Права и обязанности сотрудников ОВД при их применении
Сотрудники ОВД имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных Законом РФ «О милиции».
Они обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан:
– предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
– стремиться, в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;
– обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;
– уведомлять прокурора обо всех случаях смерти или ранения.
Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.
Сотрудники имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции в следующих случаях:
– для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;
– для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;
– для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;
– для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;
– для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных;
– для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
– для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций;
– для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника ОВД остановиться;
– для выявления лиц, совершивших преступления, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействие сотруднику милиции;
– для выявления лиц, совершивших преступления[22].
Силы, привлекаемые к специальной деятельности, должны быть оснащены соответствующими специальными средствами и оружием.
В качестве специальных средств могут применяться:
– резиновые палки, щиты;
– слезоточивый газ «Черемуха», «Сирень»;
– наручники (при отсутствии их сотрудник ОВД вправе использовать подручные средства связывания);
– светозвуковые средства отвлекающего воздействия;
– средства разрушения преград;
– средства принудительной остановки транспорта;
– водометы и бронемашины (применяются только по указанию начальника органа внутренних дел или его заместителя с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения);
– специальные окрашивающие средства (на объектах собственности они устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица);
– служебные собаки.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.
В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник милиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.
Перечень специальных средств, состоящих на вооружении милиции, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом запрещается вооружение милиции специальными средствами, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
– для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
– для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
– для освобождения заложников;
– для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
– для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
– для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.
Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие:
– для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться;
– для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
– для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.
О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа внутренних дел по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.
Сотрудник ОВД имеет право обнажать огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 15 Закона РФ «О милиции» основания для его применения.
Попытки лица, задерживаемого сотрудником ОВД с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляют сотруднику ОВД право применить огнестрельное оружие.
Планирование использования сил и средств
Планирование является неотъемлемым элементом управленческой деятельности для всех руководителей ОВД. Это важнейшая составная часть управления, формирующая модели будущей деятельности. Эффективность функционирования органов внутренних дел зависит от кадровой работы, информационного обеспечения, научной организации труда, обеспеченности специальными средствами, оружием и техникой. Все эти компоненты нуждаются в планировании.
План – это разновидность управленческого решения. В системе общих функций управления планирование тесно связано с прогнозированием. Прогнозирование – один из методов познания явления в развитии. Оно всегда должно предшествовать планированию. Прогнозирование состояния общественной безопасности является важнейшей предпосылкой планирования специальной деятельности ОВД.
Актуальность планирования в деятельности ОВД обусловлена, по меньшей мере, двумя факторами. Во-первых, потребностью более эффективной деятельности, во-вторых, максимальной отдачей от каждого сотрудника при минимальных затратах сил и средств.
При составлении планов необходимо соблюдать требования, предъявляемые к ним. Это реальность, достоверность, оперативность, гибкость и преемственность. Планирование, являясь важнейшей функцией управления, призвано, прежде всего, на основе всестороннего анализа объекта управляющего воздействия, конкретизировать замысел, последовательность и сроки реализации, определить силы и средства, установить исполнителей, обеспечивающих достижение поставленной цели.
План в обязательном порядке включает: анализ оперативной обстановки и состояние обеспечения общественной безопасности на момент планирования; прогнозирование будущего изменения явлений и процессов, оказывающих влияние на состояние преступности и развитие других негативных процессов в обществе; прогнозирование способности ОВД воздействовать на обстановку; определение задач и средств, с помощью которых они будут реализованы; определение способов контроля за ходом выполнения плана.
Учитывая, что планирование управленческой деятельности преследует цель подготовки личного состава к соответствующим действиям, для каждого их вида и способа требуются свои планы.
Ежедневные планы деятельности отдельных сотрудников и служб, в зависимости от общей обстановки, обязаны учитывать возможность их участия в специальной деятельности в составе сил, привлекаемых к обеспечению общественной безопасности. Следовательно, планирование специальной деятельности в органах внутренних дел представляет собой сложный процесс, осуществляемый в соответствии с принципами законности, научности и системности.
При планировании специальной деятельности необходимо учитывать следующие факторы: социально-экономическое и общественно-политическое положение региона и предполагаемое его развитие; состояние преступности, особенности отдельных ее видов и тенденции развития; наличие различных социальных слоев населения, этнических групп, национальных меньшинств и их взаимоотношения; наличие преступных групп, связанных с бизнесом, отдельными представителями властных структур и т. п.; наличие таких объектов собственности, в переделе которых заинтересованы многие лица преступного мира, власти, бизнесмены и пр.; отсутствие управляющих начал органов власти в борьбе с организованной преступностью; процесс безработицы; неумение наводить законный порядок в деятельности всех экономических структур со стороны органов власти и управления; коррумпированность чиновников власти и управления; негативное экологическое состояние в регионе, районе, а также возможность наступления последствий в виде эпидемий, эпизоотий либо массовых заболеваний; бездеятельность правоохранительных органов в наведении общественного порядка в населенных пунктах; сращивание преступности с представителями правоохранительных органов, с коррумпированными представителями органов власти и управления; отрицательное общественное мнение о деятельности местных правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел; неумение и нежелание отдельных сотрудников правоохранительных органов, отдельных служб выполнять свои функциональные обязанности в полной мере и др.
Здесь приведен далеко не полный перечень факторов, отрицательно влияющих на возможность правоохранительных органов в обеспечении общественной безопасности, а следовательно, эффективность специальной деятельности и ее планирования[23].
Анализ оперативной обстановки и прогноз ее изменений показывают, что наиболее характерными видами преступлений являются: экономические (2001 г. – 72,8 %), должностные (71,6 %), поджоги (45 %), взяточничество (до 40 %), преступления против личности (39 %), нелегальный оборот оружия (31 %).
Появились новые виды преступлений: заказные убийства руководителей коммерческих структур; «разборки» враждующих преступных группировок; захваты заложников с целью получения выкупа; шантаж и вовлечение в преступные сообщества руководителей государственных структур (в том числе органов местного самоуправления); организация взрывов в общественных местах и угрозы их проведения. В связи с этим проблема обеспечения общественной безопасности в стране остается одной из важнейших. Эффективность подготовки личного состава к специальной деятельности органов внутренних дел напрямую зависит от планирования.
При осложнении оперативной обстановки органам внутренних дел необходимо разнообразить свою специальную деятельность. Для выявления, обнаружения, розыска, поиска, задержания и захвата преступников ОВД проводят специальные операции под различными кодовыми наименованиями.
Учитывая значительное увеличение разновидностей преступных проявлений необходимо ожидать увеличения видов и степени сложности специальной деятельности. В то же время их количество должно иметь определенный предел. Если учесть, что такие операции обладают своими особенностями, то каждая должна иметь свое кодовое наименование, а это означает, что многочисленные планы организации и проведения операций не будут конкретными, а следовательно, понятными для исполнителей.
Целесообразно объединить в отдельные группы схожие специальные действия и на этом основании производить их комплексное планирование. Специальные действия группируются по направлениям, видам, категориям и группам сложности, затем определяется количество привлекаемого личного состава для проведения специальных операций.
Планирование специальной деятельности ОВД необходимо осуществлять по ее группам.
Первая группа – операции, проводимые силами и средствами ОВД, выполняющими повседневную служебную деятельность (операции «Иностранец», «Криминал», «Суррогат» и т. п.). К их осуществлению не привлекают многочисленные силы и средства, а проводят в ходе обеспечения общественного порядка. При их проведении предположительно возможны серьезные инциденты, которые необходимо учитывать.
Вторая группа – специальные операции, проводимые в отношении вооруженных преступников, преступных групп, бандитских формирований, совершивших разбойные нападения, угоны или кражи автотранспортных средств и пр. (операции «Перехват», «Вулкан-5», «Кольцо», «Выход» и др.).
Третья группа – специальные операции, осуществляемые против преступников с целью их захвата или уничтожения в случае вооруженного сопротивления (операции «Конвой», «Арсенал», «Набат» и др.).
Четвертая группа – специальные операции по предотвращению и пресечению массовых беспорядков, столкновений на межнациональной или религиозной основе (операция «Вулкан»).
Пятая группа – специальные операции по ликвидации незаконных военизированных формирований, националистических вооруженных групп и т. п.
Шестая группа – все специальные операции, которые проводятся при чрезвычайных ситуациях, а именно при ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных катастроф, пожаров и т. п. (операция «Тайфун»).
Для разработки планов специальных операций необходимо уточнить возможности конкретного органа внутренних дел. Целесообразно объединить усилия горрайорганов различной категории с тем, чтобы в определенный момент максимально сосредоточить силы и средства на нужном направлении.
По каждому виду специальной деятельности необходимо иметь свои планы. Они должны быть выработаны исходя из возможных конкретных действий.
Планирование, будучи важным элементом управления специальной деятельностью органов внутренних дел, служит ее организующим началом. Оно является предпосылкой эффективной организации деятельности сил и средств ОВД по обеспечению общественной безопасности в чрезвычайной обстановке.
Расчет сил и средств
Расчет сил и средств производится с целью создания оптимальной группировки, необходимой для выполнения задач при чрезвычайных обстоятельствах.
Для выполнения оперативно-розыскных мероприятий и ведения разведки создают оперативную группу, оперативно-поисковую группу войсковой, воздушной и радиотехнической разведки. Для проведения предупредительных мероприятий формируют группы ведения переговоров, оцепления, организации дорожного движения, патрулирования, эвакуации, ликвидации угрозы взрыва, охраны, маневренную группу. Для силовых действий образуют группы блокирования, разграждения, специальных средств, захвата, штурмовую группу, группы рассредоточения, изъятия, окружения, прикрытия и огневой поддержки, артиллерийскую группу и группу конвоирования. Для осуществления следственных действий – группу документирования, следственную группу, группу обеспечения фильтрационного пункта, группы прикрытия и охраны.
При необходимости могут создаваться группы тушения пожаров, проведения неотложных аварийно-спасательных работ, медицинского, тылового (материально-технического), технического обеспечения, взаимодействия со средствами массовой информации.
В целях своевременного реагирования на возможные резкие осложнения оперативной обстановки и на случай непредсказуемого развития ситуации (прорыва через рубежи оцепления и блокирования больших групп, резкого увеличения размаха массовых беспорядков и увеличения активности действий участников массовых беспорядков, замедления движения групп блокирования и рассредоточения) выделяются тактические, оперативные, региональные резервы. Их численность определяется в зависимости от наличия сил и средств, которые могут быть высвобождены для этих целей.
При передислокации (совершении марша) сил и средств в район выполнения задач в целях организационного выдвижения и своевременного прибытия, а также при расположении на месте может создаваться комендантская служба и организовываться охранение. Их численность определяется старшим оперативным начальником на основании соответствующих документов.
Одновременно производится расчет средств, необходимых для каждой группы, с учетом характера их действий, обстановки и наличия этих средств.
После проведения расчетов определяют, от каких служб (подразделений) будет выделяться личный состав. При этом учитывают предназначение служб (подразделений), уровень их подготовки и наличие необходимых средств (вооружения, специальных средств, автотранспорта, средств связи).
Принципиальные схемы действий группировки сил наглядно оформляются на листах бумаги (как правило, формат А-4 в выбранном масштабе), схемах, планах, картах. На них определяют и наносят районы сосредоточения, маршруты выдвижения, рубежи развертывания, исходные рубежи элементов группировки, направления действий, ближайшую и последующую задачи групп, создаваемых для силовых действий, места расположения пунктов управления, резервов, вероятные варианты действий преступников (противника), потенциально опасные места проникновения (выхода) на охраняемые объекты.
Особенности планирования создания группировки сил и средств
и ее применения
Органы внутренних дел и воинские части внутренних войск участвуют в специальных операциях по ликвидации незаконных вооруженных формирований. Группировку сил и средств создают в два эшелона: первый – для проведения силовых действий, второй – для обеспечения безопасности на путях подвоза и эвакуации.
При планировании специальных операций по пресечению захвата заложников и массовых беспорядков в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, необходимое количество сил и средств органов внутренних дел согласовывают с руководителем подразделения ГУИН Минюста России.
Расчет сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск для участия в проведении специальных операций по предупреждению и пресечению угона судов водного транспорта, захвата железнодорожного подвижного состава, угона воздушного судна является составной частью плана действий территориальных органов ФСБ России по сигналу «Набат». Руководители МВД, ГУВД, УВД организуют работу на основании выписки из плана действий по сигналу «Набат» и, прежде всего, решают вопросы выделения групп оцепления, блокирования, эвакуации, резерва, создаваемых из личного состава органов внутренних дел. При необходимости выделяют силы и средства для формирования других групп.
Обстоятельствами, определяющими особенности планирования участия органов внутренних дел и внутренних войск, в специальной операции по предупреждению, пресечению (подавлению) вооруженного мятежа, являются: подготовка вооруженных формирований и организаций в пределах территории субъекта РФ; подготовка вооруженных формирований и организаций за пределами территории субъекта РФ с последующим их вводом извне. В связи с этим расчет сил и средств для создания группировок следует проводить по всем вариантам возможного развития событий.
Кроме того, необходимо учитывать, что вооруженный мятеж является обстоятельством для введения Президентом РФ чрезвычайного положения на охваченной им территории. Поэтому необходимо рассчитывать силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск, образовательных учреждений МВД России и военно-учебных заведений внутренних войск для обеспечения соответствующих ограничений, предусмотренных Федеральным законом «О чрезвычайном положении».
При недостатке сил и средств, дислоцирующихся на территории соответствующего субъекта РФ, в установленном порядке привлекаются Вооруженные Силы РФ.
При разработке схем положения и действий группировки сил и средств, а также на схемах управления и связи показывают пункты управления объединенного оперативного штаба, комендатуры.
Расчет численности группировки по ликвидации банд производится по двум вариантам: для задержания бандитов в местах их проживания и в месте сбора (нахождения) банды.
В первом случае создают следующие группы: захвата, разграждения, применения специальных средств, блокирования, оцепления и организации дорожного движения, несколько следственных и оперативных групп, отдельная группа для изъятия оружия и установления его принадлежности банде в месте хранения, изъятия транспортных средств, задержания пособников.
Резерв в зависимости от удаления мест проживания бандитов может располагаться несколькими группами в целях выдвижения в кратчайшие сроки для оказания помощи всем группам, участвующим в специальной операции.
При втором варианте действий формируют группы: оперативную, специальную оперативную, оперативно-поисковую, радиотехнической разведки, ведения переговоров, оцепления, организации дорожного движения, блокирования, разграждения, применения специальных средств, захвата (штурмовая), конвоирования, документирования, следственно-оперативную, фильтрационный пункт, тылового, технического, медицинского обеспечения, тушения пожара, резерва, задержания пособников банды, а также при необходимости эвакуации и ликвидации угрозы взрыва.
Планирование действий по предупреждению и пресечению захвата важных объектов включает: определение и согласование перечня объектов, организацию обороны каждого объекта, схемы положения и действий группировки сил и средств по каждому объекту, расчет сил и средств для создания группировки по пресечению захвата каждого объекта, организацию управления и связи по каждому объекту.
Перечень важных объектов составляется в МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ, согласовывается с территориальными органами ФСБ России и утверждается руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ. Перечень объектов, которые берутся под охрану и оборону (усиливается охрана), не должен превышать возможности органов внутренних дел по выделению сил и средств, для выполнения этой задачи. Утверждению перечня должны предшествовать оценка и обоснование необходимости включения того или иного объекта.
В него вносят здания органов государственной власти и местного самоуправления, объекты обеспечения жизнедеятельности населения, взрывоопасные, радиационно, химически, бактериологически опасные объекты, передающие станции, места хранения мобилизационных запасов, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, хранилища государственных ценностей, объекты органов внутренних дел.
При расчете сил и средств определяют численность группы усиления охраны объекта (с учетом степени надежности существующей охраны), численность штурмовой группы (в зависимости от возможностей проникновения на объект через ограждения, двери, окна, крышу, подземные коммуникации).
На каждое выбранное направление назначают группы, численность которых должна превосходить предполагаемое количество преступников не менее чем в три раза. С каждой группой действуют подгруппы от групп разграждения и применения специальных средств.
Все расчеты и схемы разрабатывают на каждый объект.
При планировании действий по розыску, задержанию вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров) расчет производят в два этапа. На первом этапе определяют силы и средства, необходимые для розыска преступников, на втором – для их задержания.
Для расчета на первом этапе следует условно разделить территорию субъекта РФ на оперативные зоны (зоны розыска), определить направления наиболее вероятного движения преступников и места возможного их укрытия, затем на этих направлениях установить рубежи, которые преступники не могут миновать незамеченными, места расположения временных розыскных постов (постов наблюдения, заслонов, засад, секретов, КПП и других нарядов). Если на этих рубежах расположены постоянные розыскные посты, то их также включают в общую систему нарядов. По маршрутам вероятного движения преступников направляют группы преследования, а навстречу – поисковые группы. Железнодорожные станции, платформы пригородных поездов, пристани, аэропорты (аэродромы) прикрывают заслонами (розыскными постами). Все наряды органов внутренних дел и внутренних войск, несущие службу по охране общественного порядка, дорожно-патрульную службу, выполняющие задачи по охране объектов и т. п., ориентируют на розыск преступников. Может предусматриваться и создание группы воздушной разведки, применение которой организуют после получения данных о характерных признаках используемого преступниками автотранспорта (марка и цвет автомобиля, государственный регистрационный номер) или особенностей группы преступников, движущейся пешим порядком (численность, одежда).
На втором этапе количество сил, необходимых для задержания преступников, в каждой оперативной зоне (зоне розыска) определяют исходя из максимально возможной численности преступной группы, условий местности и характера укрытия.
При выполнении задачи по предупреждению и пресечению блокирования транспортных коммуникаций (путей сообщения и сооружений на них, железнодорожных путей, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов) формируют следующие группы: оперативную, ведения переговоров, оцепления, патрулирования, охраны, блокирования, применения спецсредств, рассредоточения, изъятия, документирования, следствия, эвакуации транспортных средств, организации дорожного движения, конвоирования, тылового и технического обеспечения, медицинскую, тушения пожаров, фильтрационный пункт.
Планирование действий органов внутренних дел и применения внутренних войск МВД России
1. Основные требования к планированию
Планы разрабатываются в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, образовательных учреждениях МВД России, горрайлинорганах внутренних дел (план действий при чрезвычайных обстоятельствах разрабатывается в органе внутренних дел, где есть штаб (начальник штаба) или подразделение, выполняющее его функции).
Планы МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ и образовательных учреждений:
– разрабатываются в соответствии с положениями Наставления по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и учетом выполняемых задач;
– подписываются начальником штабного подразделения (или подразделения, выполняющего его функции);
– согласовываются с командирами воинских частей внутренних войск, частей МО России, руководителями федеральных органов исполнительной власти или их территориальными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
– утверждаются соответствующими руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ и представляются на согласование начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам.
Копии планов хранятся в ГУ МВД России по федеральным округам.
Планы УВДТ, образовательных учреждений МВД России утверждаются их руководителями.
Планы горрайлинорганов:
– разрабатываются в соответствии с положениями Наставления на основании плана МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ, УВДТ в части, их касающейся;
– подписываются начальником органа внутренних дел;
– согласовываются с командирами воинских частей внутренних войск и в части, их касающейся, представляются на согласование с командирами воинских частей МО РФ, других войск и воинских формирований, руководителями территориальных органов государственной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Разработку плана организует лично руководитель МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ, образовательного учреждения МВД России, горрайлиноргана внутренних дел.
Для организации разработки планов необходимо:
– издать приказ о создании группы планирования и порядке ее работы группу планирования обычно возглавляет начальник штабного подразделения (начальник штаба или его заместители), в нее включают наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел);
– провести инструктивное занятие с исполнителями, на котором установить порядок работы групп, сроки подготовки расчетов, организовать обсуждение разделов плана (или всего плана).
Перед утверждением плана осуществляется его изучение заместителями соответствующего руководителя, начальниками управлений (отделов, отделений) и структурных подразделений с последующим заслушиванием их докладов и докладов руководителей подчиненных органов внутренних дел (командиров, начальников) с обоснованием принятых решений и произведенных расчетов. При отсутствии недостатков план утверждается и вступает в силу. В противном случае организуют его доработку.
План согласовывается с руководителями (командирами) всех взаимодействующих органов и докладывается на утверждение. Запрещается подписывать и утверждать план лицам, исполняющим (временно исполняющим) обязанности тех руководителей (командиров, начальников), кому это право предоставлено Наставлением, за исключением случаев исполнения обязанностей по вакантной должности.
Выписки из плана вышестоящих органов внутренних дел направляют подчиненным органам и образовательным учреждениям МВД России в части, их касающейся, а также в подразделения органов внутренних дел, самостоятельно не разрабатывающие план действий, и в части внутренних войск. В них указывают:
– задачи, к выполнению которых привлекаются орган внутренних дел, воинская часть, учебное заведение;
– какие группы из них создаются и их численность;
– на выполнение каких задач необходимо сосредоточить основные усилия;
– порядок организации взаимодействия, управления и связи.
Корректировка планов осуществляется:
– после издания новых нормативных правовых актов МВД России по действиям при чрезвычайных обстоятельствах;
– при изменении организационно-штатной структуры и списочной численности личного состава (более чем на 20 %), табеля положенности вооружения, техники и материальных средств в горрайлинорганах, воинских частях, образовательных учреждениях;
– при резких изменениях оперативной обстановки;
– при изменении маршрутов выдвижения, мест дислокации пунктов управления, органов внутренних дел, воинских частей, учреждений, складов, баз снабжения;
– после выявления недостатков в ходе инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов, штабных тренировок, командно-штабных и тактических (тактико-специальных) учений.
Во всех случаях в листе корректировки плана делается отметка в связи с чем внесены изменения с указанием даты, должности и фамилии исполнителя.
Уточнение планов в полном объеме производят на специальных занятиях (штабных тренировках) под руководством руководителя органа внутренних дел, для чего предусматривается необходимое время.
При проверке планов в органах внутренних дел в образовательных учреждениях МВД России, воинских частях, военно-учебных заведениях внутренних войск запрещается делать какие-либо пометки, исправления, замечания и другие записи в документе. Результаты проверки записывают в специальный лист учета проверок плана с указанием обнаруженных недостатков, предложений, сроков их устранения и доводят до соответствующих должностных лиц, которые определяют порядок работы по устранению недостатков, назначают исполнителей и осуществляют контроль за их деятельностью. О выполнении предложений и устранении недостатков делают соответствующие отметки.
При смене должностных лиц, имеющих право подписывать и утверждать планы, вновь назначенные знакомятся с ними и в случае согласия с их содержанием ставят свои подписи рядом с подписью предыдущего должностного лица.
За состояние плана и его хранение отвечает руководитель штабного подразделения, который определяет порядок его использования (в тех горрайорганах внутренних дел, где штатная должность руководителя штабного подразделения не предусмотрена, эти обязанности, как правило, возлагаются на начальника милиции общественной безопасности). План действий при чрезвычайных обстоятельствах хранится в помещении дежурной части в сейфе для секретных документов.
2. Структура и содержание плана действий при чрезвычайных обстоятельствах
План состоит из 14 разделов и 7 приложений.
Оформляется на стандартных листах бумаги формата А-4. Все разделы плана содержат только то, что необходимо для понимания излагаемого вопроса без дополнительных пояснений. Сведения подаются сжатыми формулировками, с применением простых оборотов, сокращенных обозначений, аббревиатур и условных знаков. Документы отрабатываются и учитываются с соблюдением правил штабной культуры и секретного делопроизводства. Графические документы, разработанные на картах и планах городов (населенных пунктов) на листах формата более А-3, оформляются в виде приложений к плану.
Главные требования к оформлению плана – наглядность и удобство пользования, а также подписи соответствующих руководителей об утверждении и согласовании. Сведения, подлежащие в последующем периодической корректировке, заносят простым карандашом. К плану могут прилагаться бланки формализованных управленческих документов.
3. Структура плана действий при чрезвычайных обстоятельствах
1 раздел – краткая характеристика субъекта РФ (района), территорию которого обслуживает орган внутренних дел (где находится образовательное учреждение МВД России).
2 раздел – выводы из оценки общественно-п<