Схема вскрытия КП поступательными траншеями внешнего заложения.
При расположении месторождения на склоне возвышенности его при возможности удобно вскрывать поступательными полу траншеями, расположенными за пределами контура карьера. В этом случае обеспечивается возможность удобного развития горных работ при высокой пропускной способности траншеи и параллельном перемещении фронта работ.
36.Схема вскрытия карьера спиральными траншеями, (преимущества и недостатки).
При значительной глубине карьера в условиях применения автомобильного и железнодорожного транспорта обычно не удаётся поступательно на одном борту карьера расположить все въездные траншеи. Поэтом при необходимости вскрытия поступательными траншеями из переносят с одного борта на другой. В плане трасса траншей приобретает спиральную форму. Такое вскрытие называют вскрытие спиральными траншеями. Преимущество такого вскрытия: высокая пропускная способность капитальных траншей и соответственно производительность карьера. Недостатки: необходимость в развитии горных работ по всей периферии карьера, что вызывает большую неравномерность в объёмах выполняемых работ; сложность развития горных работ при криволинейном фронте перемещающимся веерообразно; ограниченное количество уступов, находящихся в одновременной работе. Эти недостатки ставят вопрос о большей целесообразности применения вскрытие комбинированными траншейными выработками (поступательно-тупиковыми).
37.Вскрытие карьера скользящими съездами. Отличия, применение и недостатки скользящих съездов
За последние годы широко начали применять вскрытие скользящими и особенно временными траншеями (съездами). Траншеи (съезды) могут быть постоянными, скользящими и временными в зависимости от их положения в пространстве, по мере отработки уступов. Если траншеи располагаются на нерабочем борту карьера, то они сохраняют своё положение и называются стационарными (постоянными). Если траншеи, вскрывающие уступы, первоначально находятся в средней части карьера и затем по мере отработки уступа перемещаются к нерабочему борту, то они могут быть скользящими или временными. Отличие временного съезда от скользящего заключается в том, что временный съезд периодически, через 2-6 месяцев исчезает (подрабатывается) и появляется в другом месте, в то время как скользящий съезд по мере отработки уступа перемещается параллельно предыдущему своему положению (не исчезает) и затем превращается в стационарный съезд на нерабочем борту карьера. К указанному нестационарному положению капитальных траншей прибегают при разработке неправильных, крутых и наклонных месторождений в следующих случаях:
1. Если месторождение не достаточно разведано, в следствии чего, не представляется возможным при проектировании установить границы карьера и конечное положение его бортов.
2. В том случае, если месторождение достаточно разведано, но не установлены его инженерно-геологические условия, в частности необходимость постепенного выполаживания бортов карьера с глубиной.
3. Когда необходимость отработки месторождения от висячего бока к лежачему вызывается условиями селективной выемки многопрослоечных пластов и в то же время начало разработки их с конечного положения висячего бока делает необходимым предварительное выполнение большого объёма породных работ.
4. При вскрытии одного, двух последних горизонтов глубоких карьеров, когда проведение траншей по полезному ископаемому рабочего борта не влечёт производства вскрышных работ.
5. В качестве временной меры для вскрытия и отработки новых уступов, когда скользящие съезды упрощают или ускоряют производства этих работ.
Недостатки скользящих съездов:
1. Усложняются погрузочные работы особенно при железнодорожном транспорте, т.к. на участке съезда уступ отрабатывается в два под уступа переменной высоты;
2. Уменьшается полезная масса поезда, т.к. движение осуществляется под уклон;
3. Ширина этого съезда должна вписываться в ширину рабочей площадки уступа на участке съезда;
4. Увеличивается объём буровзрывных работ в скальных породах;
5. Периодический перенос основных путей затрудняет нормальную производственную деятельность и влечёт увеличение общего объёма горно-капитальных работ.
38.Оценка эффективности принятого способа вскрытия.
В крупных карьерах для хозяйственных перевозок часто проходятся дополнительные съезды на не рабочих или рабочих бортах карьера. Хозяйственные съезды не являются вскрывающими выработками, они относятся к типу специальных траншей.
О показателях эффективности принятого способа вскрытия к числу показателей, характеризующих принятый способ вскрытия относятся:
- количество и тип вскрывающих горных выработок, объём горно-строительных работ и сроки строительства карьера;
- удобство эксплуатации транспорта;
- обеспечение эффективности выполнения вскрышных и добычных работ;
- необходимость в дополнительном разносе бортов карьера за счёт вскрытия;
39.Виды нарушений устойчивости бортов карьера. Мероприятия по повышению устойчивости бортов карьера.
Выделяют два вида нарушений устойчивости борта карьера: оползни и обвалы. Оползни – это такое нарушение устойчивости откоса борта, которое характеризуется медленным отделением части массива с постепенным перемещением в сторону выработанного пространства по поверхности ослабления без заметной деформации её в первый период оползания. Обвал – это такое нарушение устойчивости борта при котором часть массива внезапно отделяется и быстро перемещается в сторону выработанного пространства, опрокидывается и разрушается на части.
Проводятся следующие мероприятия:
- осушение примыкающих к борту пород;
- не подрабатывать пласты пород падающих в сторону выработанного пространства, а в случае необходимости подработки выполаживать борт до поверхности ослабления;
- строго производить заоткоску уступов до значений предусмотренных проектом;
- не размещать на бортах, склонных к оползанию, отвалов и тяжёлых сооружений;
- избегать массовых взрывов при подходе к проектному контуру карьера;
- строго выдерживать установленные нормами параметры элементов борта карьера и уступа;
- для предотвращения оползания бортов при необходимости оставлять подпорные целики;
- по возможности в местах склонных к оползанию устраивать вогнутые борта карьера;
40.Определение рабочих и нерабочих углов откосов бортов карьера
Углы откоса бортов карьера определяются проведением расчётов по двум направлениям. С одной стороны борт отстраивается по чисто геометрическим правилам с учётом факторов, которые можно учесть;
А с другой стороны после предварительного построения контуров борта карьера производится его расчёт оп условиям устойчивости горных пород в пределах борта карьера. В этом случае расчёты ведутся по методике принятой в механике грунтов.
Если правильно выбрать параметры обеспечивающие устойчивость нерабочих уступов карьера (альфан, Ну). Число и параметры предохранительных и транспортных берм на нерабочих бортах карьера с учётом правил безопасности ведения горных работ и технологии ведения горных работ, то конструкция нерабочего борта карьера не представляет особой сложности.
Исследование по величине устойчивых углов откосов нерабочих бортов карьеров указывает на то, что чаще всего величина углов откосов полученных по условиям принятой схемы вскрытия, системой разработки, величины и количества предохранительных и транспортных берм, оказываются меньше чем получены по расчётам из условия устойчивости бортов.
Основные понятия о фронте горных работ карьера.
Направление развития горных работ на уступе выбирается непроизвольно. Месторасположение разрезной траншеи должно соответствовать проектному плану горных работ с тем, что бы обеспечивалась необходимое число вскрышных и добычных забоев в эксплутационный период разработки слоя, планомерность вскрышных и добычных работ. Фронт работ уступа различают прежде всего по следующим признакам:
I) По расположению:
1.Фронт работ расположен вдоль длиной оси карьерного поля
2. Фронт работ расположен вдоль короткой оси карьерного поля
3. Фронт работ расположен концентрически или по эллипсу
II) По структуре:
1.Однородный фронт работ, если он сложен только вскрышными породами или полезным ископаемы одного сорта. Ведётся валовая выемка горной массы.
2. Разнородный фронт работ: чередуются блоки пустых пород, полезного ископаемого и его различных сортов. Выемка в забоях раздельная, деление на блоки
3. Сложно-разнородный фронт работ, когда в его пределах практически не возможно выделить блоки только с пустыми породами или только с полезным ископаемым одного сорта. Ведут валовую выемку породу.
III)По направлению перемещения горной массы:
1.Фронт работ с поперечным перемещением горной массы, при складировании вскрышных пород в выработанном пространстве.
2. Фронт работ с продольным перемещением горной массы из забоев с применением карьерного транспорта.
IV) По погрузке горной массы:
1. Нижняя погрузка горной массы
2. Верхняя погрузка горной массы
3. Верхняя экскаваторная перевалка горной массы
4. Нижняя экскаваторная перевалка горной массы
V) По числу транспортных грузовых выходов:
1. Одинарный фронт (один грузовой транспортный выход с уступа)
2. Сдвоенный фронт (два грузовых выхода с уступа)
VI) По движению транспорта:
1) Тупиковый фронт: с возвратным движением транспортных средств.
2) Сквозной: с поточным движением транспорта.
VII) По положению транспортного выхода:
1) Фланговый фронт.
2) Центральный фронт.