная лесная (АЦЛ) и вездеход пожарный лесной (ВПЛ) (табл. 3.4) предназначены для тушения лесных и торфяных пожаров водой, водой со смачивателем, а также устройства заградительных минерализованных полос.
Рис. 3.4. Схемы боевого использования пожарной автонасосной станции ПНС-110 (указанные в схемах расстояния приняты без учета подъема местности)
Пожарные автонасосы (АН) и насосно-рукавные автомобили (АНР) (табл. 3 5) предназначены для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной, доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и оборудования, а также запаса пенообразователя. Автонасосы отличаются от автоцистерн отсутствием бака для воды, увеличенным запасом рукавов и другого пожарно-технического вооружения, большей емкостью бака для пенообразователя, а также большим числом мест для боевого расчета. Высокие ходовые качества, повышенный запас рукавов, возможность прокладки на ходу одной или двух магистральных линий, наличие бензомоторной пилы «Дружба» позволяют успешно тушить пожары и проводить аварийно-спасательные работы.
Подразделения, вооруженные автонасосами и насосно-рукавными автомобилями, способны осуществлять боевые действия по тушению пожаров водой и воздушно-механической пеной различной кратности с установкой машин на водоисточники, а во взаимодействии с другими подразделениями на основных пожарных машинах могут быть использованы в перекачке воды с удаленных водоисточников.
Основные схемы боевого использования подразделений, вооруженных автомобилями при подаче воды и воздушно-механической пены различной кратности, приведены на рис. 3.2 и 3.3.
Пожарные насосные станции (ПНС) (табл. 3.6) предназначены
ТАБЛИЦА 3.5. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ
ТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ НА ПОЖАРНЫХ
АВТОНАСОСАХ И АНР
Показатели | АН-30 (130) (модель 64А) | АН-40 (130Е) (модель 127) | АНР-40 (130) (модель 127 А) |
Максимальная скорость, км/ч | |||
Число мест для боевого расчета, включая водителя | |||
Масса с полной нагрузкой, кг | |||
Наименьший радиус поворота, м | 8,0 | 8,0 | 8,0 |
Мощность двигателя, кВт (л. с.) Расход топлива на 100 км, л Емкость бака для горючего, л Марка насоса | 110(150) 41,0 ПН-30КФ | 110 (150) 41,0 ПН-40К | 110 (150) 41,0 ПН-40У |
Подача воды при высоте всасывания 3,5 и, л/мин Напор, м | |||
Наибольшая высота всасывания, м. Емкость бака для пенообразователя, л. | |||
Время всасывания воды с глубины 7 м, с | |||
Производительность пеносмеснтеля, м3/мин | 4; 8; 12 | 4; 8; 12; 24 | 4,7: 9,4; 14,1; 18,8; 23,5 |
Рабочий напор в напорной полости насоса при подаче пены, м | |||
Наибольший максимальный допустимый подпор во всасывающей линии насоса при подаче пены, м | |||
Число напорных рукавов, шт., диаметром, мм: | |||
Число пожарных стволов, шт.: | |||
переносных лафетных | |||
А | |||
Б | |||
СВП | |||
Число, шт.: | |||
ГПС-600 | |||
Г-600 | |||
разветвлений РТ-80 | |||
Время работы, мин: одного ствола СВП-4 двух стволов СВП-4 одного генератора ГПС-600 двух генераторов ГПС-600 | 11,5 11,5 | ||
Количество пены, полученной при израсходовании ПО-1 из пенобака. м3: | |||
низкой кратности (К=10) средней » (К-100) | |||
Возможная площадь тушения пенами, м2: | |||
низкой кратности при Is= 0,1...0,15 л/(см2) | 139. . .92 | 97 . . .65 | 97. . .65 |
средней кратности при /s -0.05...0.08 л/(с-м») | 278. . .174 | 195 ... 122 | 195. . .122 |
Возможный объем тушения пеной средней кратности при /С3 = 3, м* |
Примечание. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный раствор ПО-1 в воде; напоры СПВ-4 и ГПС-600 равны 60 м,
для подачи воды из открытых водоисточников на большие расстояния по магистральным линиям диаметром 150 мм. Насосные станции питают водой пожарные автоцистерны и автонасосы, лафетные стволы пропускной способностью 60 л/с и более, а также воздушно-пенные стволы и генераторы для тушения крупных пожаров. Одна насосная станция одновременно может питать водой четыре пожарных автомобиля с насосными установками производительностью 30...40 л/с на расстоянии 4...5 км (в зависимости от рельефа местности). Насосные станции используют для заполнения искусственных водоемов при подготовке к тушению крупных пожаров. Совместно с рукавными автомобилями и передвижными лафетными стволами ПНС обеспечивают успешное тушение крупных пожаров на лесобиржах, а также нефтяных и газовых фонтанов.
Высокая скорость движения, небольшой расход топлива, возможность преодоления труднопроходимых участков позволяют успешно эксплуатировать насосные станции ПНС-100 и ПНС-110 в районах с температурой воздуха от —35 до +35 °С.
Подразделения, вооруженные насосными станциями, всегда работают на пожарах во взаимодействии с подразделениями на основных и специальных пожарных машинах. Основные схемы боевого использования приведены на рис. 3.4.
Пожарные аэродромные автомобили (табл. 3.7) предназначены для обеспечения пожарно-спасательной службы на стартовой полосе аэродромов, тушения пожаров в самолетах и вертолетах, работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолетов, потерпевших аварию, а также для тушения пожаров на объектах в районе аэропортов. Автомобили служат для доставки к месту аварии самолета или вертолета боевого расчета, пожарного оборудования и подачи в очаг пожара воды, воздушно-механической пены, высокоэффективных огнетушащих порошков, хладонов и жидких бромэтиловых составов. Аэродромные автомобили укомплектованы бензомоторными дисковыми пилами ПДС-400, предназначенными для вскрытия фюзеляжей самолетов. Для тушения пожаров в закрытых помещениях, отсеках самолетов, кабинах, подкапотных пространствах, а также на электроустановках, находящихся под напряжением, автомобили оборудованы огнетушащими установками СЖБ (состав жидкостный бромэтиловый) и порошковыми огнетушителями. Основные схемы боевого использования подразделений, вооруженных автомобилями аэродромной службы, приведены на рис. 3.5.
Тактико-технические характеристики порошкового огнетушителя ОП-100 приведены ниже, а огнегасительных установок СЖБ — в табл. 3.8. Подразделения, вооруженные пожарными аэродромными автомобилями, подают воду и воздушно-механическую пену различной кратности, огнетушащие порошки и бромэтиловые составы без установки и с установкой машин на водоисточники, создают на взлетно-посадочной полосе пенный покров из воздушно-механической пены средней кратности при аварийных посадках самолетов, вскрывают фюзеляжи, проводят спасательные работы при пожарах в самолетах, вертолетах и т. д.
После израсходования запасов огнетушащих средств подразделения на пожарных аэродромных автомобилях можно использовать для тушения пожаров водой с установкой машин на водоисточники.
ТАБЛИЦА 3.6. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНЫХ НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ
Показатели | ПНС-100 (150К) (модель 66) | ПНС-110 (131) (модель 131) |
Максимальная скорость, км/ч Число мест для боевого расчета Масса с полной нагрузкой, кг Габаритные размеры, мм: длина ширина высота | ||
Наименьший радиус поворота, м Контрольный расход топлива на 100 км, л Модель насоса Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин Напор, м Наибольшая геометрическая высота всасывания, м Марка двигателя привода насоса Мощность двигателя привода насоса, кВт (л. с.) Время всасывания воды с глубины 7 м, с Емкость топливного бака, л: автомобиля дизеля | 11,2 ПН-100 2Д12Б 221 (300) | 10,2 ПН-110 2Д12Б 221 (300) |
Топливо | ДЛ; ДЗ; ДА; ДС | |
Число, шт.: всасывающих рукавов диаметром 200 мм тройников 200X150X150 мм четырехходовых разветвлений 150Х Х80Х80Х80 мм |
ТАБЛИЦА 3.7. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ НА ПОЖАРНЫХ АЭРОДРОМНЫХ АВТОМОБИЛЯХ
Показатели | АА-30 (157К) (модель 56А) | АА-40 (131) (модель 139) | АА-60 (7310) (модель 160.01) | ||
Максимальная скорость, км/ч Число мест для боевого расчета | |||||
Габаритные размеры, мм: длина ширина высота | 14 300 | ||||
Масса с полной нагрузкой, кг Наименьший радиус поворота, м Мощность двигателя автомобиля, кВт (л. с.) Максимальная скорость движения автомобиля при работе пожарного насоса, км/ч Контрольный расход топлива на 10 км, л Марка насоса Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин Напор, м Наибольшая геометрическая высота всасывания, м Время всасывания воды из глубины 7 м, с Производительность пеносмесителя, м3/мин Стационарный лафетный ствол пропускной способностью: по воде, л/с » пене, м3/мин | 11,2 80 (109) пн-30кф 4; 8; 12 До 20 - | 10 800 10,2 110 (150) ПН-40У 4,7; 9,4; 14,1 18,8 23,5; - | 43 200 13,5 386 (525) ПН-60Б 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5 | ||
Генератор для дисковой пилы: мощность, кВт напряжение, В | - - | - - | |||
Заправочная емкость, л: цистерна для воды бак пенообразователя » топлива | 12 000 | ||||
Установка шт.: переносная СЖБ-50 стационарная СЖБ-150 | |||||
Пила для вскрытия фюзеляжа самолета ПДС-400 Число напорных рукавов, шт.; диаметром, мм: | - - | - | |||
Число, шт.: стволов: А Б СВП-4 генераторов: ГПС-600 ГПС-200 Огнетушитель порошковый ОП-100, шт. | - - - | - | - | ||
Без установки на водоисточники | |||||
Время работы от заправочных емкостей автомобилей, мин: одного ствола Б одного ствола А или двух стволов Б одного ствола СПВ-4 одного генератора ГПС-600 стационарного лафетного ствола одного ствола распылителя от стационарной установки СЖБ-150 одного лома-распылителя от переносной установки СЖБ-50 трех подбамперных ГПС-600 четырех подбамперных ГПС-600 | 9,5 4,7 6,2 6,2 2,1 - | 9,5 4,7 6,2 6,2 2,1 - | 35,4 35,4 11,8 8,9 | ||
Количество пены, м3: низкой кратности (К=10) средней » (К= 100) | 22,3 | 22,4 | |||
Возможная площадь тушения пенами, м2: низкой кратности при IS=0,1...0,15 л/(с м2) средней кратности при IS = 0,05...0,08 л/(с м2) | 37 . . .25 74,5. . .46,5 | 37 . . .25 74,8. . .46,7 | 212 ... 142 425. . .263 | ||
Возможный объем тушения, м3: пеной средней кратности при К3 = 3 составом от стационарной установки СЖБ-150 составом от переносной установки СЖБ-50 | |||||
С установкой на водоисточник | |||||
Время работы, мин: одного-двух стволов СВП-4 » » генераторов ГПС-660 | 7 ... 3,5 7 … 3,5 | 7 … 3,5 7 … 3,5 | 42 ... 21 42 ... 21 | ||
Количество пены, м3: низкой кратности (К=10) средней » (К=100) | |||||
Возможная площадь тушения пенами, м2: низкой кратности при /s = 0,1...0,15 л/(с м2) средней кратности при /s = 0,05...0,08 л/(с-м2) | 42 ... 28 83 ... 52 | 42 ... 28 83... 52 | 250 ... 167 500 ... 313 | ||
Возможный объем тушения пеной средней кратности при К3=3, м8 | |||||
Примечания: 1. В расчетах приняты стволы Б с диаметром насадка 13 мм, стволы А с диаметром насадка 19 мм, расход воды из лафетного ствола 1200 л/м. 2. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный водный раствор пенообразователя ПО-1.
ТАБЛИЦА 3.8. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАКТЕРИСТИКА ОГНЕГАСИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК СЖБ
Показатели | СЖБ-50 переносная | СЖБ-150 стационарная |
Объем жидкостного состава, л. | ||
Емкость воздушного баллона, л. | ||
Давление воздуха в баллоне, МПа (кгс/см2) Рабочее давление в резервуаре, МПа (кгс/см2) Величина давления срабатывания предохранительного клапана, кгс/см2 | 15 (150) 0,9 (9) | 15 (150) 0,9 (9) |
Резиновый рукав: | ||
диаметр, мм | ||
длина, м. | ||
длина струи со ствола распылителя, м. | 2,5 | 2,5 |
Ширина струи, и | ||
Ствол-распылитель, шт. | ||
Лом-распылитель, шт. |
Примечание. Для зарядки установок СЖБ наиболее эффективными являются жидкостные составы БФ-1, БФ-2, хладон 114В2. Характеристику указанных составов см. в табл. 2.4.