Трассы вскрывающих выработок. Основные параметры трасс и сопряжение между элементами трассы.
Трасса траншеи или другой выработки – это линия положение которой в пространстве план и профиль земляного полотна транспортного пути (М(г) 1:2000, М(в) 1:200, т.е. соотношение масштабов 1 к 10) горизонтальная проекция трассы является планом пути, а вертикальная проекция – продольны профилем пути. Путь в плане состоит из прямолинейных и криволинейных участков, а в профиле из горизонтальных и наклонных участков, а так же сопрягающих участков между ними, обеспечивающих необходимую плавность переходов. Основными параметрами трассы являются: величина руководящего уклона, разность высотных отметок начала и конца трассы, радиусы криволинейных участков сопряжения в плане, радиусы сопряжения наклонных и горизонтальных участков, теоретическая и действительная длина трассы, длина отдельных элементов трассы, коэффициент удлинения трассы.
тангенсом (Т) кривой – называют расстояние от начала или конца кривой до вершины внешнего угла (альфа) поворота (точка А); тангенсом так же называют указанные точки касания прямого участка с кривой. Между элементами кривой её углом альфа, радиусом, длиной К, тангенсом Т и отрезком биссектора В существуют следующие зависимости:
Теоретическая и действительная длина вскрывающих трасс (длина трассы в общем виде). Удлинение трассы от кривой.
Различают длину трассы траншей теоретическую и действительную. Теоретическая длина определяется углом наклона к горизонту I и разностью высотных отметок точек, через которые проходит трасса.
.
Уклон i измеряется велечиной тангенса его угла I и выражается в виде тысячной дроби или числом тысячных этой дроби (в промилях). Значение тангенса определяется отношением разности высотных отметок (h) начала и конца участка уклона к величине его заложения (В), т.е. . Уклон i (весьма мал) поэтому длину В (заложение уклона) считают равной длине пути L, тогда . Геодезический уклон равный синусу альфа отношения h/L увеличенный в тысячу раз обозначенный буквой i и выраженный в промилях.Действительная длина трассы траншей больше теоретической за счёт необходимости смягчений уклона траншей на криволинейных участках и на площадках примыкания: , где
- теоретическая длина трассы;
- приращение длины трассы за счёт смягчения уклона на криволинейных участках;
- приращение длины трассы на участках примыкания траншей к горизонтам;
- приращение длины трассы по другим причинам;
На криволинейных участках при железнодорожном транспорте возникает дополнительное сопротивление движению поезда. Поэтому для создания нормальных условий работы транспорта руководящий уклон уменьшается на величину этого сопротивления которое определяется по формуле: